В среду
Госдума планирует обсудить законопроект "О статусе участников
вооруженных конфликтов и участников боевых действий". Зачем
этот закон нужен и что произойдет после его принятия, один
из авторов этого документа, зампред комитета Госдумы по
обороне
Алексей АРБАТОВ
(фракция "Яблоко"), рассказал корреспонденту "Известий"
Георгию ИЛЬИЧЕВУ.
- Алексей Георгиевич, законов у нас не одна сотня, но
многие из них не исполняются. Для чего понадобилось создавать
еще один?
- Военнослужащие - это люди, которые существуют в особых
условиях, они вынуждены действовать, выполнять свой служебный
и боевой долг. Они имеют некоторые права, но государство
далеко не всегда выполняет свои обязательства по этим правам,
не говоря уж о том, что сами права весьма ограничены и в
ряде случаев вообще никак не зафиксированы в законодательном
порядке. Это, в частности, относится к тем военнослужащим
и приравненным к ним лицам, которых государство в мирное
для всех время посылает фактически на войну для участия
в вооруженных конфликтах, в условиях чрезвычайного положения,
в контртеррористических и миротворческих операциях. На опыте
двух чеченских кампаний и ряда других конфликтов (Таджикистан,
Дагестан, Косово) накопилось огромное количество претензий,
когда военные были вынуждены обращаться даже в суд, с тем
чтобы добиться от государства выполнения тех небольших обязательств,
которые оно несет перед этими людьми. Предлагаемый нами
законопроект должен решить эту проблему.
- Что конкретно вы предлагаете?
- Мы создали четкую и стройную систему, которая включает
в себя выплаты военнослужащим за участие в вооруженных конфликтах,
непосредственно в боевых операциях, льготы после окончания
конфликта, медико-психологическую реабилитацию, а также
выплаты родственникам в случае гибели или увечья военнослужащего.
- Первый вопрос, который сразу возникает: сколько это
будет стоить и откуда возьмутся деньги? Вы знаете ответ?
- Обсчитать эту сумму невозможно, потому что сейчас никто
не может сказать, в каких еще конфликтах будет участвовать
Российская Федерация. Важно другое: впредь, обсуждая вопросы
использования вооруженных сил где бы то ни было, правительство
должно будет подсчитать, сколько денег придется потратить
хотя бы на социальную защиту военнослужащих. Чтобы не получалось
так: сначала влезаем в вооруженный конфликт, потом начинаем
искать деньги и, как правило, их не находим. В идеале, когда
начинается какая-то военная операция, деньги на ее проведение
должны идти отдельной строкой в федеральном бюджете.
- И все-таки, о каких суммах идет речь?
- Размеры выплат будут различаться в зависимости от звания
и должности, но для рядовых в итоге получится весьма серьезная
сумма из расчета 1000 рублей в день за прямое участие в
боевых операциях.
- На кого будет распространяться действие вашего закона?
- В самом законе мы решили это не оговаривать, чтобы не
создавать трудности и для текущего бюджета, и для внешней
политики; кроме того, участие СССР во многих конфликтах
мы официально не признаем. Закон относится к возможным будущим
конфликтам, а по прошлым - может быть "включен" специальным
решением президента.
- Как относятся к вашим предложениям в правительстве?
- Недавно мы получили очередное отрицательное заключение.
Однако нам известно, что Минфин после консультаций с нами
стал относиться к этому законопроекту положительно. Теперь
все зависит от позиции, которую займут Минобороны и другие
силовые структуры. По идее они должны быть заинтересованы
в принятии данного закона хотя бы для того, чтобы их не
засыпали исками, - сейчас их бывает около 100 тысяч в год.