Автогражданское страхование и, скажем, приватизацию роднит
то немногое, что придает завидную жизнестойкость всем
новациям, инициированным властью в союзе с крупным бизнесом:
даже при полном общественном неприятии этих феноменов
сосуществовать с ними дешевле, чем от них избавиться.
Тут нашему властному бизнес-сообществу в известной ловкости
не откажешь.
Это не стон идеалиста: последствиями российской приватизации
недовольны даже олигархи, которым свои периодические отсидки
в "Лефортово" впору заносить в контракты как
типичное форс-мажорное обстоятельство. Почему с автогражданским
страхованием должно быть иначе? Есть ли повод для оптимизма?
Пока не вижу. Руководители крупнейших страховых компаний
честно признаются, что достоверной статистики для расчета
тарифов в России нет. Правительство попросту изобрело
тарифы, воплощая в жизнь свои представления о социальной
справедливости, нежели точные актуарные принципы: чего,
спрашивается ради, житель Москвы должен платить в 4 раза
больше жителя Боровска, Медыни или Малоярославца за тот
же самый страховой полис, если машины этих провинциалов
каждую неделю появляются на московских дорогах и федеральных
шоссе? Понятно, что жители калужской глубинки победнее
москвичей. С них и берут меньше. Но так можно поступать
только в социальном страховании! Только там богатый платит
за бедного, молодой за старого, здоровый за больного.
Почему обеспеченный и дисциплинированный московский водитель
должен платить за уржумского неряху - объяснить не сможет
никто.
Однако не только тарифы роднят российскую автогражданку
с колхозной справедливостью. Автогражданка, как и советский
колхоз, плодит и множит бесправие россиян. Сегодня распорядиться
своей машиной без разрешения страховщика нельзя: приобрести
или продать машину, а также пройти техосмотр можно только
после покупки полиса. Давно известный славный метод торговли
"в нагрузку": хотите осуществлять свои гражданские
права? пожалуйста, но только если… и дальше - такие "если",
что сама суть гражданских прав и приоритет гражданского
правооборота над административным (или частным) принуждением
бесследно исчезают. Пресекать надо не регистрацию или
снятие автомобиля с учета без страховки, а выезд незастрахованного
автомобиля на автодороги общего пользования.
Иначе мы отдаём свои права в руки частных агентов (страховых
компаний). А если автовладелец конфликтует со страховщиком
по поводу тарифа? Конфликтует и не соглашается платить
завышенный, по его мнению, страховой взнос, обращается
в суд и дожидается решения. Ждет не менее полугода. И
все это время лишен права распорядиться транспортным средством.
Созданный механизм позволяет изобрести и более изощренные
способы частной мести автовладельцу со стороны страховщика:
излишне строптивых страховщик может, например, "ошибочно"
внести в общую базу данных в качестве злостного нарушителя
правил дорожного движения. И тогда любая страховая компания
вполне законно будет требовать от автовладельца уплаты
повышенного страхового взноса. И опять - только суд, а
на время судебного рассмотрения - бесправие.
Пока что автогражданка - самая хитрая новация из мне
известных: рано или поздно, но все мы заплатим тому, кто
ограничит нас в правах. Полисы уже поступили в продажу:
назад пути нет.