Президент
сообщил правительству, что ему на стол положен некий документ,
касающийся усиления борьбы с коррупцией. Очевидно, он, если
не превратится в очередную кампанию (о борьбе с коррупцией
в России говорят вечно), призван стать успокоением для инвесторов
и предпринимателей, напряженно следящих, куда "вырулит"
экономическая политика государства после дела "ЮКОСа"
и очередных залпов войны с олигархами. По информации "Известий",
проект документа был подготовлен под кураторством Германа
Грефа (Минэкономразвития) и Дмитрия Козака (первый замглавы
администрации президента) при участии силовых органов. Главный
вопрос - сломают ли эти усилия сложившуюся Систему теснейшего
сращивания государственной бюрократии всех уровней с бизнесом?
Ведь только на взятки в России тратится - и "берется"
- более $30 млрд в год - вдвое больше, чем все расходы на
национальную оборону.
"Должен сказать, что в некоторых странах создана
специальная система по борьбе с коррупцией. Думаю, целесообразно
сделать то же самое и у нас. Прошу правительство и дам
соответствующее поручение администрации президента разработать
в течение двух недель соответствующее предложение".
Эти слова Владимир Путин произнес две недели назад на
таком же понедельничном совещании с членами правительства.
Поручения были даны. Высокопоставленный источник, участвовавший
в подготовке предложений, сообщил "Известиям"
следующее: "Наша главная задача - попытаться устранить
сами условия для коррупции в органах госвласти и местного
самоуправления. Нужны меры, которые позволят сделать публичную
власть прозрачной. Чтобы механизмы принятия решений были
ясными, четкими и понятными и у чиновника не оставалось
лазеек для субъективного мнения". На вопрос "Известий",
будет ли усиливаться карательная составляющая, источник
сообщил: "Никакой карательной политики! Никаких поправок
в Уголовный кодекс, ничего подобного не обсуждается. Наоборот.
Речь идет о том, чтобы создать нормальные рамки для функционирования
публичной власти".
По сведениям "Известий", решение может быть
принято со дня на день. Источники в Кремле предположили:
вероятнее всего президент издаст указ о создании комиссии,
которую возглавит один из заместителей главы администрации.
Она будет похожа на группу по реформе госслужбы или судебной
системы, включать представителей разных ветвей власти
и общественных организаций. Комиссия займется подготовкой
комплекса предложений, которые коснутся законодательства
о госслужбе и местном самоуправлении, блока экономических
законов. Будет поднят целый пласт норм, касающихся работы
правоохранительных органов. "Эту систему также нужно
упорядочивать, чтобы она не могла принимать избирательные
решения", - сообщили источники в Кремле. Они прогнозируют,
что потребуется внести поправки в законы о милиции, прокуратуре
и т.д., чтобы исключить условия для коррупции и там. Ведь,
как три дня назад сказал Путин, "в случае коррупции
всегда участие принимают две стороны: те, кто дает деньги,
и те, кто их берет. И еще неизвестно, кто больше виноват..."
Коррупция в России - именно Система. Система ведения
дел в самых разных отраслях экономической, политической
и всякой иной жизни. Она столь глубоко проросла во все
поры действительности, что даже трудно типологизировать
1000 и 1 способ "отъема" денег у казны и населения.
Вот лишь некоторые.
Ворующие по закону
Отличительная особенность коррупции по-российски - ее
легитимность. Чаще всего коррупция совершается КАК БЫ
ПО ЗАКОНУ, на основании неких нечетко либо двойственно
прописанных правил и законов, оставляющих ту или иную
степень субъективности главному толкователю законов -
чиновнику. Собственно, эта трактовка этим чиновником и
выставляется на торги.
Один из ярких примеров - практика применения нескольких
вариантов закона о банкротстве. Этот закон способствовал
появлению конвейера грабежей через смену собственника.
Вариант, что действовал до 2003 года, позволял применять
совершенно беззастенчивую схему отъема собственности.
С подачи Федеральной службы по финансовому оздоровлению
или привлеченного кредитора суд (часто - "заинтересованный")
назначал нового главу на предприятии. Затем тот же суд
утверждал решения этого начальника по переводу активов
в "нужном" заказчику направлении.
С введением новой версии закона процедура стала чуть
позаковыристей, но суть не изменилась - в центре процесса
банкротства остались чиновники.
Смазка к пограничному замку
На таможне обман государства уже давно поделили на три
категории: контрабанда, «черный» и «серый» импорт. Все
эти схемы таможенникам известны, зачастую - небескорыстно.
С контрабандой все понятно - это ввоз товаров в страну
без декларирования вообще. Таможенные пошлины не уплачиваются.
«Черным» импортом называются товар, который везут под
видом другого. Например, дорогую технику, на которую действует
высокая ставка импортной пошлины - под видом запчастей,
для которых действует пошлина ниже. Или коллекционную
мебель - под видом отходов ДСП. Предполагается, что таможеннику
либо будет некогда заглядывать в фуру из-за занятости,
либо он не сможет отличить на глаз один товар от другого.
Или не станет - за взятку. Доходит до казусов: обнаруживается,
что в страну не ввозится ни одного жидкокристаллического
дисплея. А в магазинах их полно.
Самый крупный скандал с «черными» схемами ввоза случился
три года назад на мебельном рынке - с компаниями «Гранд»
и «Три кита». Позже в скандале оказались замешаны и сами
таможенники, которых мебельщики обвинили в превышении
должностных полномочий.
По сравнению с «черными» схемами, «серые» - детский лепет.
Предположим, импортер везет партию товара по цене $100
за единицу и хочет продать его за $200. Двойная прибыль
в данном случае условна: при ввозе в страну пошлина составит
20%, а еще государство хочет получить налог на добавленную
стоимость - 20%. При этом существуют сборы за таможенное
оформление, хранение товара на складе и т.д. Имея фантазию
и немного наглости, можно сэкономить на таможенных платежах.
Для этого в декларации всего лишь нужно указать цену намного
ниже реальной - например, $10. Полина уменьшается до $4.
В игре со стоимостью декларируемого товара главное не
обнаглеть вконец. Потому что в этом случае таможня может
арестовать партию товара и проверять ее настоящую стоимость
по своим источникам.
Кто спит спокойно
Схем ухода от налогов в природе существует в сотни раз
больше, чем самих налогов. Первое место по степени массовости
делят два налога: единый социальный налог (ЕСН) и налог
на прибыль.
ЕСН в России платят неохотно - слишком высока ставка
(35,6% с фонда оплаты труда). Именно поэтому большинство
россиян получают зарплату в конвертах. ЕСН должен уходить
в пенсионный фонд, фонд медицинского и фонд социального
страхования. Выдавая работнику «черную» зарплату, компания
не отдает на социальные нужды ни копейки. Минимизировать
отчисления государству за счет налога на прибыль сложнее,
но и это можно делать законно. Налог уплачивается компаниями
с доходов, уменьшенных на расходы компании. Бухгалтеру
достаточно знать, за счет чего можно сократить налоговую
базу. Сократить можно почти до нуля. В зависимости от
того, как реагируют чиновники на факты сознательного ухода
от налогов - корыстно или бескорыстно - и возникает вопрос
о коррупции.
Охота на брюнетов и водителей
Взятка охраннику порядка - компромисс между человеком
в погонах и мирным гражданином. Гражданин сознательно
идет на нарушение административной нормы, а милиционер
за небольшую сумму освобождает гражданина от административной
ответственности. Негласные расценки на услуги милиции
в Москве известны. Самое распространенное нарушение на
московской улице - отсутствие регистрации в паспорте,
стоит от 50 до 100 рублей. Нарушение правил дорожного
движения стоит дороже - от 50 до 300. Самыми «дорогими»
нарушениями считается проезд на красный сигнал светофора
и разворот в неположенном месте. За них в центре Москвы
могут попросить до 500 рублей. Законный способ поиска
истины в суде может привести к изъятию водительских прав
и муторной многодневной процедурой их возврата. Собственно,
эта волокита, как и вообще крайняя забюрокартизированность
(сознательная?) всех процедур в ГИБДД - и есть главный
стимул для взяточничества.
"Гибкая" недвижимость
С тех пор, как свободных земельных площадок под жилищное
строительство в Москве почти не осталось, у чиновников
появилась прекрасная возможность для укрепления своего
бизнеса. Направления два: выделение земли и раздача подрядов
и субподрядов на строительство. Теоретически, девелоперы
могут получить и то, и другое строго по результатам тендера.
Официально они проводятся, но в большинстве случаев их
результаты известны участникам рынка заранее. Чтобы получить
участок под строительство стандартного микрорайона (20-40
га), девелопер должен заплатить городу в среднем $50-200
млн, в зависимости от престижности места. Это - около
трети от стоимости строительства. Также застройщик безвозмездно
отдает городу до 30% готового жилья под обеспечение очередников
и расселение пятиэтажек. Неофициальный "откат"
чиновникам, занимающимся тендером, составляет еще $10-20
млн.
Право на точечную застройку (5-10 га в уже обжитых районах)
обходится дороже. Откаты в каждом случае оговариваются
особо, в зависимости от престижности района и качества
будущего жилья. Известно лишь, что за "точку"
придется заплатить примерно на 30-40% больше, чем за аналогичное
количество массового жилья. Чтобы получить подряд на конкретную
часть строительства, поставку материалов или оснащение
дома, нужно отстегнуть чиновникам в среднем $0,5-5 млн.
В Подмосковье, где рынок коттеджного строительства еще
только проходит стадию становления, а земли на отдельных
направлениях много, получить участок под строительство
проще. За земли, пригодные под жилищное строительство,
местные чиновники берут примерно $100-200 за сотку. Перевод
участков из технических или сельскохозяйственных в жилищные
обойдется уже как минимум в $1 тыс. за сотку. Застройщики
жалуются, что с вступлением в силу нового закона о землепользовании,
"ситуация осложнилась". Естественно, названные
цены не касаются земель на Рублево-Успенском направлении.
Здесь свободных площадок вблизи МКАД нет, получение участка
под строительство среднего по размерам коттеджного поселка
обойдется минимум в $10 млн.
Как обороть гидру?
Вот что говорят эксперты: Георгий Сатаров, президент
фонда "ИНДЕМ" (Информатика для демократии):
- Начинать надо с создания благоприятной для антикоррупционных
программ политической среды, которая подразумевает наличие
оппозиции, наличие реальной свободы слова и прозрачность
власти. Не знаю, насколько такой подход совпадает с замыслами
правительства .Это три необходимых условия, и последнее
из них у нас в данный момент точно отсутствует.
Депутат Валерий ОСТАНИН,
"Яблоко", бывший начальник РУБОП Алтайского
края:
- "Яблочное" мнение по этому вопросу таково:
надо принимать политическое решение. Надо принимать меры,
чтобы работало дейтсвующее законодательство в части коррупции,
которое сегодня существует - в действующем УК предусмотрена
суровое наказание за эти нарушения. А примеров привлечения
по этим статьям мы знаем раз, два и обчелся. Второе: надо
устранять объективные экономические предпосылки к коррупции.
Надо идти по пути итальянцев. То есть нужна широкомасштабная
кампания, широкое общественное движение "за чистые
руки". Втянуться в борьбу с коррупцией должны и глава
государства и правительство, партии. Но вот я сейчас в
округе, и мои избиратели не верят, что в этом вопросе
будут предприняты какие-то конкретные шаги. Я, скорее,
считаю, что это очередная популистская мера, предпринятая
в связи с делом Ходорковского - они хотят сделать из него
пример коррупции и обставить соответствующим антуражем.
Так или иначе, но до сих пор в России не прелагалось
именно всеохватывающих, системных мер борьбы с коррупцией,
которые ликвидировали бы саму ее основу. Наибольшей популярностью
у самих чиновников пользуется версия проиисхождения коррупции
из бедственного положения госслужащих. Соответственно,
самым действенным средством от взяточничества предлагается
повышение чиновничьих зарплат до конкурентоспособного
с предложениями взяткодателей уровня. Сколько платить
министру, начальнику управления или секретарше, чтобы
они не "брали"? В Высшей школе экономики, которая
была три года назад инициатором соотвествующей дискуссии,
утверждали, что средние оклады в министерствах должны
быть не ниже $500. Специалисты Центра стратегических разработок
сочли достойной оплатой чиновничьего труда $ 1000. Но
предварительные рассчеты дополнительных расходов бюджета
на этих цели (получалось минимум 11 млрд руб в год) поставили
крест на подобных планах. Министр экономического развития
Герман Греф ранее в целях борьбы с коррупцией предалгал
поднять зарплаты госслужащим "хотя бы до реального
прожиточного миниумума". Средняя зарплата рядовых
сотрудников министерств - 3-4 тыс руб. И это даже выше
официального прожиточного минимума
Однако пока ни эта, ни другие идеи повышения окладов,
создания правительственного фонда премиальных для особенно
отличившихся чиновников и передаче фонда оплаты труда
в распоряжение глав министерств не получили практического
воплощения (кроме МинЧС, которое осенью получило право
на такой эксперимент). Кроме того, есть убеждение, что
взяточничество и склоность к коррупции столь глубоко в
крови и российских бюрократов, что никакое повышение окладов
не спасет.
Как наше слово отзовется...
В начале текущего года - 19 февраля - состоялась памятная
встреча президента Путина с представителями Российского
союза промышленников и предпринимателей. На ней Путин
подробно говорил о важности борьбы с этим злом. В частности,
подчеркнул важность административной реформы как "определяющего
фактора в борьбе с коррупцией" (кураторы реформ госслужбы
и административной Дмитрий Медведев и Дмитрий Козак теперь,
соответственно, глава и первый заместитель главы президентской
администрации). Также Путин сказал, что "искоренить
коррупцию только карательными мерами невозможно, ...гораздо
продуктивнее создать на рынке условия, при которых правила
легче соблюдать, чем обходить". Речь шла, как сформулировал
глава государства, "о ликвидации самой базы для коррупции
и установлении партнерских цивилизованных отношений между
бизнесом и государством".
Стоит отметить, что на той встрече в Кремле особенной
активностью из приглашенных "олигархов" выделялся
лишь один человек. Его звали Михаил Ходорковский. Он выступил
с развернутым докладом, обильно сдобренным цифрами и фактами.
В частности, сказал, что "коррупция рассматривается
населением на том же уровне, что терроризм и безработица".
Что за последние четыре года количество людей, сталкивающихся
с коррупцией в России, увеличилось. Что масштаб коррупции
в России - $30 миллиардов - 10-12% ВВП. Привел данные
о том, что 49% населения считают, что большинство госчиновников
являются коррупционерами, а 15% считают, что все госчиновники
- коррупционеры. Для решения проблем коррупции Ходорковский,
по сути так же, как и Путин, предложил сделать законодательство
"коррупционно-устойчивым, сделать коррупцию постыдным,
а не обыденным явлением".
Некоторые склонны полагать, что именно после той встречи
у Ходорковского и начались неприятности. Но не потому,
что он говорил какие-то неприятные президенту вещи. А
потому, что "вылез", в частности, задев ненароком
или намеренно, прямо или косвенно интересы других влиятельных
бизнес-кланов, в частности "Роснефти". Кстати,
примерно в то же время из президентских уст публично прозвучал
и первый упрек Ходорковскому - насчет сомнительной "чистоты"
ведения бизнеса в прошлом.
Кто и как наказывает за коррупцию
Согласно исследованию, проведенному в этом году организацией
Transparency International, Россия по уровню коррупции
занимает 87-е (из 133) место в мире - между Мозамбиком
и Алжиром. Самыми некоррумпированными признаны Финляндия,
Исландия, Дания, Новая Зеландия. Наиболее коррумпированными
- Гаити, Нигерия, Бангладеш.
Борются с коррупцией в разных регионах по-разному. В
США, Британии, Австрии правоохранительные органы стремятся
выявлять конкретные случаи нарушения закона, в Сингапуре
и Гонконге действуют по принципу: лучше предотвратить
преступление, чем за него наказывать - в этих странах
делают упор на "воспитательной работе" и "превентивных
мероприятиях". Во Франции человек, уличенный в коррупции
или получении взятки, может получить до 10 лет тюрьмы
или заплатить штраф в двукратном размере от суммы взятки.
В США за аналогичное преступление срок наказания - 5 лет
(или штраф до 10 тысяч долларов). В Японии - семь лет
тюрьмы. В Германии - 6 лет (или штраф в двукратном размере
от суммы взятки). В Сингапуре обвиненный в коррупции лишается
презумпции невиновности - он обязан объяснить источник
своих доходов.
Наиболее жесткое наказание применяется в Китае. В начале
1980-х в китайском Уголовном кодексе резко увеличилось
количество "расстрельных статей", прежде всего
за счет "серьезных хозяйственных преступлений".
Сейчас за коррупцию в Китае можно получить пожизненное
заключение или смертный приговор.
Одной из самых громких антикоррупционных акций стала
операция "Чистые руки" в Италии. Началась она
в 1992 году с подачи миланского судьи Антонио ди Пьетро.
За несколько дней арестовали сотни представителей итальянской
элиты. Было начато около трех тысяч расследований, осуждены
500 человек. В коррупционных скандалах и связях с мафией
были замешаны полторы тысячи политиков. Среди обвиняемых
- бывшие премьеры Беттино Кракси и Джулио Андреотти, три
партийных лидера, семь министров и более сотни депутатов.
Только пять процентов из них были оправданы.
В Южной Корее к уголовной ответственности привлекли двух
президентов - Чон Ду Хвана и Ро Дэ У. Одного приговорили
к смертной казни, другого - к длительному тюремному заключению.
Правда, позже приговор был пересмотрен и обоих выпустили.