Одаренные дети провинции. Акция "РС"
и партии "Яблоко"
Взяв в руки карандаш в восемь месяцев, Ростислав поначалу
долгое время предпочитал графическую технику. Потом аргентинский
художник Пабло Барутти научил его писать маслом.
-
Я чуть-чуть отстаю от Пикассо: он стал писать маслом в
восемь лет, а я в девять, - сравнение с кумиром не в свою
пользу Ростислав констатирует с нескрываемой горечью.
- Но у него отец был художник. А у меня среда сами видите
какая...
"Среда" тихо хохочет за дверью комнаты, где
Ростислав демонстрирует мне свою новую живописную серию
"Музы сюрреализма". Впрочем, хоть папа с мамой
у вундеркинда к искусству отношения действительно не имеют,
но в остальном - вполне под стать 11-летнему основоположнику
сюр-витализма.
НЕНОРМАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ
Как раз вслед за корреспондентом "РС" в Уфу
должна была приехать аргентинская суперзвезда Наталья
Орейро. Папа Александр Михайлович намеревался поработать
у певицы переводчиком.
- Есть такое хорошее испанское слово... Не знаю, как
перевести его на русский. Что-то вроде "сумасшествия",
но не вполне, - так попытался объяснить мне Александр
Михайлович причины, три года назад подвигшие его уехать
со всем семейством в Аргентину. - Было много проблем,
и хотелось резко изменить жизнь.
Проблемы начались давно - сразу после рождения Ростислава.
И даже раньше - когда 19-летний студент-философ Александр
женился на выпускнице агрономического техникума Наташе.
- Его семья меня не приняла. Во-первых, "старуха"
- на два года его старше, окрутила маленького мальчика.
Во-вторых, я по маме татарка, - рассказывает Наташа. -
В общем, они нам помогать отказались.
Ростислав родился недоношенным, восьмимесячным, врачи
в роддоме поставили ему кучу страшных диагнозов, включая
внутриутробное поражение центральной нервной системы,
и предсказали неизбежное отставание в развитии. Молодые
родители, вместо того чтобы впадать в панику, поселились
в доме бабушки - Наташиной мамы в башкирском городке Бирске
и стали растить сына по своим правилам. Успев к тому времени
перепробовать босохождение и обливание по методу Порфирия
Иванова, раздельное питание и питание по методу Поля Брека,
а также множество прочих метод здорового образа жизни,
Ростислава они с первых месяцев жизни держали на свежем
воздухе, без пеленок и распашонок. Молодой человек до
полутора лет питался грудным молоком, а потом перешел
на мясо - да так с тех пор к нему и не остыл:
- Когда бабушка норовит зелени побольше положить, он
всегда ворчит: "Это у меня родители вегетарианцы,
а я нормальный человек..."
В два с половиной года научился читать: не то чтобы родители
были так озабочены ранним развитием, просто у мамы в частном
доме было очень много дел, и она справедливо рассудила,
что чем раньше сын научится читать, тем скорее сумеет
занять себя сам. Так и случилось: к четырем годам Ростислав
перечитал уже все русские сказки, а к семи переключился
на Марка Твена с Майн Ридом.
Однако окружающие на молодых родителей косились недоверчиво:
чего с ребенком вытворяют... В маленьком городке чужая
жизнь - дело каждого, и при встрече с новыми людьми Александру
и Наташе приходилось порой слышать о себе:
- Надо же, вы нормальные люди, а про вас такое рассказывают!..
Помимо проблем с окружением, финансовым достатком молодая
семья похвастаться тоже не могла: даже когда Александр
наконец окончил аспирантуру и защитился, прокормить трех
человек на зарплату ассистента преподавателя было крайне
затруднительно. Саша с Наташей подумали-подумали - и поехали
на заработки в Аргентину.
ВМЕСТО КАТАСТРОФЫ
Сняли
квартиру в самом центре Буэнос-Айреса, занялись уличной
торговлей, стали потихоньку зарабатывать деньги. А потом
в Аргентине случился экономический кризис. Они потеряли
разом работу и квартиру и две недели провели в буквальном
смысле на улице. От голодной смерти в чужой стране семью
спас... Ростислав.
В какой-то из черных дней родители увидели на дверях
"Макдоналдса" объявление о конкурсе детского
рисунка. Приз - 5 тысяч долларов. У Ростислава, который
рисует по нескольку картин в день, скопилась к тому времени
приличная коллекция, но на семейном совете было выбрано
одно произведение: живописное полотно "Мыслитель".
Сейчас, спустя два года, при обсуждении картины в присутствии
корреспондента "РС" у папы с сыном возник философский
спор.
- Внизу - это материальный мир, вверху - духовный. А
фигура человека между ними соединяет два эти мира, - объяснил
мне идею картины Ростислав.
- Не вполне логично получается, - возразил было папа
- кандидат наук. - А где же мир интеллектуальный?
- Интеллектуальный мир - это часть духовного, - не растерялся
Ростислав, закрыв дискуссию.
Но у членов жюри того конкурса возможности услышать подобный
диалог не было, поэтому картину для участия в соревновании
они не допустили. "Что вы нам голову морочите, это
рисовал взрослый человек, - сказали им, лишив всякой надежды
на 5 тысяч долларов.
Зато появились другие надежды - на то, что талант сына
признают. Папа отнес его картины в церковную организацию
"Карес", которая занимается помощью эмигрантам.
Там на них посмотрели, потом позвали художников и искусствоведов,
те подтвердили: у мальчика талант, с ним необходимо заниматься.
Всему семейству тут же сняли номер в отеле, а Ростислава
определили в школу и нашли ему учительницу рисования -
известную аргентинскую художницу Кору Машес. Та устроила
ему первую персональную выставку, с помощью которой автор
и заработал две тысячи долларов на обратные билеты в Уфу.
С парой чемоданов семейство вернулось туда, откуда сбежало
три года назад.
- Не жалеете, что съездили? - спросила я родителей.
- Мы надеялись, конечно, что будет лучше. Но все же выучили
язык, посмотрели на другую страну... Уже неплохо, - ответил
философ Александр.
- Чего жалеть? - сказала Наташа. - Никогда не знаешь,
где найдешь, где потеряешь. Вот разбился год назад самолет
над Боденским озером. А мне незадолго до этого дурацкий
сон приснился: я стою на летном поле, а там такой противный
женский голос объявляет, что разбился самолет, и называет
имена погибших. Я вдруг слышу - Ростислав Рудаков, Уфа.
Я кричу ей: как, он же в Аргентине, его не может тут быть!
И она таким же противным голосом говорит: "Да? Ну,
тогда Ростислав - домой"... В общем, мы не жалуемся.
Живы, здоровы - и слава Богу.
ОТ РЕАЛИЗМА К АВАНГАРДУ
Ростиcлав тоже не сильно переживает, грустит только об
одном - что много картин пришлось оставить в Аргентине.
Часть коллекции раздарили друзьям, часть забрала себе
Кора:
- Когда ты станешь знаменитым, чем я докажу, что была
твоей учительницей?
- В результате почти весь импрессионистический период
моего творчества не сохранился, - горько резюмирует Ростислав.
Художественное развитие юного таланта происходило по
всем законам жанра: от реализма к авангарду. То, что получилось
на выходе, - смесь двух направлений: сюрреализма и витализма,
для обозначения которого Ростислав придумал термин "сюрвитализм".
Тонкую грань между разными стилями авангардизма уловить
может только сам художник, поэтому мама, разглядывая его
работы, всегда осторожно справляется у сына:
- Я правильно говорю, что это сделано в технике акрилики?..
Правда, мелких конфликтов избежать все равно не удается.
Мама хоть и понимает, что главная ценность картин сына
- это именно новаторство, но написанный "совсем как
настоящий" апельсин все равно радует ее гораздо больше
непонятных изображений. Ростислав, стоит маме проявить
слабость, тут же хватается за голову:
- Да это же реализм, это примитивно! Это вообще нужно
спрятать и никому не показывать.
В остальном у родителей с сыном - полное взаимопонимание.
После возвращения из Аргентины он не ходит в школу - готовится
сдавать экзамены экстерном. Папа объясняет:
- Школа - это система, она ломает человека. Надо будет
- получит аттестат. А нет - и так проживет. Он художник.
Пусть ему 11 лет, но он же личность. Сам в состоянии решить,
что ему надо.
___
Мама слушает папу с легкой грустью и перебирает в руках
коллекцию камней, которые Ростислав собирал летом у бабушки
в деревне: еще одна страсть сына - это геология. У него
и лучший друг - бирский геолог дядя Саша. Но когда тот
однажды спросил Ростислава, хочет ли он пойти по его стопам,
молодой человек задумался и сказал:
- Мне все нравится в твоей профессии, кроме того, что
нужно пить очень много водки.
Придется остаться художником.