[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Столичные дисфункции
"Московские новости",   4 ноября 2003 года
Весной (см. "МН" N 8, 17) кремлевские функционеры обещали, что питерский НИИ растениеводства имени Вавилова и Российский исторический архив останутся по старому адресу. Но сейчас они вновь попали в зону особого внимания Управления делами президента

Разговоры о передаче Санкт-Петербургу части столичных функций ведутся с момента возвращения городу его исторического имени осенью 1991 года. В последние три года Питер де-факто обрел столичные черты - судя по полюбившимся Владимиру Путину приемам зарубежных гостей в интерьере петербургских дворцов. Ну а после избрания Валентины Матвиенко на пост губернатора "столичная идея" стала обретать в устах официальных лиц почти навязчивый характер...

ПЕРЕСАДКА "ВЕТВЕЙ"

Сторонники наделения Петербурга столичными функциями первоначально говорили о возможности размещения на берегах Невы ряда федеральных министерств. Назывались даже конкретные ведомства, скажем, Министерство культуры. Но эта мысль как-то быстро заглохла. Губернатор Владимир Яковлев однажды заметил, что из всех столичных функций он бы взял только одну - Минфин, но кто ж ему даст...

Другая идея, одно время активно обсуждавшаяся, - превращение Петербурга в "парламентскую столицу России", с переносом в город высших органов представительной власти - Госдумы и Совета Федерации. Прецеденты такого рода с размещением исполнительной и законодательной властей в разных городах, как известно, в мире имеются. Время от времени в Петербурге начинали распространяться "совершенно точные" сведения, что решение уже принято и даже выделены какие-то немыслимые деньги на строительство парламентского комплекса. Но и в этом направлении дальше слов дело не пошло.

Отчаявшись пересадить на берега Невы одну из этих двух "ветвей власти", сторонники повышения статуса Петербурга начали задумываться о третьей. Весной 2003 года в СМИ появились высказывания политиков о том, что хорошо бы сделать город "судебной столицей России". И перевести в Петербург три высших суда: Конституционный, Верховный и Высший арбитражный.

В октябре, сразу после выборов губернатора, Валентина Матвиенко заявила об этой перспективе - и в отличие от предыдущих ситуаций к ней отнеслись куда более серьезно. Во-первых, потому, что Валентина Ивановна рассматривается как "человек Путина", ретранслирующий его замыслы. Во-вторых, потому, что площадка для переезда была уже подготовлена.

"РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ"

Напомню, 17 декабря 2002 года и 17 января 2003 года Михаил Касьянов подписал два правительственных распоряжения о передаче Управлению делами президента РФ нескольких зданий, расположенных в центре Санкт-Петербурга. "В целях более рационального размещения федеральных органов исполнительной власти" УДП передавались здания Сената и Синода, где располагается Российский государственный исторический архив (РГИА), и здание бывшего министерства государственных имуществ и дом министра, где "живет" знаменитый ВИР - Всероссийский институт растениеводства имени Н. И. Вавилова. Сами научные учреждения, естественно, должны быть выселены. Под угрозой оказались уникальные коллекции ВИРа и не менее уникальное собрание документов архива. Ничего личного: рационализация.

Общественность - и не только научная - встала на защиту, во все концы полетели протесты и просьбы о помощи. В городе начались митинги, участники которых называли возможное уничтожение архива и не имеющего аналогов в мире генофонда семян растений "актом национального самоубийства, навязанным чиновниками президента", и требовали немедленной отмены правительственного распоряжения.

Ответ последовал незамедлительно: управделами президента Владимир Кожин заявил, что изменений решения правительства о передаче зданий не будет.

В некоторых питерских СМИ поведение президентского завхоза - бывшего инструктора райкома ВЛКСМ, а затем замсекретаря парткома одного из питерских "почтовых ящиков" - было названо "пощечиной петербургской интеллигенции". Депутаты Госдумы Александр Шишлов и Юлий Рыбаков обратились к премьер-министру с требованием отменить злополучные распоряжения. Депутаты Законодательного Собрания приняли аналогичное обращение к президенту. Скандал начал обретать всероссийский характер - игнорировать его дальше было невозможно.

Впереди между тем уже "маячил" 300-летний юбилей Петербурга: возмущенные ученые вполне могли выйти пред очи зарубежных гостей с плакатами "Защитим президента от его завхоза!". Во что бы то ни стало требовалось хотя бы временно нейтрализовать общественные протесты. И тогда был использован отвлекающий маневр.

БЛЕФ

В начале мая в ВИР приехала тогда еще полпред президента Валентина Матвиенко и заявила, что проблема снята: "Президент дал четкие указания, чтобы переезда института не было и не предпринималась никакая деятельность, которая могла бы нанести хоть малейший ущерб коллекции". Вот построят специально для ВИРа здание нового генного банка - тогда и переезжать можно. Ведь, по ее словам, помещения бывшего министерства государственных имуществ "не приспособлены для хранения коллекции".

Кроме того, Матвиенко посетовала, что "шумиха в СМИ" была вызвана "непониманием истинной позиции властей, которая заключается в стремлении улучшить условия хранения "вавиловских сокровищ". Президентские чиновники всего-то и хотели, чтобы ученые жили еще лучше, а они, неблагодарные, не оценили заботу. Точно такие же заявления были даны полпредом и на встрече с сотрудниками РГИА, которым было сказано, что правительственное распоряжение о передаче зданий "приостановлено". Но при этом здание архива нуждается-де в срочном ремонте, сделать который без выезда нельзя - и потому лучше бы построить новое здание.

Между тем ни малейшей потребности в переезде обоих учреждений нет и не было. Ученые говорят, что нынешнее здание ВИРа идеально пригодно для нынешних целей: метровая толщина стен обеспечивает постоянную температуру хранения семян и зимой, и летом даже без холодильников. Зачем строить новое, тратя на это десятки миллионов долларов? Если у правительства есть лишние деньги - лучше бы их потратили на то, чтобы институт имел возможность нормально работать. Ведь за последние десять лет ВИР не смог организовать ни одной зарубежной экспедиции.

Что касается РГИА, то, по словам научного сотрудника архива и секретаря общественного комитета по защите РГИА и ВИР Никиты Крылова, разговоры о необходимости ремонта архива - тоже лукавство. "Во время войны в здание Сената было 14 попаданий, и то мы делали ремонт без эвакуации, - говорит Крылов. - Неужели в мирное время это невозможно?" Действительно, двухметровые стены выдержат еще не одно десятилетие. А потолки здания, которое строилось по проекту Карла Росси специально для архива, рассчитаны на нагрузки от многочисленных стеллажей.

Весной ученым, чтобы временно успокоить страсти, было обещано, что создадут комиссию с участием представителей общественного комитета, и она решит, нужен ли переезд. Осенью, однако, выяснилось, что все обещания Матвиенко и ее ссылки на высочайшую волю оказались блефом. Никто и не собирался "приостанавливать" действие правительственных распоряжений. И никто так и не создал никакой комиссии.

АРХИВ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ ?

Правда, судьба ВИРа сегодня представляется уже не столь грустной. 8 октября Высший арбитражный суд отменил распоряжение Касьянова о передаче УДП зданий, занимаемых институтом. Дело в том, что еще в 1932 году здания были переданы в собственность Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ). С той поры никто этого решения не отменял, что и послужило основанием для отмены постановления премьера. По словам Александра Шишлова, без активной гражданской позиции питерских ученых вряд ли бы удалось отстоять здание. "Мало кто верил, - говорит Шишлов, - что вавиловцам удастся противостоять чиновной машине. Но, несмотря ни на что, они спасли свой бесценный научный фонд".

Что касается РГИА, то здесь все сложнее. Разговоры о переезде возобновились. Заместитель министра имущественных отношений Сергей Моложавый сообщил, что "для перемещения РГИА предложен неиспользуемый комплекс зданий Банка России, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д.36, и прилегающий земельный участок для строительства дополнительного здания под фондохранилище архива".

Но постройка, из которой Центральный банк выезжает уже четыре года, совершенно не подходит для размещения архива. По словам Никиты Крылова, предлагаемое РГИА здание имеет площадь в три раза меньше, чем сейчас занимает архив. Его перекрытия не рассчитаны на нагрузку, связанную с установкой архивных стеллажей. Кроме того, "новое" здание сделано из стекла и бетона, поэтому оно в принципе не может обеспечить нужные климатические условия. Наконец, коридоры в здании отделаны горючими материалами, что категорически противопоказано архиву. Деньги в них хранить, видимо, опасались - зато архиву в самый раз?

Возможно, поняв, что и этот вариант для РГИА не подходит, ученым предложат какой-то другой. Но во имя чего? Чтобы разместить именно в зданиях Сената и Синода высшие судебные инстанции страны?

...Последняя по времени идея, касающаяся "столичных функций", была высказана Сергеем Мироновым. На сей раз предлагается перевести в Северную столицу Центральный банк России.

Между тем Петербург нуждается не в столичных функциях, не в помпезных приемах иностранных гостей, не в превращении своего юбилея во всемирный фуршет от имени российского президента и не в переезде на берега Невы каких-либо властных структур. Куда больше он нуждается в том, чтобы его - как, впрочем, и другие российские регионы - перестали обирать, изымать собираемые в городе доходы в пользу центра и превращать положенные по закону бюджетные поступления в плату за лояльность городских властей президенту. Но об этом питерские политики за редкими исключениями стараются не говорить.

ДОСЬЕ МН
В текущем году "МН" внимательно следили за событиями вокруг НИИ растениеводства и Исторического архива.

Борислав Михайличенко, "Президент среди императоров", N 2 - 3:

"...С комплекса Сенат-Синод, равно как и с остальных зданий "Исаакиевского кольца", статус памятников федерального значения собирались снять..."

Михаил Золотоносов, "Медный всадник в аренду", N 8:

"...Самое забавное в распоряжении от 17 декабря - это замечание о том, что архив выселяется из Сената-Синода для того, чтобы обеспечить контроль государства за использованием уникальных исторических комплексов..."

Борислав Михайличенко, "Неподъемный гербарий", N 17:

"...Несмотря на все обещания власти ограничить аппетиты российской бюрократии, эти аппетиты неуклонно растут. Для "красивой жизни" чиновникам требуется все больше бюджетных денег, все больше престижных зданий..."

"Московские новости", 4 ноября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]