По
итогам голосования по поправкам, предложенным Комитетом
Государственной Думы по образованию и науке, ко второму
чтению проекта бюджета 2004 года, председатель Комитета
Александр Шишлов заявил,
что «Проправительственные» фракции в очередной раз продемонстрировали
свое отношение к сфере образования, отказавшись повысить
зарплату педагогам, увеличить расходы на информатизацию
школы и так далее.
На пленарном заседании Государственной Думы, обсуждавшем
бюджет-2004, Комитет по образованию и науке предложил
выделить дополнительные средства на увеличение в 1,5 раза
заработной платы работникам образовательных учреждений
федерального ведения. В своем обращении к депутатам и
представителям правительства, председатель Комитета Александр
Шишлов сказал: «Уважаемые коллеги! 217-я поправка, по
моему мнению, является самой принципиальной из тех, что
мы сегодня будем обсуждать. Речь пойдет о зарплате бюджетников
в 2004 году. В правительственном проекте бюджета на 2004
год дальнейшее увеличение оплаты труда в бюджетной сфере
даже не предусмотрено. Предусмотрены лишь расходы, связанные
с повышением зарплаты, которое произошло с 1 октября 2003
года. Фактически это означает, что в 2004 году реальные
доходы в бюджетной сфере уменьшатся. Особую тревогу это
вызывает в сфере образования, потому что от финансирования
зависит ее будущее. Расчеты, которые мы провели в Комитете
показывают, что увеличение зарплаты с 1 октября 2004 года
в 1,5 раза абсолютно реально. Для учреждений федерального
подчинения в сфере образования это потребует 7,9 миллиардов
рублей».
Данная поправка не была принята. В ответном выступлении
глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что данное предложение
не позволит повысить заработную плату, потому что касается
только федеральных представителей, в то время, как в субъектах
Российской Федерации объем заработной платы по этому предложению
составляет несколько десятков миллиардов рублей. «Положительное
решение по данной поправке, – сказал А. Кудрин, – поставит
субъекты Российской Федерации перед ситуацией, когда они
не смогут выплатить деньги, и тогда будет задолженность
по зарплате. Таким образом, разбалансируется бюджет и,
по сути, назреет социальный конфликт».
Еще одним вопросом, обсуждавшимся по инициативе Комитета,
стало увеличение раздела «Образование» в проекте бюджета
на 2004 год на 5,5 миллиардов рублей с целью довести до
установленного самим Правительством РФ уровня финансирования
программы «Информатизация школ». По этому вопросу выступил
заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам
Михаил Задорнов.
Он поддержал инициативу Комитета по образованию и науке
и в частности сказал, что программа «Информатизация школ»
не получает на данный момент никакого развития, потому
что из года в год на эту программу выделяется в несколько
раз меньше средств, чем было установлено изначально. Данная
программа была начата около двух лет назад, а из-за нехватки
финансирования при стремительном развитии технологий даже
та техника, что была выделена еще вначале, уже устарела
и перестала быть актуальной. По мнению М. Задорнова, заработная
плата очень важный вопрос, но и модернизация образования,
причем как школ, так и ВУЗов, также на данный момент является
ключевой задачей.
А.Кудрин согласился с тем, что программа «Информатизация
образования» является нужной и серьезной для нашей страны.
Именно поэтому ей уделяется достаточное внимание в Правительстве.
«Мы с губернаторами, – заявил А.Кудрин, – финансируем
эту программу на долевом участии, то есть 1,5 миллиарда
из федерального бюджета и еще 1,5 миллиарда дают субъекты.
Итого уже три в следующем году. Но я хочу напомнить, что
Правительство внесло в ГД предложение по изменению бюджета-2003.
Так что не дожидаясь 2004 года, в конце текущего года
добавим еще 1,5 миллиарда рублей. Таким образом, 1,5 миллиарда
в этом году, 1,5 миллиарда в следующем году, приплюсуйте
то, что субъекты добавят к этим суммам. В итоге получается
существенный объем примерно равный 6 миллиардам рублей.
Так что не надо перекармливать». Доводы, приведенные главой
Минфина, показались достаточно убедительными большинству
депутатов для того, чтобы отклонить и эту поправку.
Подобная участь постигла и предложение Комитета по образованию
и науке увеличить студенческую стипендию в полтора раза
с 1 сентября 2004 года. Не помогли аргументы депутата
Олега Смолина, которые содержали факты, говорящие сами
за себя. «Повышение студенческих стипендий, которое произошло
с 1 сентября текущего года лишь компенсирует рост прожиточного
минимума с июля 2000 года, когда стипендии увеличивались
последний раз. – заявил депутат. – Если посчитать в реальных
деньгах, то современная расчетная стипендия студента ВУЗа
в 3,5 раза меньше, чем была у его сверстника 15 лет назад,
а у учащегося техникума и ПТУ в 7-10 раз меньше, чем 25
лет назад. Поэтому студенты и студенческие профсоюзы справедливо
ставят вопрос о повышении стипендий в 3 раза. Наш Комитет
поднимает вопрос о повышении хотя бы в 1,5 раза. А ведь
по сравнению с профицитом бюджета, это сущие мелочи: 2,5
миллиарда рублей. Напомню, что согласно российскому законодательству
величина стипендии должна устанавливаться, исходя из величины
прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
До сих пор этого не разу не делалось».
К сожалению, Комитет по образованию и науке не получил
поддержки своих коллег не только по вопросам образования,
но и по финансированию фундаментальной науки. В своем
выступлении по этому вопросу председатель Комитета А.Шишлов
вынес на обсуждение предложение увеличить на 650 миллиардов
рублей раздел проекта бюджета-2004 года под названием
«Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу» за счет сокращения расходов по обслуживанию
государственного и муниципального долга. «Расходы, связанные
с развитием и поддержкой фундаментальной науки, к сожалению,
уменьшаются. – сказал А.Шишлов. – Те средства, которые
предлагаем выделить мы, направлены на то, чтобы довести
до установленных правительством же размеров финансирования
конкурсных фондов поддержки научных исследований. У нас
три таких фонда. Это эффективный механизм, который позволяет
поддерживать передовые научные исследования и обеспечивает
развитие российской науки. На мой взгляд, нам надо поддержать
те расходы, которые являются инвестициями в наше будущее.
Иначе остальные расходы просто не нужны».