Полицейское государство — это не то государство, где
полицию можно увидеть на каждом углу.
Полицейское государство — это государство, где никакой
власти, кроме полицейской, нет и не может быть.
Государство, где полиция стоит над законом.
Где полиция решает, где гражданину позволено жить, работать
и каким имуществом владеть.
Где суды принимают решения, основываясь исключительно
на мнении полиции.
Где пресса и телевидение сообщают только точку зрения
полиции.
Где полиция не защищает граждан, а является для них главным
источником опасности.
Где искать защиты от полиции бесполезно.
Такое государство у нас уже было. Теперь оно вернулось.
Сомневаться, что за всем, что случилось с Михаилом Ходорковским,
стоит Владимир Путин, невозможно.
И не только потому, что почерк происшедшего хорошо знаком
российским диссидентам, знающим наизусть все признаки
типичной «гэбэшной» операции — с обязательной ложью, провокациями
и лицемерием. Но и потому, что сегодня в стране ничего
существенного без ведома президента действительно не происходит.
Случившееся — не исключение, а правило.
И совершенно неважно, проводилась ли спецоперация «25
октября» по прямому указанию президента или по его тонкому
намеку. В конце концов, письменных указаний уничтожить
НТВ или арестовать Гусинского он тоже не давал.
Президент, воспитанный в тайной полиции, мог построить
только полицейское государство. Ничему другому его просто
не учили: в итоге обязательно должен был получиться пулемет.
Один из традиционно заискивающих перед властью комментаторов
как-то договорился до сравнения Путина с доном Руматой
из повести «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Мол,
президент, как земной разведчик на далекой планете, героически
выполняет свою миссию «посланца будущего» в косной системе
российской власти, отчаянно пытаясь перестроить ее на
современный лад.
Думается, Владимир Владимирович куда ближе к иному герою
Стругацких из той же книги — к «главе министерства охраны
короны» и будущему диктатору дону Рэбе.
И еще ближе к другому персонажу — правда, уже не литературному.
«Я увидел реформатора великой страны — худощавого, небольшого
роста, энергичного, с огромной работоспособностью, откровенного,
скромного, с большим чувством юмора, простого в общении,
очень быстро устанавливающего связь, интимность между
собой и слушателями, апеллирующего к здравому смыслу людей,
принимающего к сердцу судьбу каждого человека, делающего
все, чтобы экономика и благосостояние людей неуклонно
возрастали, бескомпромиссного борца с международным терроризмом
и даже отрицательно относящегося к созданию собственного
культа личности…».
Это написано не сейчас.
Это написано давно.
Это Лион Фейхтвангер об Иосифе Сталине — «Москва. 1937»…
Кстати, этот персонаж тоже никогда не сомневался в правоте
решений об очередном аресте. Слова, правда, были чуть
другие: «у нас зря не сажают», «органы не ошибаются»…
На это сходство стоит обратить внимание и тем, кто сейчас
бурно радуется происходящему, и тем, кто считает, что
их-то это не касается. Ведь в свое время те, кто радовался
первой волне арестов, вскоре попали под вторую. А те,
кто считал, что их это не касается, вскоре убедились в
обратном…
В упомянутой повести «Трудно быть богом» есть знаменательный
диалог дона Руматы и кузнеца:
«— Я так полагаю, что приспособимся. Я полагаю, главное
— никого не трогай, и тебя не тронут, а?
Румата покачал головой.
— Ну нет, — сказал он. — Кто не трогает, тех больше всего
и режут».
В свое время в программе «Куклы» прозвучала блистательная
реплика: «У нас тут все бандиты, но которые в форме —
те называются правоохранительными органами».
В нормальном обществе происходящее сейчас было бы воспринято
гражданами как сигнал крайней опасности. Ведь если защитить
себя от полиции не может один из самых влиятельных людей
в стране — значит, безопасность остальных и вовсе ничем
не гарантирована.
Но в путинской России подавляющее большинство людей и
так знает, что ничем не защищено от произвола власти.
Хотят ли они жить так и дальше? На этот вопрос скоро
придется ответить. 5 марта 2004 года.
На выборах президента.