Российские бизнес и власть - это сиамские близнецы. Серьезный
бизнес можно делать только с помощью власти, она, в свою
очередь, кормится из рук бизнеса. То, что произошло на
днях вокруг ЮКОСа, - это саморазрушительные действия,
борьба сиамских близнецов, набросившихся друг на друга.
Эта борьба, как мы сегодня видим, зашла слишком далеко.
Она наносит удары по ключевым общественным институтам:
средствам массовой информации - НТВ, ТВ-6, ТВС, подорван
авторитет адвокатуры, адвокатов обыскивают и вызывают
на допросы. Ударили и по судебной системе, которая в этой
борьбе стала просто приложением к одной из сторон. Наконец,
раскрутившись, пружина достала до политической партии,
во время обыска была изъята предвыборная документация
"Яблока".
Нигде еще война бизнеса и власти не заканчивалась победой
бизнеса. В России, однако, победа власти может быть сокрушительной
для страны. Выход один - нужна операция по разделению
близнецов. Но возможно ли это? И если возможно, как именно
ее проводить?
Чтобы ответить на эти вопросы, придется вернуться в недавнее
прошлое, потому что этот противоестественный союз между
властью и бизнесом - не Божье наказание, а следствие вполне
определенных политических действий. В результате деятельности
нескольких правительств эпохи президента Ельцина в России
сложилась политико-экономическая система, весьма отличная
от реальной рыночной демократии.
Для этой системы характерны неформальные отношения в
экономике, когда правила и нормы экономического поведения
не устанавливаются формально действующими в стране законами.
"Неформальная" экономика требовала и требует
для своего функционирования неформальной системы власти,
неформального контроля основных хозяйственных ресурсов.
В результате в стране сложилась ситуация, при которой
формальное право собственности является вторичным по сравнению
с возможностью реально контролировать ресурсы. И этот
контроль может быть установлен и без приобретения их в
собственность.
Периодически получающие огласку громкие конфликты между
"хозяйствующими субъектами" - это перманентный
процесс перехода собственности из рук в руки. Причем по
причинам, не связанным с хозяйственным управлением этой
собственностью. Поэтому ситуация грубейшего произвола
власти по отношению к бизнесу, к примеру в ответ на его
политические притязания, может повторяться до бесконечности.
Это как с пьянством. Бывают, конечно, перерывы, когда
человек держит себя в руках. Но потом душа не выдерживает,
и начинается все сначала. Такова природа системы.
И именно сложившаяся система порождает ряд важнейших
следствий. А именно - дефицит доверия в обществе, олигархическую
структуру экономики, тотальную коррупцию. Все это вместе
и есть периферийный капитализм, который построен в России
за последние десять лет.
Так вот, разделение сиамских близнецов - бизнеса и власти
- один из самых существенных этапов преодоления периферийного
капитализма. Надо понимать, что даже при наличии политической
воли быстрым и легким этот этап не будет. В настоящий
момент существуют довольно серьезные объективные ограничения,
с которыми надо считаться. Мы не можем перестраивать систему
ни административными методами, ни репрессивными. И то
и другое подорвет политический процесс и приведет к тяжелым
экономическим последствиям прежде всего для рядовых граждан
страны.
Я считаю, что должна практически быть реализована либерально-демократическая
концепция разделения бизнеса и власти. В самом общем виде
основные ее элементы: независимая судебная система, независимый
парламент, независимая пресса, независимые выборы. Демонтаж
системы нужно проводить с двух сторон. А то мы требуем,
чтобы бизнес стал прозрачным, соответствующим международным
стандартам. А власти разве не должны быть прозрачными,
не должны быть подотчетными?
В самое ближайшее время необходимо принять, причем одновременно,
три крупных блока законов, которые подвели бы черту под
предыдущим этапом развития и открыли бы возможность для
движения к цивилизованному общественному и экономическому
устройству.
Первый блок законов должен обеспечить легитимность сделкам
начала 90-х годов, закрыв вопрос об их законности или
незаконности. Необходима и амнистия капиталов, которые
были заработаны в результате этих сделок. Более того -
и уголовная амнистия по отношению к их участникам. Разумеется,
с известными оговорками. Амнистии не подлежат те, кто
обвиняется в убийствах и других преступлениях против личности.
Однако, если чиновник 90-х попался на коррупции, он должен
быть "свободен" от государственных должностей
и депутатских мандатов.
Второй блок законов должен обеспечить защиту политической
власти от агрессивности олигархов и их корпораций. Для
этого необходимо принять закон о лоббизме, а также закон
о партиях и их финансировании, который бы вывел финансовые
истории политических организаций из тени. Крайне важно
изменить и ситуации со средствами массовой информации.
Начать с того, что создать независимое от власти и олигархов
общественное телевидение, финансирование которого обеспечивалось
бы отдельной строкой в бюджете. Руководить таким ТВ должен
общественный совет, избираемый так, как избирают присяжных.
Хотя и с определенными цензами, например, с образовательным
и возрастным.
Третий блок должен быть направлен на нейтрализацию тех
властных группировок, которые считают себя обиженными
разделением собственности в 90-е годы и провоцируют передел
в свою пользу. Речь идет об антимонопольных законах, которые
бы поставили крест на практике внеэкономического передела
собственности. Естественно, она может и должна переходить
из рук в руки, но только в рамках равноправной свободной
экономической конкуренции 1/.
Если мы не сменим всю эту систему, то к нам вполне будет
приложима старая притча. Жил-был один человек, у него
была желтая кожа и врачи его всю жизнь лечили от желтухи.
А когда он умер, оказалось, что он был китаец. Как бы
нам не оказаться в положении этих врачей.
Бесполезно делать попытки улучшать систему, менять в
ней какие-то элементы. Если говорить о серьезном движении
к современному европейскому обществу, то наша задача -
создание цивилизованной, либерально-демократической капиталистической
системы в России. Не справимся, будем жить при капитализме
со сталинским лицом.
1/ Недавно канадский институт Фрезера опубликовал доклад
об экономической свободе, в котором анализируется уровень
экономической свободы в 123 странах мира. Так вот, Россия
находится на 112-м месте. Непосредственно перед Россией
идут Руанда, Сьерра-Леоне и Того. После России идут страны
с военной диктатурой. Интересно, на каком месте окажется
Россия с точки зрения экономической свободы в 2003 году?