Будущее России зависит не от цен на энергоносители,
а от уровня образования ее граждан. Удастся ли существующей
политической элите сформировать в стране такое положение,
при котором российские выпускники вузов станут цениться
на вес золота у нас и за рубежом? Комитет Государственной
думы по образованию и науке на прошлой неделе предложил
проект закона "Об университетах". По мнению
депутатов, этот документ должен ознаменовать начало реформы
высшего образования.
Российское академическое образование признано одним из
лучших в мире. Наши университеты выпускают специалистов,
за которых готовы бороться ведущие компании Запада. Во
всяком случае, так мы привыкли думать. Действительно,
популярность отечественных ученых и инженеров за рубежом
в 90-х годах позволяла делать подобные выводы. Но время
идет. Те, кто получил фундаментальное образование в советское
время, смог начать научную работу и добился определенных
результатов, высоко ценимых во всем мире, постепенно либо
уехали, либо перешли в более прибыльные сферы деятельности,
чем наука и технологические разработки, либо попросту
состарились и готовы уйти на покой.
Прийти им на смену, по большому счету, некому. В научных
институтах возраст большинства сотрудников близок к пенсионному.
Приток молодых кадров крайне невелик. Во многом загвоздка
этой проблемы кроется в том, что при нынешнем состоянии
вузовского образования студенты практически оторваны от
профессиональной научной среды, не заинтересованы в дальнейшей
научной карьере и воспринимают обучение в вузе как необходимость
получения "корочки", но не как путь в науку.
А единичные исключения из этого правила зачастую сталкиваются
с тем, что на первой же работе им говорят: "А теперь
забудьте все, чему вас учили, и начинайте обучение рабочим
навыкам с нуля".
Немного статистики. Сегодня в России действуют 1404 вуза,
из них государственных – 657, негосударственных – 747,
в том числе аккредитованных – 329. Статус университета
имеют 328 вузов, но лишь малая толика из них отвечает
представлению об университете как о содружестве образовательной
и научной систем. При этом выпускники всех этих вузов
имеют одинаковый диплом государственного образца.
Но это лишь одна из университетских проблем. Вторая –
и самая значительная – заключается в отсутствии денег
на поддержание материальной базы. Еще одна "загогулина"
образовательного процесса – появление в роли преподавателей
и членов ученых советов университетов большого количества
людей, чьи профессиональные качества заставляют желать
много лучшего.
Решение этих вопросов лежит на поверхности. Стране, как
это ни банально, нужна реформа высшего образования.
В России до сих пор нет федерального закона, регламентирующего
университетскую деятельность. Сами университеты лицензируются
как образовательные учреждения, но не имеют лицензии на
право заниматься научной деятельностью. Дипломы доцентов
и профессоров, кандидатские и докторские звания выдаются
сейчас Высшей аттестационной комиссией, которая превращается
в поле борьбы разных научных школ. Для сравнения: в большинстве
европейских стран право присваивать ученые степени принадлежит
университетам, в которых ведут свою деятельность научные
работники.
Исправить эту ситуацию намерен думский комитет по образованию
и науке. 14 октября он внес на рассмотрение Думы законопроект
"Об университетах". 16 октября прошла встреча
инициаторов проекта с ректорами российских вузов, которым
был предложен на обсуждение текст закона. Его основной
принцип сводится к следующему: будущее страны зависит
от того, насколько современное образование будет связано
с современной наукой.
Еще одна цель, которую ставят перед собой народные избранники,
выдвигая законопроект, заключается "в преодолении
изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании".
Речь идет об интеграции России в европейское образовательное
сообщество. В июне этого года нижняя палата парламента
направила обращение к главе правительства Касьянову о
необходимости подписания Россией Болонской конвенции по
высшему образованию. Результатом этого обращения стало
принятое 19 сентября 2003 г. решение о включении нашей
страны в объединение европейских государств по созданию
единого образовательного пространства.
Текст решения отражен в коммюнике по результатам проходившей
в середине сентября конференции министров образования
европейских стран в Берлине. Теперь под "Декларацией
о Европейском пространстве для высшего образования"
стоят подписи 40 министров соответствующего профиля, а
на следующей конференции – в мае 2005 года – Россия будет
участвовать в качестве полноправного партнера.
Для справки:
Болонский клуб, организованный два года назад, предполагает
создание к 2010 г. единой европейской зоны, предполагающей
взаимное признание дипломов вузов и практику других общих
стандартов в области высшего образования. Цель клуба –
принятие единой двухступенчатой (бакалавр и магистр) системы
высшего образования, общей системы зачетных единиц и единых
критериев оценки качества преподавания и образования.
До сентября 2003 г. в Болонский клуб входило 33 страны:
почти все западноевропейские государства, Турция, Кипр,
Мальта, Латвия, Литва и Эстония. В сентябре вместе с Россией
конвенцию подписали Андорра, Босния и Герцеговина, Албания,
Сирия, Черногория, Македония и Ватикан.