Майонезной
банки у Барминых не нашлось, а без нее, огорчилась Катя,
опыт не получится. Хотели уже идти в магазин за майонезом,
но банки в количестве трех штук неожиданно материализовались
на подоконнике. Четвертая туда не вписалась и упала на притаившегося
в палисаднике фокусника.
- Опять твои дружки подглядывают, - укоризненно сказала
Катя младшему брату Валере. - Да ладно уж, пусть заходят.
Пацаны из Валеркиного шестого "А" моментально
переместились в комнату и, затаив дыхание, стали наблюдать
за Катиными манипуляциями. Она тем временем положила на
пол дощечку, донышком вниз поставила на нее майонезную
банку, а в отверстие - зажженную электрическую лампочку.
- Кто желает опробовать конструкцию на прочность? - оглядела
экспериментатор нашу аудиторию, подыскивая добровольца.
Экстремалов, готовых рискнуть и наступить на подозрительное
сооружение, не нашлось, напрасно Катя уверяла, что по
законам физики это совершенно безопасная и прочная конструкция.
Пацаны на всякий случай вжались в стенку. Корреспондент
"РС", всю жизнь недолюбливавшая физику, вообще
зажмурилась. А когда открыла глаза, Катя одной ногой стояла
на лампочке, и та горела, как ни в чем не бывало.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ШОУ
Стояние
на лампочке - самый эффектный опыт одиннадцатиклассницы
Екатерины Барминой. В детстве его показывал папа, физик
по образованию. Девочка тысячу раз топтала ногами электрическую
лампочку, но расспросить, почему она не лопается и даже
выдерживает вес в 120 килограммов, не успела - папа умер,
когда она училась в третьем классе. В чем секрет, Катя
догадалась, от корки до корки прочитав первый учебник
физики. Оказывается, это проще простого: давление распределяется
по ободу банки... Перезнакомившись по учебнику с другими
физическими законами, Катя научилась не хуже йога сидеть
на утыканной гвоздями скамейке, сотворять смерч в пластиковых
бутылках и делать много других занимательных вещей.
Странно, но лично мне такие интересные учебники не попадались.
Валера по секрету сказал, что и сейчас они ужасно скучные,
просто сестра по-своему их читает - "как роман".
- Я тоже пробовал, ничего не получается, - печально сказал
он. - На уроках нагрузишься формулами и думаешь только
об одном: чтобы они пропали вместе с физическими законами!
Катя всякий раз спасает физику от гнева брата: покажет
какой-нибудь прикольный опыт, и сразу понятно, как эти
несчастные формулы действуют. Иногда, когда Валерин класс
проходит какую-нибудь трудную тему, у Барминых не повернешься.
Катя устраивает ребятам "научно-техническое шоу",
а благодарная аудитория потом получает "четверки"
и "пятерки".
КАРЛСОН ОТДЫХАЕТ
Мама Марина Михайловна считает, что способности к физике
дочери передались по наследству - от папы. Откуда у Кати
талант к математике, она не знает. Наверное, опять попался
какой-нибудь интересный учебник, не смогла оторваться
от задач и примеров.
Причем увлеклась так, что, когда ее сверстники проходили
таблицу умножения, Катя извлекала корни из громадных чисел
и присматривалась к синусам и косинусам. Сказки про Карлсона,
которыми положено увлекаться в юном возрасте, девочка
игнорировала. "Я сделала расчет: он не может летать,
- объясняла она маме. - Потому что масса толстяка превышает
мощность пропеллера". Такой рациональный подход к
фантастике перепугает любого родителя.
- Я не знала, что с этим делать, -рассказывает Марина.
- Она абсолютно все переводила в математическую плоскость.
Представляете, зачем-то высчитала, что избушка на курьих
ножках не способна поворачиваться под углом в 180 градусов.
Я, как безумная, сокрушалась, что у Кати бедное воображение,
и она, не дай Бог, вырастет "сухарем". Хорошо,
что вовремя поняла: не надо давить, просто каждый увлеченный
человек видит мир иначе. И не мне решать - плохо это или
хорошо.
С тех пор у Кати с мамой наступил полный консенсус. Марина
уже не удивлялась, что в четвертом классе дочь спокойно
решала задачи за шестой, а в шестом как семечки щелкала
контрольные работы для десятиклассников. По словам Кати,
в этом нет ничего сложного, если понимаешь математические
принципы. Можно даже осваивать задачник задом наперед,
то есть начинать с более трудного, чтобы в первом параграфе
обнаружить элементарную формулу, которую, оказывается,
уже вычислила самостоятельно. Втайне мама не понимает,
зачем это нужно, потому что училась не на математика,
а на биолога. Но твердо знает, что способности дочери
приносят их семье существенную хозяйственную пользу. Однажды
под домом просел фундамент, вызванные мастера уверяли,
что его надо менять полностью. Катя произвела расчеты
и научно доказала, что в ближайшие сорок лет такие расходы
им ни к чему - фундамент крепкий, надо всего лишь укрепить
левый угол.
ЛИЦЕЙ ДЛЯ ОДЕРЖИМЫХ
Катя
с мамой и братом живут в маленьком деревянном доме на
окраине Томска. Удобства - во дворе, газ - баллонный,
печку зимой топят углем и дровами. Своя комната - восемь
квадратных метров - только у Валеры, мама с Катей - в
зале, где, кроме дивана, стола и шкафа, ничего нет. Девушка
мечтает о персональном компьютере, а Марина грустно шутит,
что его все равно некуда ставить. На самом деле на семейные
доходы не купишь даже компьютерную "мышку".
Бармины живут с огорода и на две небольшие пенсии - за
умершего папу и ту, которую платят Валерику по инвалидности.
У него с детства астма, из-за этого Марина почти не работала.
Сейчас сыну полегче, затосковала по своей биологии, но
идти некуда - в Томске безработных специалистов пруд пруди.
Ужасно обрадовалась, когда университетский друг пригласил
инженером в научно-производственный кооператив. Собиралась
заниматься новой методикой очистки питьевой воды. Но на
внедрение нет средств, кооператив тихо угасает, и все
занятие наукой для Марины свелось к швабре, которой она
моет кабинеты. Заработка как раз хватает на проезд Кате
от дома до лицея.
- Из-за безденежья у меня вечный комплекс вины перед
Катей, - тихо, чтобы не слышала дочь, говорит Марина.
- У нее есть способности, которые надо развивать. Но я
даже не могла отправить ее в лицей для одаренных детей
- нечем было платить за обучение.
До прошлого года Катя училась в обычной средней школе.
Откровенно сказать - маялась, потому что обязательную
программу по физике и математике давно прошла, а повторять
в сотый раз то, что уже знаешь, - скучно. Чтобы не засохнуть,
Катя поступила сразу в две физико-математические школы
- при Томском государственном университете и в Москве,
при МФТИ. Почему в две? Потому что они разные, считает
Катя. По методическим подходам и по фундаментальной научной
базе. Благодаря этому одну и ту же математическую задачу
учишься решать несколькими способами или изобретаешь свой,
что у Кати тоже получается неплохо.
В обоих вузах Екатерину Бармину видят своей студенткой.
В МФТИ ее обещают зачислить без экзаменов. Потому что
по ошибке уже проэкзаменовали за пятый курс. Кто-то перепутал
адреса, и Кате весь прошлый год присылали задания не для
абитуриентов, а для выпускников. Девушка изрядно попотела,
но справилась.
После этого Катя "набралась наглости" и решила
во что бы то ни стало попасть в академический лицей для
одаренных детей. Дело не в том, что учиться в этом заведении
престижно. Просто там преподают профессора томских вузов,
авторы научных работ по физике и математике, которыми
Катя зачитывается.
Когда Катя рассуждает о жизненных перспективах, Марина
чувствует себя не мамой, а чуть ли не младшей сестрой.
Иногда так и случается: она может растеряться, запаниковать
или даже потерять почву под ногами. Катя - нет, она всегда
знает, что делать и как поступить. Даже профессию выбрала
в седьмом классе - системный администратор - и факультет
прикладной математики и кибернетики, где этому учат.
В академический лицей Катя добирается два часа. Час пешком
до остановки и час - автобусом, спит по дороге, больше
- некогда. У многих лицеистов жизнь такая же. Потому что
академлицей в Томске существует не для богатых, а для
одержимых. Катя Бармина там - как рыба в воде.
Чем платить за учебу, они в конце концов придумали. Засадили
огород картошкой, вырастили, часть продали - вот и деньги
Кате на математику.
"РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ" ПРОДОЛЖАЕТ АКЦИЮ
"ВУНДЕРКИНД".
Мы ищем в российской провинции одаренных детей и рассказываем
о них. И помогаем, как и чем можем. На этот раз подарок
нашей героине - видеокамеру - вручил председатель Комитета
по образованию Госдумы
Александр Шишлов.
Нашим первым героем стал двенадцатилетний Эрнесто-Евгений
САНЧЕС-ШАЙДА из алтайского Рубцовска (см. последний номер
"Московских новостей" за прошлый год). Мы рассказали
о 12-летнем чемпионе мира по шахматам Яне НЕПОМНЯЩЕМ из
Брянска ("Родительское собрание" N1 - 2 с.г.),
о 15-летнем студенте факультета прикладной математики
Вологодского университета Евгении БЕЛОВЕ ("РС"
N 3 с.г.), о 12-летнем скрипаче-виртуозе из Питера Семене
ГУРЕВИЧЕ ("РС" N 4 с.г.), о 7-летней девочке
из Ейска, освоившей программу пятого класса, Владиславе
ПРОВОТОРОВОЙ ("РС" N5 с.г.), о 9-летнем поэте
из Набережных Челнов Булате САТРЕТДИНОВЕ ("РС"
N 6 с.г.), об 11-летней поэтессе из Владимира Кире СИДОРОВОЙ
("РС" N7 с.г.), о девятилетнем артисте из курской
деревни Михайловка Алексее ПЕТРИЩЕВЕ ("РС" N8
с.г.)