[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Людмила Бутузова
Роман с учебником
Школьница из Томска заткнула за пояс студентов Физтеха
"Родительское собрание",   № 10 2003 год
Майонезной банки у Барминых не нашлось, а без нее, огорчилась Катя, опыт не получится. Хотели уже идти в магазин за майонезом, но банки в количестве трех штук неожиданно материализовались на подоконнике. Четвертая туда не вписалась и упала на притаившегося в палисаднике фокусника.

- Опять твои дружки подглядывают, - укоризненно сказала Катя младшему брату Валере. - Да ладно уж, пусть заходят.

Пацаны из Валеркиного шестого "А" моментально переместились в комнату и, затаив дыхание, стали наблюдать за Катиными манипуляциями. Она тем временем положила на пол дощечку, донышком вниз поставила на нее майонезную банку, а в отверстие - зажженную электрическую лампочку.

- Кто желает опробовать конструкцию на прочность? - оглядела экспериментатор нашу аудиторию, подыскивая добровольца.

Экстремалов, готовых рискнуть и наступить на подозрительное сооружение, не нашлось, напрасно Катя уверяла, что по законам физики это совершенно безопасная и прочная конструкция. Пацаны на всякий случай вжались в стенку. Корреспондент "РС", всю жизнь недолюбливавшая физику, вообще зажмурилась. А когда открыла глаза, Катя одной ногой стояла на лампочке, и та горела, как ни в чем не бывало.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ШОУ

Стояние на лампочке - самый эффектный опыт одиннадцатиклассницы Екатерины Барминой. В детстве его показывал папа, физик по образованию. Девочка тысячу раз топтала ногами электрическую лампочку, но расспросить, почему она не лопается и даже выдерживает вес в 120 килограммов, не успела - папа умер, когда она училась в третьем классе. В чем секрет, Катя догадалась, от корки до корки прочитав первый учебник физики. Оказывается, это проще простого: давление распределяется по ободу банки... Перезнакомившись по учебнику с другими физическими законами, Катя научилась не хуже йога сидеть на утыканной гвоздями скамейке, сотворять смерч в пластиковых бутылках и делать много других занимательных вещей.

Странно, но лично мне такие интересные учебники не попадались. Валера по секрету сказал, что и сейчас они ужасно скучные, просто сестра по-своему их читает - "как роман".

- Я тоже пробовал, ничего не получается, - печально сказал он. - На уроках нагрузишься формулами и думаешь только об одном: чтобы они пропали вместе с физическими законами!

Катя всякий раз спасает физику от гнева брата: покажет какой-нибудь прикольный опыт, и сразу понятно, как эти несчастные формулы действуют. Иногда, когда Валерин класс проходит какую-нибудь трудную тему, у Барминых не повернешься. Катя устраивает ребятам "научно-техническое шоу", а благодарная аудитория потом получает "четверки" и "пятерки".

КАРЛСОН ОТДЫХАЕТ

Мама Марина Михайловна считает, что способности к физике дочери передались по наследству - от папы. Откуда у Кати талант к математике, она не знает. Наверное, опять попался какой-нибудь интересный учебник, не смогла оторваться от задач и примеров.

Причем увлеклась так, что, когда ее сверстники проходили таблицу умножения, Катя извлекала корни из громадных чисел и присматривалась к синусам и косинусам. Сказки про Карлсона, которыми положено увлекаться в юном возрасте, девочка игнорировала. "Я сделала расчет: он не может летать, - объясняла она маме. - Потому что масса толстяка превышает мощность пропеллера". Такой рациональный подход к фантастике перепугает любого родителя.

- Я не знала, что с этим делать, -рассказывает Марина. - Она абсолютно все переводила в математическую плоскость. Представляете, зачем-то высчитала, что избушка на курьих ножках не способна поворачиваться под углом в 180 градусов. Я, как безумная, сокрушалась, что у Кати бедное воображение, и она, не дай Бог, вырастет "сухарем". Хорошо, что вовремя поняла: не надо давить, просто каждый увлеченный человек видит мир иначе. И не мне решать - плохо это или хорошо.

С тех пор у Кати с мамой наступил полный консенсус. Марина уже не удивлялась, что в четвертом классе дочь спокойно решала задачи за шестой, а в шестом как семечки щелкала контрольные работы для десятиклассников. По словам Кати, в этом нет ничего сложного, если понимаешь математические принципы. Можно даже осваивать задачник задом наперед, то есть начинать с более трудного, чтобы в первом параграфе обнаружить элементарную формулу, которую, оказывается, уже вычислила самостоятельно. Втайне мама не понимает, зачем это нужно, потому что училась не на математика, а на биолога. Но твердо знает, что способности дочери приносят их семье существенную хозяйственную пользу. Однажды под домом просел фундамент, вызванные мастера уверяли, что его надо менять полностью. Катя произвела расчеты и научно доказала, что в ближайшие сорок лет такие расходы им ни к чему - фундамент крепкий, надо всего лишь укрепить левый угол.

ЛИЦЕЙ ДЛЯ ОДЕРЖИМЫХ

Катя с мамой и братом живут в маленьком деревянном доме на окраине Томска. Удобства - во дворе, газ - баллонный, печку зимой топят углем и дровами. Своя комната - восемь квадратных метров - только у Валеры, мама с Катей - в зале, где, кроме дивана, стола и шкафа, ничего нет. Девушка мечтает о персональном компьютере, а Марина грустно шутит, что его все равно некуда ставить. На самом деле на семейные доходы не купишь даже компьютерную "мышку". Бармины живут с огорода и на две небольшие пенсии - за умершего папу и ту, которую платят Валерику по инвалидности. У него с детства астма, из-за этого Марина почти не работала. Сейчас сыну полегче, затосковала по своей биологии, но идти некуда - в Томске безработных специалистов пруд пруди. Ужасно обрадовалась, когда университетский друг пригласил инженером в научно-производственный кооператив. Собиралась заниматься новой методикой очистки питьевой воды. Но на внедрение нет средств, кооператив тихо угасает, и все занятие наукой для Марины свелось к швабре, которой она моет кабинеты. Заработка как раз хватает на проезд Кате от дома до лицея.

- Из-за безденежья у меня вечный комплекс вины перед Катей, - тихо, чтобы не слышала дочь, говорит Марина. - У нее есть способности, которые надо развивать. Но я даже не могла отправить ее в лицей для одаренных детей - нечем было платить за обучение.

До прошлого года Катя училась в обычной средней школе. Откровенно сказать - маялась, потому что обязательную программу по физике и математике давно прошла, а повторять в сотый раз то, что уже знаешь, - скучно. Чтобы не засохнуть, Катя поступила сразу в две физико-математические школы - при Томском государственном университете и в Москве, при МФТИ. Почему в две? Потому что они разные, считает Катя. По методическим подходам и по фундаментальной научной базе. Благодаря этому одну и ту же математическую задачу учишься решать несколькими способами или изобретаешь свой, что у Кати тоже получается неплохо.

В обоих вузах Екатерину Бармину видят своей студенткой. В МФТИ ее обещают зачислить без экзаменов. Потому что по ошибке уже проэкзаменовали за пятый курс. Кто-то перепутал адреса, и Кате весь прошлый год присылали задания не для абитуриентов, а для выпускников. Девушка изрядно попотела, но справилась.

После этого Катя "набралась наглости" и решила во что бы то ни стало попасть в академический лицей для одаренных детей. Дело не в том, что учиться в этом заведении престижно. Просто там преподают профессора томских вузов, авторы научных работ по физике и математике, которыми Катя зачитывается.

Когда Катя рассуждает о жизненных перспективах, Марина чувствует себя не мамой, а чуть ли не младшей сестрой. Иногда так и случается: она может растеряться, запаниковать или даже потерять почву под ногами. Катя - нет, она всегда знает, что делать и как поступить. Даже профессию выбрала в седьмом классе - системный администратор - и факультет прикладной математики и кибернетики, где этому учат.

В академический лицей Катя добирается два часа. Час пешком до остановки и час - автобусом, спит по дороге, больше - некогда. У многих лицеистов жизнь такая же. Потому что академлицей в Томске существует не для богатых, а для одержимых. Катя Бармина там - как рыба в воде.

Чем платить за учебу, они в конце концов придумали. Засадили огород картошкой, вырастили, часть продали - вот и деньги Кате на математику.

"РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ" ПРОДОЛЖАЕТ АКЦИЮ "ВУНДЕРКИНД".

Мы ищем в российской провинции одаренных детей и рассказываем о них. И помогаем, как и чем можем. На этот раз подарок нашей героине - видеокамеру - вручил председатель Комитета по образованию Госдумы Александр Шишлов.

Нашим первым героем стал двенадцатилетний Эрнесто-Евгений САНЧЕС-ШАЙДА из алтайского Рубцовска (см. последний номер "Московских новостей" за прошлый год). Мы рассказали о 12-летнем чемпионе мира по шахматам Яне НЕПОМНЯЩЕМ из Брянска ("Родительское собрание" N1 - 2 с.г.), о 15-летнем студенте факультета прикладной математики Вологодского университета Евгении БЕЛОВЕ ("РС" N 3 с.г.), о 12-летнем скрипаче-виртуозе из Питера Семене ГУРЕВИЧЕ ("РС" N 4 с.г.), о 7-летней девочке из Ейска, освоившей программу пятого класса, Владиславе ПРОВОТОРОВОЙ ("РС" N5 с.г.), о 9-летнем поэте из Набережных Челнов Булате САТРЕТДИНОВЕ ("РС" N 6 с.г.), об 11-летней поэтессе из Владимира Кире СИДОРОВОЙ ("РС" N7 с.г.), о девятилетнем артисте из курской деревни Михайловка Алексее ПЕТРИЩЕВЕ ("РС" N8 с.г.)

"Родительское собрание", № 10 2003 год

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Александра Шишлова

Александр Шишлов на сайте РДП "Яблоко"

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]