Муниципальный мир встревожен. Закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации”
может быть принят без внесения необходимых поправок в
Налоговый и Бюджетный кодексы страны. А это значит, что
правительство и Администрация Президента нарушают обязательство
о том, что перед третьим чтением законопроекта в Государственной
Думе будет внесен пакет изменений в налоговые законы.
Правительство заявляет, что закрепленные источники доходов
для местного самоуправления могут быть только самыми минимальными.
Заявления вполне понятны — правительство выполняет конкретные
заказы. Не для того его нанимали олигархические структуры,
чтобы оно думало об интересах общества. Именно поэтому
у нас в катастрофическом состоянии образование, здравоохранение,
та же армия.
Местное самоуправление и так сдало уже все что можно.
В стране начиная с 1998 года, с правительства С. Кириенко,
проводится политика ограбления местных бюджетов. Самые
благоприятные времена для низового уровня бюджетной системы
были при советской власти. Первый закон о местном самоуправлении,
принятый во времена перестройки, предполагал очень серьезную
финансовую базу муниципалитетов. И что, у нас в то время
не было армии? Она была еще больше. Дело не в этом, дело
в политических приоритетах, которыми руководствуется правительство.
Реформы проводились за счет налогов, которые забирали
у местной власти. Результат стал катастрофическим для
страны. Рухнула социальная сфера, рухнула система финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, за которую отвечает в
первую очередь местная власть. Несбалансированная бюджетная
политика подвела к краю местное самоуправление. Сейчас
выживают только наиболее сильные муниципалитеты, у которых
есть доходная база, доставшаяся им еще с советских времен,
либо удачно вписавшиеся в конъюнктуру. Но таких очень
немного, а все остальные обречены на нищенское существование.
Надежда на то, что ситуация будет преломлена, возникла
с внесением программы развития бюджетного федерализма
до 2005 года, где предусматривалось серьезное финансовое
обеспечение местного самоуправления. В частности, предполагалось
отнести на местный уровень налоги на недвижимость, на
малый бизнес, значительную долю подоходного налога и т.
п. И когда начала работать Комиссия Д. Козака по разграничению
полномочий между тремя уровнями власти, муниципальное
сообщество предположило, что ее работа в первую очередь
будет связана именно с реализацией этой программы. Теперь
очевидно, что правительство просто-напросто нас всех обмануло.
Законопроект об общих принципах местного самоуправления
был внесен в Государственную Думу одновременно с проектом
Закона “Об организации государственной власти в субъектах
Российской Федерации”. Логично было бы и принимать их
одновременно. Ожидаемое перераспределение полномочий между
центром, регионами и местным самоуправлением влечет за
собой пересмотр более 200 федеральных законов. Закон об
организации госвласти принят в последние дни работы предыдущей
сессии Государственной Думы, подписан Президентом, и соответствующие
изменения уже вносятся в федеральное законодательство.
Регионы взяли свое. Происходит централизация на региональном
уровне функций, полномочий, финансовых ресурсов. Но это
ведет только к излишней бюрократизации, больше ни к чему.
Максимальный объем полномочий должен быть закреплен именно
за местным самоуправлением. И только там, где оно по каким-то
причинам не справляется с их реализацией, должен вступать
в действие механизм государственных гарантий. Возьмем
то же среднее образование. Оно практически во всем мире
— дело муниципалитетов. На государственном уровне осуществляется
только общая образовательная политика. Все остальное происходит
на местах — и финансирование школ, и выплата зарплаты
учителям, и содержание школьного хозяйства. У нас же упрекают
муниципалитеты в том, что они с этим не справляются. А
почему не справляются? У них отняли финансовую базу.
Местное самоуправление выхолащивается, лишается своих
ресурсов — они концентрируются на уровне регионов. На
местах, там, где деньги непосредственно зарабатываются,
их становится меньше, и возможности местной власти в развитии
социальной сферы, образования, культуры соответственно
уменьшаются. От этого в первую очередь проигрывает население.
Во втором чтении Закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления” фракция “Яблоко” голосовала против.
Мы готовы были поддержать законопроект при условии соблюдения
всех обязательств, которые правительство взяло на себя
в рамках программы развития бюджетного федерализма. Из
личной беседы с вице-премьером А. Кудриным знаю, что какие-то
изменения к третьему чтению будут. В частности, транспортный
налог будет передан на уровень местного самоуправления.
Но как раз его можно было бы оставить субъектам Федерации,
а на места передать налоги на недвижимость, на имущество
предприятий. Иначе положительного баланса доходов и расходов
местного самоуправления не будет. Без этого закон принимать
нельзя. Голосовать за принятие закона можно лишь при условии,
что будет удовлетворительный объем финансирования местного
бюджета, что на местный уровень будут переданы самостоятельные
доходные источники, не только поступления от налогов,
но и управление — так называемое администрирование этими
налогами. Сегодня практически по всей стране, формируя
годовой бюджет, муниципальные образования согласуют его
с региональными администрациями. Конституционная самостоятельность
местного самоуправления существует только на бумаге. Реформа
местной власти необходима, но не в том виде, в каком ее
проталкивает через Государственную Думу правительство.