Ведущий: Ну,
и к делам текущим. Пытливые исследователи культуры российского
политического слова давно обратили внимания на то, как
ближайшие соратники Григория
Явлинского невольно подражают манере его речи, его
ноткам. И вот важный предвыборный поворот: "Яблоку без
Явлинского" не быть, в том, что смысле, что Центризбирком
направил материал о кампании "Яблоко без Явлинского" в
МВД и Генпрокуратуру, признав эту кампанию незаконной,
негативной предвыборной агитацией. Сам Григорий Явлинский
с его репутацией человека, не склонного к хождению в исполнительную
власть, на этой неделе неожиданно посчитал возможным и
нужным обратиться к президенту и правительству с предложениями
об ускорении экономического роста. В качестве приложения
к письму Явлинский отправляет свой альтернативный бюджет.
Григорий Алексеевич, даже хорошо, что мы вооружились большим
количеством бумаг, в том числе вашим альтернативным бюджетом,
потом что цифры, которыми вы оперируете в ваших альтернативных
предложениях, они такие впечатляющие. 215 млрд. рублей
вы насчитали дополнительных доходов. Откуда такая астрономическая
цифра вдруг лишняя в России взялась?
Григорий Явлинский, лидер фракции "Яблоко": Прежде
всего я бы не сказал, что она лишняя, она вовсе не лишняя.
Просто уточненные расчеты по тем же параметрам, которые
есть у правительства, показывают, что у правительства
есть вполне реальные возможности получить на 215 млрд.
рублей больше.
Ведущий: А почему они решили, что они дополнительные?
Григорий Явлинский: А вот расчеты показывают. Мы
же знаем, какие будут размеры добычи, мы знаем ставки
налога. Это не так трудно просчитать.
Ведущий: На что конкретно вы предлагаете их потратить?
Вот вы говорите: нужно ускорять экономический рост, а
через что?
Григорий Явлинский: Как известно, экономический
рост имеет очень много факторов, чаще всего обычно говорят
о налогах, о структуре экономики, о конъюнктуре.
Ведущий: И о чем-то таком же непонятном.
Григорий Явлинский: Да, хорошо, пускай будет так.
Но есть такой фактор, как человеческий капитал.
Ведущий: Вот 215 млрд это абстракция, это абстракция
даже людей с очень высоким уровнем доходов, это очень
большая сумма. Вот если мы перейдем на такую прикладную
арифметику, сколько рублей на человека в месяц, и на какого
человека, и в каких сферах?
Григорий Явлинский: Очень хороший вопрос. Для того,
чтобы уменьшить масштаб абстракции, скажем следующее:
это около 10 процентов бюджета. Пенсионерам это будет
означать единое социальное пособие 1900 рублей в месяц,
для лиц трудоспособного возраста, безработных, это будет
означат 2 тысячи рублей в месяц на то время, пока он безработный,
и 1850 рублей для лиц, получающих социальную пенсию, пенсию
по инвалидности или по утрате кормильца. Это речь идет
о первом этапе реализации программы по ликвидации крайней
нищеты в России, то есть по достижению уровня физиологического
минимума.
Ведущий: На этой неделе на всемирном экономическом
форуме в Москве вы сказали, что нужно обеспечить законодательное
закрепление итогов приватизации, так звучит цитата. То
есть, на ваш взгляд, никаких нарушений не было, а если
и были, то о них надо забыть?
Григорий Явлинский: Нет, на мой взгляд, нарушения
были. На мой взгляд, вообще приватизация была проведена
самым непродуктивным образом из возможных и в ее основе
лежали очень серьезные криминальные отношения и процессы.
Однако жить с этим всем невозможно всегда, потому что
все время это будет возвращаться бумерангом. И есть два
способа решения вопроса. Есть один способ, очень традиционный
для нас: собраться и договориться. Бизнесмены договорятся
с властями, скажут: вы нас не трогайте и мы вас не будем
трогать, мы не будем трогать политику, а вы не трогайте
наши приватизационные сделки, то есть устроить такой сговор.
А я как раз предлагаю совсем другую вещь. Да, могут быть
признаны приватизационные сделки, которые не содержат
в себе уголовных преступлений, таких как убийство, насилие
против личности, другие. Но одновременно с этим должны
быть приняты решения об ограничении влияния бизнеса на
коррупцию, на власть, на политические партии, на Государственную
Думу, ограничения влияния олигархических структур на публичную
политику в России. Вот этот баланс и нужно установить.