[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников, депутат Госдумы РФ, фракция «Яблоко»
«Силовикам объявлена тотальная война»
"Газета.Ru",   7 октября 2003 года

Так в материале, написанном для «Газеты.Ru», расценил принятие Думой законопроекта «О парламентских расследованиях» депутат фракции «Яблоко», один из содокладчиков по этому вопросу, Алексей Мельников.

Сегодня на заседании Госдумы я приводил случай, которым сейчас занимаюсь, – это широко известное дело Алексея Пичугина (сотрудника управления безопасности компании ЮКОС – «Газета.Ru»). По закону о статусе депутата я имею право направлять запросы в Генеральную прокуратуру, в Федеральную службу безопасности. От родственников и адвокатов поступила информация, что к обвиняемому Пичугину применяются психотропные препараты. Реализуя свое законное право, я подготовил по этому поводу несколько депутатских запросов, направил их в Генпрокуратуру и ФСБ. И начался позорный «футбол». Результат двухмесячной переписки – мне прислали отписки за подписью самых высоких лиц в этих ведомствах, фактически грубейшим образом нарушили закон, отказавшись предоставить запрошенную информацию. Ладно бы еще логику соблюли, а то ведь концы с концами не сходятся, если сопоставлять разные ответы. То есть возникает устойчивое ощущение – ФСБ и Генпрокуратура скрывают истину, отказываются проводить серьезное расследование. А что под спудом? Преступление?

Встает вопрос: что я как депутат должен дальше делать, если меня откровенно обманывают и не дают информацию? Писать еще один депутатский запрос тем же людям? Глупо.

По моему ощущению, дело Пичугина – явно заказное, причем политически заказное. И закон «О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации» дает депутатам практическую возможность добиваться результатов в подобных случаях. Скажем, по делу Пичугина, в соответствии со статьей 4 законопроекта, можно будет инициировать парламентское расследование, поскольку это абсолютно не частный случай. Это, по моему убеждению, очень яркая знаковая вещь – попытка некоторых высших лиц в государстве фактически придти к власти, захватить ее и окончательно установить в России авторитарный режим, уничтожив остатки демократических завоеваний. Закон дает возможность проводить такого рода парламентские расследования, в соответствии со статьей 10 вызывать в Госдуму или Совет Федерации чиновников (в том числе высших – категории «А»), чтобы они давали показания. Причем давали их в обязательном порядке. Важно и то, что Госдума и Совет Федерации смогут проводить независимые расследования и, например, привлекать к расследованию независимых специалистов.

Пока закон принят в первом чтении, у него будет непростая и, боюсь, очень долгая судьба, но это знаковая вещь в противостоянии гражданского общества и авторитаризма, который сегодня олицетворяется силовыми структурами, прежде всего ФСБ и генеральной прокуратурой.

Гражданское общество вступило в состояние тотальной войны с силовиками за свободу и законность.

Первая большая победа гражданского общества – это принятие в первом чтении 16 сентября закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» и вторая победа в этом смысле – это закон, принятый сегодня. Конечно, мы можем вызвать и сегодня, например, Николая Патрушева или Владимира Устинова на парламентский час, но нужно ждать месяца два, пока подойдет очередь, так как расписание парламентских часов очень напряженное. Можно, конечно, вызвать чиновника на комитет, но это тоже довольно сложная и потому редко применяемая процедура. Парламентское расследование даст в таких случаях возможность целенаправленно работать, защищая права граждан. Это будет еще один инструмент в руках Думы для борьбы за соблюдение законности в стране, еще один инструмент защиты прав человека. Надоела поголовная коррупция в силовых структурах, надоели силовики-трехкитовики.

Сегодня мы «зубами» («за» было 232 человека при минимально необходимом числе в 226 депутатов) отвоевали у них очередной плацдарм. С него и будем развивать дальнейшее наступление.

Что касается ответственности чиновников, то я бы пока не стал говорить о деталях. Прошло только первое чтение. Часть чиновников в администрации президента была явно недовольна – я видел их реакцию в зале. Понятно, что сейчас начнется борьба за поправки ко второму чтению, будут предприняты попытки «замотать» закон. Не могу говорить за другие фракции, но «Яблоко» будет очень внимательно следить за развитием событий, готовить поправки. Надеюсь, что также поступит и СПС. «Замотать» закон не дадим - будем аппелировать к обществу. Моя личная позиция в том, что чиновники должны нести, по меньшей мере, административную ответственность, вплоть до увольнения со службы за то, что они не будут являться на заседания комиссий, за дачу заведомо ложных показаний. И, конечно же, основания проведения парламентского расследования должны быть расширены. Ключевой пункт здесь – грубое нарушение прав и свобод человека и гражданина. Именно в такой форме, без всяких ограничений, эта норма и должна быть сформулирована.

"Газета.Ru", 7 октября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Мельников

Раздел "Гражданские права и свободы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]