[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Любомир Дырив
Энергомост между Западом и Востоком
FMБизнес,   3 октября 2003 года

В Москве, в Центре международной торговли, 4-6 ноября будет проходить третья Всероссийская неделя нефти и газа. По откликам участников и гостей предыдущих форумов, они оказывают стабилизирующее воздействие на данный сегмент внутреннего и мирового рынка, становятся неизменным местом для продуктивных контактов отечественных и зарубежных деловых кругов, авторитетных ученых и экспертов. Подобные встречи способствуют расширению и укреплению международного энергетического сотрудничества, сближению мнений и позиций экспортеров и потребителей нефти и газа, росту взаимодоверия и инвестиционной привлекательности российского ТЭК.

Главная особенность предстоящей Недели - нефтегазовый саммит, в ходе которого состоятся многосторонние встречи и переговоры руководителей министерств и ведомств стран - членов ОПЕК, МЭА, Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр СНГ, а также ряда других государств, участвующих в глобальном энергетическом диалоге.

Возглавляет оргкомитет Всероссийской недели нефти и газа заместитель председателя Государственной Думы РФ Владимир Лукин. В этой связи у нас появился повод задать Владимиру Петровичу несколько вопросов об актуальных проблемах и перспективах развития международного сотрудничества в данной области.

В последнее время в стране и мире произошло немало заметных политических событий, которые оказали или могут оказать в недалеком будущем существенное влияние на российский нефтегазовый комплекс. Какие из них вы бы хотели выделить и, естественно, прокомментировать?

В. Лукин: В первую очередь, наверное, следует отметить окончание активной фазы боевых действий в Ираке, а также последующие шаги США, их союзников и нового руководства страны, направленные на обеспечение военной, политической, экономической, социальной, религиозной и этнической стабильности в государстве, реконструкцию нефтяной промышленности и, разумеется, расширение экспорта "черного золота". Сегодня большинство аналитиков задается вопросом о дальнейшей судьбе Ирака, а скорее - о вероятности его выхода из ОПЕК. В случае принятия такого решения, что вызывает небезосновательные опасения картеля, он может столкнуться с серьезными проблемами, причем не исключено - даже прекратить свое существование. Под влиянием угрозы возможного обвала мирового рынка нефти руководство ОПЕК предпринимает неотложные попытки консолидации усилий всех ведущих экспортеров в целях поддержания существующих цен на "черное золото".

Хотя в конце сентября в Вене министр нефти временного правительства Ирака Ибрахим Бар аль-Улюм заявил в кулуарах 127-й конференции ОПЕК, что Ирак полностью солидарен с политикой, проводимой этой организацией, а также намерен развивать и углублять отношения с картелем, все прекрасно понимают, что решающее слово принадлежит отнюдь не Багдаду, а Вашингтону.

По прогнозам этого иракского ведомства, страна достигнет предвоенного уровня добычи нефти (2,5 млн. барр./сутки) в конце текущего года. Напомню, что пиковая добыча до наложения санкций на Багдад составляла 3,5 млн. барр./сутки. Правоконсервативное окружение президента США настаивает на том, чтобы довести ее до 6 млн. барр./сутки. По их расчетам, это позволило бы резко снизить стоимость данного энергоносителя на мировом рынке и значительно увеличить поступление средств на восстановление экономики Ирака, обеспечение благосостояния его населения.

Однако ОПЕК вряд ли захочет смириться с таким сценарием. Не устраивает это и Россию (проект бюджета на 2004 год, который сейчас обсуждается в Государственной Думе, базируется на стоимости "черного золота" $20-22 за баррель), а также других независимых экспортеров и даже нефтяных гигантов в самих США.

Дежурная в подобных условиях мера картеля - сокращение нефтедобычи (которая, кстати, вновь была предпринята на 127-й конференции министров энергетики и нефти стран-членов ОПЕК) вовсе не гарантирует долгосрочного положительного эффекта. Поэтому неслучайно руководство этой организации возлагает большие надежды на поддержку независимых экспортеров, особенно крупнейшего из них - Россию.

Уместно добавить - недавно Счетная палата РФ обнародовала цифру наших разведанных запасов нефти и конденсата - 25,2 млрд. тонн (ранее указывалось от 7 до 8 млрд. тонн). Правда, они посчитаны по методике, утвержденной еще в советские времена, и не вполне соответствуют принятому по международным стандартам понятию "доказанные", что препятствует их корректному сопоставлению с запасами нефти других стран. Но даже американские источники отмечают, что за последнее время Россия, обладающая не менее чем 10-12% известных разведанных и рентабельных для освоения мировых запасов "черного золота", стала наиболее значительным независимым экспортером этого углеводородного сырья и устойчиво обеспечивает в среднем до 9-10 % всего мирового объема добычи нефти.

Для нефтяной отрасли России завершение иракского конфликта может означать конец сверхприбылей и необходимость пересмотра существующей стратегии развития. Дело даже не в том, что страна может лишиться денег, вложенных отдельными компаниями в объекты на территории Ирака. Необходим поиск новой модели поведения на мировом нефтяном рынке, модели, которая бы соответствовала национальным интересам нашего государства.

Надо признать, что в последние годы поведение России определялось позицией крупнейших нефтяных компаний, которые в благоприятных обстоятельствах значительно наращивали добычу и экспорт углеводородного сырья, стремясь захватить пай мирового рынка как можно больше. Безусловно, такая стратегия, с одной стороны, способствует привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций (хотя для России более важно и, очевидно, давно пора ориентироваться на собственные силы), с другой - таит риск возможного обвала мировых цен на нефть. Не секрет, это имело бы для нашей страны самые неблагоприятные последствия.

Теперь самое время выяснить, а готова ли Россия, обладающая статусом наблюдателя при ОПЕК, к более продуктивному диалогу с этой организацией? Как показал недавний визит в нашу страну президента ОПЕК, министра энергетики и индустрии Катара г-на Абдаллы бен Хамад аль-Аттыйя, во время которого обсуждались перспективы дальнейшего развития мирового нефтяного рынка после полномасштабного возвращения на него Ирака, Россия со своим выбором еще не определилась.

Вышесказанное отнюдь не подразумевает неотложное вступление нашей страны в ОПЕК, что, возможно, устроило бы картель в большей мере, чем нас. На сегодняшний день это был бы слишком радикальный вариант. Более приемлемый в современной ситуации - разработка полномасштабного соглашения о сотрудничестве между Россией и данной организацией, в котором можно было бы оговорить процедуры решения всех спорных вопросов, и который в реальности означал бы раздел мирового рынка. Ценовая война России с ОПЕК бессмысленна для обеих сторон и чревата не только существенными экономическими потерями. А, значит, выходом может быть только координация усилий, причем не на словах, а на деле, с учетом иракской ситуации.

Другими словами, России все же уготована участь идти в фарватере ОПЕК?

В. Лукин: Безоглядно отдать приоритет лишь одной из сторон международного энергетического диалога, видимо, было бы ошибкой. Отстаивая, прежде всего, собственные интересы, нам не менее важно развивать сотрудничество с МЭА, объективно учитывая позиции стран-импортеров углеводородного сырья, особенно наших традиционных партнеров - государств ЕС, бывшего социалистического лагеря, республик СССР, а также ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Ведь в глобальной энергетической политике Россия может уповать на адекватное своему ресурсному потенциалу место лишь при условии, если она станет своеобразным регулятором отношений между Западом и Востоком.

Именно поэтому одной из целей третьей Недели нефти и газа является предельное сближение позиций стран-экспортеров и потребителей углеводородного сырья. За круглым столом нефтегазового саммита соберутся представители обеих сторон глобального энергетического диалога. В частности, готовность принять участие в форуме, который будет проводиться при поддержке Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства и Торгово-промышленной палаты РФ, подтвердили: Генеральный секретарь ОПЕК Альваро Сильва Кальдерон, Исполнительный директор МЭА Клод Мандил, руководители профильных министерств и ведомств США, Кувейта, Саудовской Аравии, Мексики, Катара, Египта, Франции, Литвы, Беларуси, Украины, Казахстана, Грузии, Таджикистана и других государств, а также многих крупнейших российских и зарубежных отраслевых компаний.

Владимир Петрович, не могли бы вы привести дополнительные примеры, подтверждающие стремление и возможности России развивать и регулировать энергетический диалог?

В. Лукин: В конце июня состоялся визит Президента РФ В.В. Путина в Великобританию. Это событие было одинаково важно как для Москвы, так и для Лондона. Причем не только с точки зрения международной политики, но и с позиции развития двусторонних экономических отношений и, прежде всего, в области энергетики. Как полагают эксперты, в ближайшие десять лет Великобритания потеряет статус нетто-экспортера нефти, а нетто-импортером газа она станет уже в 2006-2007 годах. В 20-летней перспективе Великобритания прогнозирует увеличение потребления доли экспортного газа до 90% против нынешних 50%. А наполнение европейского рынка и, в первую очередь, газового без России просто немыслимо. И это хорошо понимают в Лондоне. В ходе этого визита был подписан Меморандум о сотрудничестве в отношении проекта строительства Северо-Европейского газопровода. Согласно предварительным планам, трубопровод планируется протянуть по дну Балтийского моря, а также через территории Германии и Нидерландов с выходом на побережье Великобритании и Финляндии. В те же дни в Лондоне также состоялось подписание основного соглашения о создании компании TNK-BP. Аналитики и эксперты оценили данное решение как знаковое событие, заговорили о грядущем притоке инвестиций в российскую экономику.

Возможно, следует напомнить, что вплоть до 2001 года энергетика не рассматривалась в качестве одного из ведущих элементов российско-американских торгово-экономических отношений, а прямая торговля углеводородным сырьем между Россией и США практически не велась.

В июне с.г. во время встреч в Санкт-Петербурге президенты России и США подтвердили стремление сторон к развитию энергетического диалога, а также к продолжению стратегического курса на партнерство между обеими странами. Эти темы детально обсуждались лидерами двух государств и во время сентябрьского визита В.В. Путина в Соединенные Штаты.

Слияние российского и американского опыта в ТЭК, использование финансовых ресурсов в целях увеличения производства энергоносителей и оптимизации производственной структуры, освоение новых месторождений полезных ископаемых, открытие новых рынков - все это позволит нам в обозримом будущем достичь хороших результатов. Уже в текущем году поставки нефти и нефтепродуктов на рынок США могут быть увеличены в 2-2,5 раза. Однако российские нефтяники займут всего 4% американского рынка энергоресурсов. Большую же часть нефти в США по-прежнему поставляют страны Ближнего Востока.

Как уже упоминалось, американские эксперты и политики признают, что Россия действительно превращается в одну из крупнейших мировых нефтегазовых держав. Однако на пути энергетического сотрудничества России и США еще стоит множество препятствий, которые заключаются, в первую очередь, в нехватке транспортных возможностей, необходимости перевода американских заводов на переработку менее качественных углеводородов и в российском законодательстве.

Эти и другие проблемы обсуждались в конце сентября в ходе второго российско-американского энергетического саммита, проходившего в Санкт-Петербурге. Сопредседатели российско-американского коммерческого энергетического диалога (РАКЭД), президент РСПП Аркадий Вольский и президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс подписали обращение к президентам России и США с предложениями деловых кругов обеих стран по развитию сотрудничества в энергетической сфере. Выступая на саммите, Э. Сомерс заявил, что на сегодняшний момент сложилась "уникальная ситуация в плане совместимости интересов двух стран". "В то время как компании России ищут возможности для расширения рынков сбыта, в США возникла потребность в диверсификации источников энергоносителей, а также возрос спрос на газ, который не может быть полностью удовлетворен традиционными поставщиками".

В сентябре состоялся визит в нашу страну министра нефти и природных ресурсов Королевства Саудовская Аравия г-на Али Аль Нуайми. В ходе его встречи с министром энергетики России И.Х. Юсуфовым обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в области нефти и газа, в частности, саудовская "газовая инициатива", инвестиции саудовского капитала в российскую экономику, а также нынешнее положение на мировом нефтяном рынке. Этот визит свидетельствует о том, что Россия стремится наладить конструктивный диалог и со странами Ближнего Востока, нашими главными конкурентами на мировом рынке энергоносителей.

Знаменательным событием можно назвать и принятое в сентябре в Ялте президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана решение о формировании Единого экономического пространства.

На ваш взгляд, не послужит ли оно предпосылкой дезинтеграционных процессов в других странах СНГ?

В. Лукин: Такие опасения абсолютно беспочвенны и большинство политиков стран Содружества не воспринимает их всерьез. Что касается России, то не секрет, что она не меньше остальных заинтересована в развитии всестороннего сотрудничества в рамках СНГ, в том числе - энергетического, где ей в силу ряда причин приходится нести дополнительное бремя. Во-первых, риск энергетического хаоса в странах Содружества может иметь негативные политические и экономические последствия для безопасности самой России ввиду тесной взаимозависимости и взаимодополняемости экономик бывших союзных республик. Во-вторых, сложившийся за многие десятилетия единый энергетический комплекс СССР в той или иной форме продолжает функционировать даже в новых условиях существования СНГ, что делает энергетический фактор самым интегрирующим элементом в Содружестве. Это проявляется на многостороннем и на двустороннем уровнях. В-третьих, несмотря на различие экономических интересов в энергетической сфере, слишком очевидной становится схожесть долгосрочных геополитических интересов как энергоэкспортирующих, так и энергопотребляющих стран СНГ, многие из которых в условиях суверенитета сталкиваются с достаточно враждебной внешней средой, в частности, с международным терроризмом.

Подтверждение нашего стремления к расширению и укреплению сотрудничество со всеми странами Содружества в данной области можно найти в новой Энергетической стратегии России. В этом документе, в частности, подчеркивается, что стратегическим интересам РФ отвечают формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных энерготранспортных систем, обеспечение недискриминационного транзита энергоносителей.

А если говорить об этом документе в целом?

В. Лукин: Он производит хорошее впечатление. Честный анализ ситуации, комплексный и обоснованный подход к постановке задач - все это выгодно отличает нынешнюю стратегию от предшествующих. Стратегия признает "локомотивную" роль топливно-энергетического комплекса в экономике страны и приветствует активный рост нефтедобычи на условиях рационального недропользования. Впервые за последние годы правительство официально признало, что следует развивать экспорт нефти и газа. И впервые перспективы развития ТЭК рассматриваются через призму перспектив спроса на российские энергоресурсы на внутреннем и внешнем рынках. Предыдущие стратегии строились, главным образом, на прогнозе наших возможностей, а не на анализе покупательского спроса.

Главной целью внешней энергетической политики Стратегия называет укрепление позиций России на мировых энергетических рынках, максимально эффективную реализацию экспортных возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке. Если раньше экспорт энергоносителей рассматривался Россией в основном с точки зрения наполнения государственной казны, то теперь ставится задача максимизировать национальные выгоды от присутствия на внешних энергетических рынках. Для этого планируется проводить взаимоувязанную политику в области экспорта, импорта и транзита, активизировать присутствие российских компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала.

Надеюсь, участники форума более детально обсудят и этот документ, и другие актуальные проблемы российского нефтегазового комплекса и международного энергетического сотрудничества.

 

FMБизнес, 3 октября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Владимир Лукин

Раздел "Внешняя политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]