В Москве, в Центре международной торговли, 4-6 ноября
будет проходить третья Всероссийская неделя нефти и газа.
По откликам участников и гостей предыдущих форумов, они
оказывают стабилизирующее воздействие на данный сегмент
внутреннего и мирового рынка, становятся неизменным местом
для продуктивных контактов отечественных и зарубежных
деловых кругов, авторитетных ученых и экспертов. Подобные
встречи способствуют расширению и укреплению международного
энергетического сотрудничества, сближению мнений и позиций
экспортеров и потребителей нефти и газа, росту взаимодоверия
и инвестиционной привлекательности российского ТЭК.
Главная особенность предстоящей Недели - нефтегазовый
саммит, в ходе которого состоятся многосторонние встречи
и переговоры руководителей министерств и ведомств стран
- членов ОПЕК, МЭА, Межправительственного совета по разведке,
использованию и охране недр СНГ, а также ряда других государств,
участвующих в глобальном энергетическом диалоге.
Возглавляет оргкомитет Всероссийской недели нефти и газа
заместитель председателя Государственной Думы РФ Владимир
Лукин. В этой связи у нас появился повод задать
Владимиру Петровичу несколько вопросов об актуальных проблемах
и перспективах развития международного сотрудничества
в данной области.
В последнее время в стране и мире произошло немало
заметных политических событий, которые оказали или могут
оказать в недалеком будущем существенное влияние на российский
нефтегазовый комплекс. Какие из них вы бы хотели выделить
и, естественно, прокомментировать?
В. Лукин: В первую очередь, наверное, следует
отметить окончание активной фазы боевых действий в Ираке,
а также последующие шаги США, их союзников и нового руководства
страны, направленные на обеспечение военной, политической,
экономической, социальной, религиозной и этнической стабильности
в государстве, реконструкцию нефтяной промышленности и,
разумеется, расширение экспорта "черного золота". Сегодня
большинство аналитиков задается вопросом о дальнейшей
судьбе Ирака, а скорее - о вероятности его выхода из ОПЕК.
В случае принятия такого решения, что вызывает небезосновательные
опасения картеля, он может столкнуться с серьезными проблемами,
причем не исключено - даже прекратить свое существование.
Под влиянием угрозы возможного обвала мирового рынка нефти
руководство ОПЕК предпринимает неотложные попытки консолидации
усилий всех ведущих экспортеров в целях поддержания существующих
цен на "черное золото".
Хотя в конце сентября в Вене министр нефти временного
правительства Ирака Ибрахим Бар аль-Улюм заявил в кулуарах
127-й конференции ОПЕК, что Ирак полностью солидарен с
политикой, проводимой этой организацией, а также намерен
развивать и углублять отношения с картелем, все прекрасно
понимают, что решающее слово принадлежит отнюдь не Багдаду,
а Вашингтону.
По прогнозам этого иракского ведомства, страна достигнет
предвоенного уровня добычи нефти (2,5 млн. барр./сутки)
в конце текущего года. Напомню, что пиковая добыча до
наложения санкций на Багдад составляла 3,5 млн. барр./сутки.
Правоконсервативное окружение президента США настаивает
на том, чтобы довести ее до 6 млн. барр./сутки. По их
расчетам, это позволило бы резко снизить стоимость данного
энергоносителя на мировом рынке и значительно увеличить
поступление средств на восстановление экономики Ирака,
обеспечение благосостояния его населения.
Однако ОПЕК вряд ли захочет смириться с таким сценарием.
Не устраивает это и Россию (проект бюджета на 2004 год,
который сейчас обсуждается в Государственной Думе, базируется
на стоимости "черного золота" $20-22 за баррель), а также
других независимых экспортеров и даже нефтяных гигантов
в самих США.
Дежурная в подобных условиях мера картеля - сокращение
нефтедобычи (которая, кстати, вновь была предпринята на
127-й конференции министров энергетики и нефти стран-членов
ОПЕК) вовсе не гарантирует долгосрочного положительного
эффекта. Поэтому неслучайно руководство этой организации
возлагает большие надежды на поддержку независимых экспортеров,
особенно крупнейшего из них - Россию.
Уместно добавить - недавно Счетная палата РФ обнародовала
цифру наших разведанных запасов нефти и конденсата - 25,2
млрд. тонн (ранее указывалось от 7 до 8 млрд. тонн). Правда,
они посчитаны по методике, утвержденной еще в советские
времена, и не вполне соответствуют принятому по международным
стандартам понятию "доказанные", что препятствует их корректному
сопоставлению с запасами нефти других стран. Но даже американские
источники отмечают, что за последнее время Россия, обладающая
не менее чем 10-12% известных разведанных и рентабельных
для освоения мировых запасов "черного золота", стала наиболее
значительным независимым экспортером этого углеводородного
сырья и устойчиво обеспечивает в среднем до 9-10 % всего
мирового объема добычи нефти.
Для нефтяной отрасли России завершение иракского конфликта
может означать конец сверхприбылей и необходимость пересмотра
существующей стратегии развития. Дело даже не в том, что
страна может лишиться денег, вложенных отдельными компаниями
в объекты на территории Ирака. Необходим поиск новой модели
поведения на мировом нефтяном рынке, модели, которая бы
соответствовала национальным интересам нашего государства.
Надо признать, что в последние годы поведение России
определялось позицией крупнейших нефтяных компаний, которые
в благоприятных обстоятельствах значительно наращивали
добычу и экспорт углеводородного сырья, стремясь захватить
пай мирового рынка как можно больше. Безусловно, такая
стратегия, с одной стороны, способствует привлечению в
национальную экономику иностранных инвестиций (хотя для
России более важно и, очевидно, давно пора ориентироваться
на собственные силы), с другой - таит риск возможного
обвала мировых цен на нефть. Не секрет, это имело бы для
нашей страны самые неблагоприятные последствия.
Теперь самое время выяснить, а готова ли Россия, обладающая
статусом наблюдателя при ОПЕК, к более продуктивному диалогу
с этой организацией? Как показал недавний визит в нашу
страну президента ОПЕК, министра энергетики и индустрии
Катара г-на Абдаллы бен Хамад аль-Аттыйя, во время которого
обсуждались перспективы дальнейшего развития мирового
нефтяного рынка после полномасштабного возвращения на
него Ирака, Россия со своим выбором еще не определилась.
Вышесказанное отнюдь не подразумевает неотложное вступление
нашей страны в ОПЕК, что, возможно, устроило бы картель
в большей мере, чем нас. На сегодняшний день это был бы
слишком радикальный вариант. Более приемлемый в современной
ситуации - разработка полномасштабного соглашения о сотрудничестве
между Россией и данной организацией, в котором можно было
бы оговорить процедуры решения всех спорных вопросов,
и который в реальности означал бы раздел мирового рынка.
Ценовая война России с ОПЕК бессмысленна для обеих сторон
и чревата не только существенными экономическими потерями.
А, значит, выходом может быть только координация усилий,
причем не на словах, а на деле, с учетом иракской ситуации.
Другими словами, России все же уготована участь
идти в фарватере ОПЕК?
В. Лукин: Безоглядно отдать приоритет лишь одной
из сторон международного энергетического диалога, видимо,
было бы ошибкой. Отстаивая, прежде всего, собственные
интересы, нам не менее важно развивать сотрудничество
с МЭА, объективно учитывая позиции стран-импортеров углеводородного
сырья, особенно наших традиционных партнеров - государств
ЕС, бывшего социалистического лагеря, республик СССР,
а также ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Ведь в глобальной
энергетической политике Россия может уповать на адекватное
своему ресурсному потенциалу место лишь при условии, если
она станет своеобразным регулятором отношений между Западом
и Востоком.
Именно поэтому одной из целей третьей Недели нефти и
газа является предельное сближение позиций стран-экспортеров
и потребителей углеводородного сырья. За круглым столом
нефтегазового саммита соберутся представители обеих сторон
глобального энергетического диалога. В частности, готовность
принять участие в форуме, который будет проводиться при
поддержке Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительства и Торгово-промышленной палаты РФ, подтвердили:
Генеральный секретарь ОПЕК Альваро Сильва Кальдерон, Исполнительный
директор МЭА Клод Мандил, руководители профильных министерств
и ведомств США, Кувейта, Саудовской Аравии, Мексики, Катара,
Египта, Франции, Литвы, Беларуси, Украины, Казахстана,
Грузии, Таджикистана и других государств, а также многих
крупнейших российских и зарубежных отраслевых компаний.
Владимир Петрович, не могли бы вы привести дополнительные
примеры, подтверждающие стремление и возможности России
развивать и регулировать энергетический диалог?
В. Лукин: В конце июня состоялся визит Президента
РФ В.В. Путина в Великобританию. Это событие было одинаково
важно как для Москвы, так и для Лондона. Причем не только
с точки зрения международной политики, но и с позиции
развития двусторонних экономических отношений и, прежде
всего, в области энергетики. Как полагают эксперты, в
ближайшие десять лет Великобритания потеряет статус нетто-экспортера
нефти, а нетто-импортером газа она станет уже в 2006-2007
годах. В 20-летней перспективе Великобритания прогнозирует
увеличение потребления доли экспортного газа до 90% против
нынешних 50%. А наполнение европейского рынка и, в первую
очередь, газового без России просто немыслимо. И это хорошо
понимают в Лондоне. В ходе этого визита был подписан Меморандум
о сотрудничестве в отношении проекта строительства Северо-Европейского
газопровода. Согласно предварительным планам, трубопровод
планируется протянуть по дну Балтийского моря, а также
через территории Германии и Нидерландов с выходом на побережье
Великобритании и Финляндии. В те же дни в Лондоне также
состоялось подписание основного соглашения о создании
компании TNK-BP. Аналитики и эксперты оценили данное решение
как знаковое событие, заговорили о грядущем притоке инвестиций
в российскую экономику.
Возможно, следует напомнить, что вплоть до 2001 года
энергетика не рассматривалась в качестве одного из ведущих
элементов российско-американских торгово-экономических
отношений, а прямая торговля углеводородным сырьем между
Россией и США практически не велась.
В июне с.г. во время встреч в Санкт-Петербурге президенты
России и США подтвердили стремление сторон к развитию
энергетического диалога, а также к продолжению стратегического
курса на партнерство между обеими странами. Эти темы детально
обсуждались лидерами двух государств и во время сентябрьского
визита В.В. Путина в Соединенные Штаты.
Слияние российского и американского опыта в ТЭК, использование
финансовых ресурсов в целях увеличения производства энергоносителей
и оптимизации производственной структуры, освоение новых
месторождений полезных ископаемых, открытие новых рынков
- все это позволит нам в обозримом будущем достичь хороших
результатов. Уже в текущем году поставки нефти и нефтепродуктов
на рынок США могут быть увеличены в 2-2,5 раза. Однако
российские нефтяники займут всего 4% американского рынка
энергоресурсов. Большую же часть нефти в США по-прежнему
поставляют страны Ближнего Востока.
Как уже упоминалось, американские эксперты и политики
признают, что Россия действительно превращается в одну
из крупнейших мировых нефтегазовых держав. Однако на пути
энергетического сотрудничества России и США еще стоит
множество препятствий, которые заключаются, в первую очередь,
в нехватке транспортных возможностей, необходимости перевода
американских заводов на переработку менее качественных
углеводородов и в российском законодательстве.
Эти и другие проблемы обсуждались в конце сентября в
ходе второго российско-американского энергетического саммита,
проходившего в Санкт-Петербурге. Сопредседатели российско-американского
коммерческого энергетического диалога (РАКЭД), президент
РСПП Аркадий Вольский и президент Американской торговой
палаты в России Эндрю Сомерс подписали обращение к президентам
России и США с предложениями деловых кругов обеих стран
по развитию сотрудничества в энергетической сфере. Выступая
на саммите, Э. Сомерс заявил, что на сегодняшний момент
сложилась "уникальная ситуация в плане совместимости интересов
двух стран". "В то время как компании России ищут возможности
для расширения рынков сбыта, в США возникла потребность
в диверсификации источников энергоносителей, а также возрос
спрос на газ, который не может быть полностью удовлетворен
традиционными поставщиками".
В сентябре состоялся визит в нашу страну министра нефти
и природных ресурсов Королевства Саудовская Аравия г-на
Али Аль Нуайми. В ходе его встречи с министром энергетики
России И.Х. Юсуфовым обсуждались вопросы двустороннего
сотрудничества в области нефти и газа, в частности, саудовская
"газовая инициатива", инвестиции саудовского капитала
в российскую экономику, а также нынешнее положение на
мировом нефтяном рынке. Этот визит свидетельствует о том,
что Россия стремится наладить конструктивный диалог и
со странами Ближнего Востока, нашими главными конкурентами
на мировом рынке энергоносителей.
Знаменательным событием можно назвать и принятое в сентябре
в Ялте президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана
решение о формировании Единого экономического пространства.
На ваш взгляд, не послужит ли оно предпосылкой
дезинтеграционных процессов в других странах СНГ?
В. Лукин: Такие опасения абсолютно беспочвенны
и большинство политиков стран Содружества не воспринимает
их всерьез. Что касается России, то не секрет, что она
не меньше остальных заинтересована в развитии всестороннего
сотрудничества в рамках СНГ, в том числе - энергетического,
где ей в силу ряда причин приходится нести дополнительное
бремя. Во-первых, риск энергетического хаоса в странах
Содружества может иметь негативные политические и экономические
последствия для безопасности самой России ввиду тесной
взаимозависимости и взаимодополняемости экономик бывших
союзных республик. Во-вторых, сложившийся за многие десятилетия
единый энергетический комплекс СССР в той или иной форме
продолжает функционировать даже в новых условиях существования
СНГ, что делает энергетический фактор самым интегрирующим
элементом в Содружестве. Это проявляется на многостороннем
и на двустороннем уровнях. В-третьих, несмотря на различие
экономических интересов в энергетической сфере, слишком
очевидной становится схожесть долгосрочных геополитических
интересов как энергоэкспортирующих, так и энергопотребляющих
стран СНГ, многие из которых в условиях суверенитета сталкиваются
с достаточно враждебной внешней средой, в частности, с
международным терроризмом.
Подтверждение нашего стремления к расширению и укреплению
сотрудничество со всеми странами Содружества в данной
области можно найти в новой Энергетической стратегии России.
В этом документе, в частности, подчеркивается, что стратегическим
интересам РФ отвечают формирование единой энергетической
и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах
Европы и Азии, развитие международных энерготранспортных
систем, обеспечение недискриминационного транзита энергоносителей.
А если говорить об этом документе в целом?
В. Лукин: Он производит хорошее впечатление. Честный
анализ ситуации, комплексный и обоснованный подход к постановке
задач - все это выгодно отличает нынешнюю стратегию от
предшествующих. Стратегия признает "локомотивную" роль
топливно-энергетического комплекса в экономике страны
и приветствует активный рост нефтедобычи на условиях рационального
недропользования. Впервые за последние годы правительство
официально признало, что следует развивать экспорт нефти
и газа. И впервые перспективы развития ТЭК рассматриваются
через призму перспектив спроса на российские энергоресурсы
на внутреннем и внешнем рынках. Предыдущие стратегии строились,
главным образом, на прогнозе наших возможностей, а не
на анализе покупательского спроса.
Главной целью внешней энергетической политики Стратегия
называет укрепление позиций России на мировых энергетических
рынках, максимально эффективную реализацию экспортных
возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности
его продукции и услуг на мировом рынке. Если раньше экспорт
энергоносителей рассматривался Россией в основном с точки
зрения наполнения государственной казны, то теперь ставится
задача максимизировать национальные выгоды от присутствия
на внешних энергетических рынках. Для этого планируется
проводить взаимоувязанную политику в области экспорта,
импорта и транзита, активизировать присутствие российских
компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала.
Надеюсь, участники форума более детально обсудят и этот
документ, и другие актуальные проблемы российского нефтегазового
комплекса и международного энергетического сотрудничества.