Нетрудно
было предвидеть, что оккупация союзными войсками территории
Ирака станет не только решением ряда потенциальных проблем,
но и источником новых, абсолютно реальных. С осени прошлого
года существовал и предлагался план, который мог бы минимизировать
проблемы, заменив примитивную силовую акцию жестким всесторонним
давлением, современной "холодной войной" всего
международного сообщества против опасного и неприемлемого
диктаторского режима Хусейна в целях его поэтапной трансформации
и, в конечном счете, ликвидации. Что произошло на самом
деле всем известно и возможностей теперь не вернуть. Можно
лишь отметить, что упущенная в Ираке тактика сейчас используется
в отношении северокорейского режима. Учения 11 флотов в
непосредственной близости от полуострова, выдвижение к границам
КНДР китайских войск - ее элементы.
Ситуация в Афганистане и Ираке становится все более опасной
и сложной. Надо ускоренно искать приемлемые решения. И
заниматься этим должны не только американцы.
Трудности, с которыми Соединенные Штаты сталкиваются
в Ираке и Афганистане - это и наши проблемы. Поражение
США стало бы и нашим поражением. Понятно, что едва ли
не всемирное усиление терроризма и экстремизма в результате
неудачи США - исключительно серьезная угроза и для России,
и для всего мира. Поэтому, когда президент Путин полгода
назад говорил об ошибке американцев, он был прав, потому
что квалифицировал ее как ошибку партнера. "Россия
не заинтересована в поражении США" - сказал он.
США - единственная сила, способная в сложившейся ситуации
активно действовать в регионе, и они правы в своем утверждении,
что из Ирака нужно уйти ни днем позже стабилизации ситуации.
Однако, добавим мы, и ни днем раньше. Заявления о том,
что американцы и их союзники должны полностью уйти из
Ирака сейчас иначе как безответственными назвать нельзя.
Подчеркиваю, речь идет именно о достижении стабильности
и гарантии ее сохранения на обозримую перспективу, а не
о мифическом установлении в Ираке демократии по западному
стандарту.
Конечно, это не снимает вопроса об усилении роли ООН
и расширении международного участия в иракском урегулировании.
Это справедливое теоретическое положение очень трудно
(если вообще возможно) наполнить практическим содержанием.
Наоборот, кровавые атаки на персонал и учреждения ООН
ведут к сокращению ее деятельности в Ираке. Это касается
и всех других международных организаций.
Более того, обстановка в регионе такова, что любые иностранные
контингенты будут систематически подвергаться нападениям.
Ситуация разворачивается в столь серьезную сторону, что
какое-либо злорадство, выраженное в безответственных и
бессмысленных заявлениях, просто контрпродуктивно.
Роль России в таких условиях никак не может быть решающей
или даже значительной, но она обязательно должна и может
быть конструктивной.
Что же все-таки может Россия?
Россия может принять участие в иракском урегулировании
в форме политической и дипломатической помощи. Учитывая
наши возможности, например, участие может оказаться эффективным
в курдских районах Ирака. Мы также можем помочь в техническом
восстановлении хозяйства страны, в частности объектов
нефтяной отрасли.
Единственное, на что Россия не может пойти ни в коем
случае, - это отправлять в Ирак российских военнослужащих
кроме тех, кто обеспечивает безопасность нашего персонала.
Для России очень важно, чтобы на сентябрьских переговорах
в США наша позиция по Ираку была конструктивной и дружественной,
поскольку интересы России и США совпадают не только в
иракском вопросе. И Россия, и США, хотят они того или
нет, в перспективе столкнутся с комплексом проблем, которые
будут возникать вдоль протяженных российских границ на
Юге и на Востоке. США не сможет их игнорировать как глобальная
держава, а для России это будут просто насущные проблемы
в силу ее геополитического положения. В этот комплекс
проблем входит и острая необходимость укрепления российского
суверенитета в Сибири и на Дальнем Востоке на основе ускоренного
экономического развития. Единственный способ снять остроту
потенциальной угрозы целостности страны - форсированное
развитие экономики региона, массированные инвестиции не
только в сырьевые, но и в высокотехнологичные отрасли.
Так, одним из перспективных направлений взаимодействия
является сотрудничество в такой области как разработка
комплексов противоракетной обороны.
Еще большее значение, чем эти прагматические соображения,
имеет общность наших ценностей. Либерализм, демократия,
права и свободы человека - базовые элементы цивилизации,
объединяющей и Россию, и США, и Европу. Общность наших
мировоззренческих ценностей отражена в Декларации о стратегическом
партнерстве, подписанной российским и американским президентом
в Москве в мае 2002 года.
Развитие принципов Декларации - чрезвычайно непростое
дело. Среди российских и американских политиков распространены
прямо противоположные настроения. Антиамериканизм моден
в российской политической элите, страдающей от ревности
к американцам и тяжелого комплекса неполноценности, потери
веры в себя и свою страну. За океаном сегодня часто можно
слышать, что на Россию можно не обращать внимания: этакий
своеобразный "комплекс полноценности" (errogance
of power).
Что касается российских фобий, то ими страдают люди,
мышление которых навсегда замерзло в Холодной войне. С
ними ничего, кроме как отправить на пенсию, сделать нельзя.
Некоторые вашингтонские стратеги своим непониманием реалий
XXI века и важности для Америки международного сотрудничества
ведут ее политику по очень тяжелому, опасному и дорогостоящему
пути, разрушая многое из того, что с таким трудом создавалось
в мире в последние 50 лет. Политика неоконсервативного
толка в их исполнении не обещает ничего хорошего и собственно
нынешней администрации США.
События убедительно доказали, что и то, и другое не только
ошибочно, но просто глупо. Выход из этого непристойного
положения - прямая задача двух президентов, не требующая
никаких ресурсов, кроме понимания и политической воли.
Важнее ответить на другое серьезное утверждение: с Россией
нельзя иметь дело из-за внутренней политики, свидетельствующей
о прекращении развития и даже регрессе демократических
процессов в стране, об отказе от тех самых общих ценностей.
Мы разделяем точку зрения, что отступление от демократических
принципов, нарушение прав человека и свобод стало главным
содержанием российской внутренней политики в последние
семь лет. И в этом смысле для России важно, чтобы лидеры
США и Европы разговаривали с российским президентом прямо
и честно, называли вещи своими именами, как это и делают
в тех случаях, когда желают добра.
Однако борьба за торжество либерально-демократических
ценностей - это наше дело. Никто не может внедрить демократию
в Россию извне. Никакой "американский дядя"
не поможет сделать так, чтобы российские телеканалы объективно
рассказывали обо всех политических новостях, выборы проводились
честно, народ контролировал правительство и спецслужбы,
суд был независимый, в Чечне прекратился правовой беспредел
и так далее, и так далее, и так далее.
Напротив, ухудшения отношений с США под любым предлогом
просто жаждут сторонники авторитаризма и сворачивания
либерализма в России, те, кто стремится к административному
переделу собственности, разгрому российского бизнеса,
засилью и диктату спецслужб.
Сотрудничество России и США в разрешении глобальных проблем
и развитие реальной демократии в России - это взаимосвязанные
процессы. Совместная работа по стабилизации ситуации в
проблемных регионах будет объективно работать на развитие
российской демократии, а демократическая Россия станет
более эффективным и надежным партнером для США, Европы
и всех демократий мира.