С
нового года вступает в силу закон об альтернативной гражданской
службе. Документ этот явился результатом долгих поисков
компромисса между Министерством обороны и общественностью.
Результат, однако, не без участия Министерства труда, поддержавшего
военных, оказался ужасающим.
Почти за два десятилетия российских реформ наша армия
не изменилась. Она держится на прежних советских генералах,
пропитана духом неприятия свободы, консерватизма и по-прежнему
преследует одну главную цель – сломать попавшего в нее
молодого человека, сделать из него совершенно послушное
существо.
В стране на государственном уровне идет возрождение квасного
ура-патриотизма. В школы пытаются вернуть начальную военную
подготовку, подростков вовлекают в военные игры. И пропагандируется
странная любовь к Родине. Любовь, которая измеряется отношением
к ловле несчастных мальчишек-призывников. Если ты радуешься,
что мальчишку загнали в казарму, то ты – достойный гражданин.
А если нет – то ты безответственен в отношении судьбы
своей Родины.
И никакой альтернативной службы российский генералитет
не желает. Генералы хотят продолжать бесконтрольно властвовать
в армии, хотят иметь возможность пополнять ряды своих
недобровольных подчиненных. Подчиненных до степени рабства.
Поэтому в законе об альтернативной гражданской службе
сделано все, чтобы отвратить от АГС как можно больше тех,
кто готов был бы на нее пойти. Это лицемерие, воплощенное
в виде закона.
Основной принцип закона об АГС – это принцип равных тягот
для проходящих военную и альтернативную службу. Эта идеология
чудовищна. Согласно ей служба в нашей армии рассматривается
как некое наказание, и альтернативная служба тоже должна
быть наказанием. Поэтому в законе предусмотрен экстерриториальный
принцип альтернативной службы, возможность службы в воинских
частях без согласия альтернативщика и невероятно длительный
срок альтернативной службы, почти вдвое превышающий срок
военной.
Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу
зависит от призывной комиссии – инстанции, которая прямо
заинтересована в призыве прежде всего в армию. Причем
критериев, по которым комиссия должна определять, кто
достоин альтернативной службы, закон не содержит. Эти
критерии приведены в подзаконных актах, изданных Министерством
обороны. То есть вопрос о направлении на альтернативную
гражданскую службу отдан военным чиновникам с некой привлеченной
к этому послушной общественностью. В результате конституционное
право превращается в своеобразную льготу, даруемую или
не даруемую чиновниками.
В некоторых регионах, например в Перми и Нижнем Новгороде,
проводились эксперименты по прохождению АГС. Молодые люди
работали на трудных, низкооплачиваемых работах. Но законодатели
отказались им засчитывать отработанное в срок альтернативной
службы. Якобы потому, что в то время еще не вступил в
силу закон.
Теперь закон вступает в силу. И просто дышит целью как
можно сильнее сократить число людей, которые смогут отказаться
от военной службы по призыву. Поэтому я утверждаю, что
исправимых недостатков в нем нет. Его надо не исправлять,
а написать заново.
Автор – депутат ГД, правозащитник