Педагогам и ученым опять достаются крохи от бюджетного
"пирога", считает председатель Комитета Госдумы
по образованию и науке Александр
ШИШЛОВ.
НЕКОТОРЫЕ аналитики сравнивают образование с медициной.
Платное образование, как и частная медицина, больше заботится
о качестве своей работы, чем государственные структуры.
В районных клиниках на одного врача - 100 больных, в частных
же, напротив, на одного больного 10 врачей. Так и в муниципальных
средних школах на одного учителя 40 гавриков, а в пансионах
на каждого ученика - три педагога... Соответственно разнится
качество знаний учащихся.
Другая проблема - педагогические кадры. Учителя всеми
правдами и неправдами пытаются устроиться в платные заведения,
ибо работать в школе, получая 500 рублей в месяц, невозможно.
Поэтому так часто можно встретить продавцов на рынке с
дипломами педагога. Вот и держится отечественное образование
на энтузиастах пенсионного возраста, верных своему педагогическому
долгу.
Сегодня только ленивый не говорит, что надо повышать
зарплату учителям. Но насколько реально слова воплощаются
в дело?
Анализируя бюджет 2004 года, можно сказать, что, несмотря
на некоторые положительные решения (увеличение расходов
на выплату стипендий на 43% по сравнению с прошлым годом,
предоставление адресной социальной помощи студентам, поддержку
материально-технической базы вузов), его нельзя назвать
бюджетом развития образования и науки. Дело в том, что
определенный рост общих расходов на эту сферу проблемы
не решает. Не развиваются, в частности, конкурсные формы
финансирования научной деятельности. Правительство предполагает
постоянно уменьшать количество организаций, которые занимаются
исследованиями и разработками, и закладывает эту концепцию
в проект бюджета.
Не радует и то, что общий объем расходов на заработную
плату увеличивается примерно на 23% по сравнению с 2003
годом: мы остаемся скептиками, потому что умеем считать
деньги и зрим, как говорится, в корень этих радужных,
на первый взгляд, цифр. В новом бюджете даже не ставится
задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда бюджетников
- ни в форме индексации, ни в форме перехода к отраслевым
системам оплаты труда. По существу, предусмотренное повышение
является лишь частичной компенсацией роста прожиточного
минимума, и к концу будущего года зарплата педагогов таким
образом в реальном выражении не повысится, а снизится
на 20% относительно 2001 года.
В экономической структуре расходов по разделу "Образование"
доля расходов на приобретение оборудования уменьшилась
с 3,8 до 3,4%, на капитальный ремонт -с 6,3 до 6%, расходы
на питание сократились на 3,4%, коммунальные платежи -
на 2,9%. Резко уменьшены ассигнования на строительство
объектов образования. Вызывает возражение и статья, которая
устанавливает порядок использования доходов от сдачи в
аренду имущества, находящегося в федеральной собственности.
Теперь государственные научные центры этого сделать не
смогут, что ограничивает развитие и укрепление их материально-технической
базы. Другая статья проекта также огорчает педагогов,
так как предусматривает изъятие остатков средств, не использованных
образовательными учреждениями в 2003 году. Это противоречит
Закону "Об образовании", на основании которого
неиспользованные средства не могут быть изъяты или зачтены
учредителем в объем его финансирования на следующий год.
Наш комитет считает недопустимым продолжение такой государственной
политики, которая ведет к деградации системы образования
и снижению интенсивности научных исследований. Нехватка
квалифицированных кадров бумерангом ударит по национальным
интересам в будущем, поставит под сомнение реализацию
планов удвоения ВВП к 2010 году. Мы считаем, что многие
проблемы могут быть решены за счет уменьшения профицита.
Более того, следует преобразовать документ из бюджета
"хронического недофинансирования образования"
в бюджет его развития. Для этого необходимы дополнительные
ассигнования на увеличение заработной платы работникам
образования и науки в полтора раза с октября 2004 года,
а также на приоритетные федеральные целевые программы,
среди которых: "Развитие единой образовательной информационной
среды", "Жилье для молодых семей учителей"
и т.д. Для чего достаточно лишь уменьшить профицит бюджета
на 50 млрд рублей с тем, чтобы затем распределить эти
средства по разделам бюджета, направленным на финансирование
различных нужд образования в размере 25 млрд рублей, и
для повышения зарплаты работникам отрасли на региональном
уровне - еще 25 млрд рублей.
Я предложил пригласить министра финансов Алексея Кудрина
на правительственный час в Госдуму, чтобы непосредственно
с ним обговорить наши предложения... Но депутаты, к сожалению,
не поддержали эту инициативу.