Россия
официально присоединилась к процессу создания единой европейской
зоны высшего образования. Это означает, что к 2010 году
дипломы российских вузов будут признаваться в Европе, знания
будут оцениваться по общеевпропейской шкале, а Россия получит
больше возможностей для заработка на иностранных студентах.
На завершившейся в пятницу берлинской конференции министров
образования европейских стран было принято решение о вступлении
России в Болонский процесс. Его цель – создание к 2010
году единой европейской зоны высшего образования, предполагающей
взаимное признание дипломов вузов и практику других общих
стандартов в области высшего образования. Россию на встрече
представляли министр образования Владимир Филиппов, председатель
комитета по науке и образованию Госдумы Александр
Шишлов, ректоры ведущих вузов страны.
Как сообщил «Газете.Ru» Шишлов после завершения конференции,
ее участники одобрили присоединение к Болонскому процессу
России и шести других европейских государств, которые
ранее имели статус наблюдателей.
В заключительном коммюнике конференции указывается, что
теперь в создании единого пространства высшего образования
в Европе участвуют 40 стран. Среди них – почти все западноевропейские
государства, Турция, Кипр и Мальта. Из бывших республик
СССР в процесс вошли все прибалтийские страны и Россия.
«Подписав декларацию о присоединении, Россия сделала еще
один шаг на пути интеграции в Европу. Участие страны в
Болонском процессе отвечает интересам российского студенчества,
преподавателей и вузов», – заявил Шишлов.
По условиям Болонского клуба до 2010 года страны-участницы
берут на себя обязательства реформировать свои системы
высшего образования согласно единым стандартам.
Им предстоит ввести в вузах две ступени образования –
бакалавриат и магистратуру, контролировать по одной схеме
качество знаний и аттестации высшего образования, разработать
учебные программы, сопоставимые с программами входящих
в клуб европейских вузов, а также единую систему оценки
знаний учащихся. Предполагается, что благодаря реформам
граждане государств – членов Болонского процесса получат
возможность обучаться и работать в других европейских
странах, чьи вузы будут признавать их дипломы. Причем
расширение возможностей предусмотрено не только для активного
студенчества, но и для тех, кто хочет получить послевузовское
образование или пройти курс дистанционного обучения.
Как полноправной участнице процесса, России требуется
привести в соответствие реформам правовую базу образования.
Впрочем, как отметил Шишлов, в некоторых отношениях российское
законодательство опережает законы других стран – к примеру,
оно уже предусматривает двухуровневую систему образования,
чем пока не может похвастаться треть участников процесса.
Модернизация системы высшего образования России, в том
числе введение единого государственного экзамена, также
идут в русле Болонского процесса, сообщил депутат.
С помощью единой зоны высшего образования Европа хочет
повысить качество и доступность знаний и стать, таким
образом, конкурентом США, которые пока удерживают первое
место на рынке высшего образования. По словам экспертов,
этот рынок оценивается в десятки миллиардов долларов,
поэтому есть смысл за него бороться.
Предполагается, что если вузы России будут выдавать дипломы
европейского образца, то в бюджете страны появится новая
статья доходов – за счет предоставления образовательных
услуг иностранцам. В то же время очевидно, что повышение
уровня высшего образования потребует немалых средств,
не говоря об организационных расходах.
К следующей конференции участников Болонского клуба,
которая состоится в мае 2005 года в норвежском городе
Берген, будут подведены итоги деятельности международных
рабочих групп по таким направлениям, как признание дипломов
и дополнительное образование.