(Настоящее интервью напечатано в утреннем выпуске
"Столичной вечерней газеты" 16 сентября 2003 года, № 147
со значительными сокращениями и искажениями, с придуманной
редакцией "цитатой", взятой в качестве заголовка. Ниже
даётся текст интервью, первоначально согласованный со
"Столичной вечерней газетой").
“Столичная” поговорила о предвыборной гонке с депутатом
Государственной Думы, членом фракции “ЯБЛОКО” и членом
Комитета по бюджету и налогам Алексеем
МЕЛЬНИКОВЫМ.
- Какую роль играют в грядущей предвыборной кампании
СМИ?
- Как же иначе общаться политику, который хочет избраться
в Госдуму, с людьми? Помню, на выборах Президента в 1996
году наш кандидат Григорий Явлинский 2 месяца ездил по
стране и встречался с людьми. Всех этих людей было около
100 тысяч. Личного общения ничто не заменит ни для кандидата,
ни для избирателей. Но невозможно переговорить с каждым
избирателем, поэтому с точки зрения широты охвата одно
выступление по ТВ, радио или в многотиражной газете имеет
большее значение. Поэтому все кандидаты сочетают личное
общение с выступлениями в прессе.
- Но во время предвыборной кампании все чаще возникают
такие злоключения, как у президента Путина с Матвиенко,
когда конкурирующая сторона в лице вице-губернатора Марковой
подает на них в суд.
- В идеале, к которому стремится "ЯБЛОКО", картина должна
быть такова: партии - это элемент гражданского общества,
СМИ независимы и конкурируют друг с другом, власть не
вмешивается в предвыборную борьбу. Рано или поздно мы
этого добъёмся. А что сейчас? Показывают, например, по
ТВ сюжет о проблеме водоочистных сооружений, комментарии
дает г-н Грачев, председатель комитета Госдумы экологии,
а снизу подписано: член исполкома партии “Единая Россия”.
Это скрытая реклама, и предвыборная ситуация в Санкт-Петурбурге
- из той же серии. Поскольку СМИ сейчас зависимы от власти,
они и используются как элемент манипулирования общественным
сознанием. Сейчас многим становится понятно, почему "ЯБЛОКО"
два года назад так бескомпромиссно сражалось за независимое
от государства НТВ.
- Какой главный конфликт нынешнего бюджета?
- В этом бюджете нет конфликта, потому что бюджетный
конфликт - это функция от состояния политической системы
страны. А когда администрация президента контролирует
в Думе большинство - какой же тут конфликт? Здесь речь
может идти только о продавливании бюджета через Думу.
Главная проблема бюджета-2004 - явный перекос в сторону
финансирования силовых структур за счёт сокращения финансовой
поддержки регионов, социальных расходов и прочих важных
статей. Суммарная доля "силовых" статей в бюджете выросла
с нынешних 25 до 27,2%. Это при том, что общий объём бюджетных
расходов предполагается сократить.
-Какие интересы будут приоритетными для "ЯБЛОКА" при
обсуждении бюджета?
-Традиционные для “Яблока”. Мы защищаем интересы образования,
науки, регионов. Разумеется и обороны, безопасности. Но
с разумных позиций. Нас не может устроить, что в проекте
бюджета-2004 затраты на военную реформу урезаются с 16
до 7,5 млрд. рублей.
- А интересы компании ЮКОС входят в блок тех интересов,
которые вы защищаете?
- "ЯБЛОКО" известно тем, что не является и никогда не
являлось карманной партией кого бы то ни было. Да, компания
ЮКОС - наш спонсор, но она не влияет на процесс принятия
политических и экономических решений. Я приведу доказательство
из собственной практики. На прошлой сессии "ЯБЛОКО" отстаивало
очень важное для нас законодательство “О соглашениях о
разделе продукции”, которое сейчас очень успешно работает
на Сахалине. "ЮКОС" открыто выступал против этого законодательства.
Разве это не доказательство независимости? Причём по ключевому
вопросу. Что касается нефтяной промышленности, то это
традиционно один из вопросов, которым "ЯБЛОКО" занималось
в Государственной Думе, начиная с 1993 года. Мы будем
заниматься этим вопросом и дальше, т.к. добились успехов.
В этом году в Сахалинской области строительный бум - инвестиции
по нефтегазовым проектам, жизнь в которые вдохнуло законодательство,
разработанное при участии "ЯБЛОКА", составляют 3 млрд.
долларов. В дальнейшем при разработке законодательства
о недрах, решении налоговых вопросов, мы будем руководствоваться
общими, а не частными интересами.
-Как изменились методы лоббирования со времен появления
первой Думы?
-Состав первой Думы был в значительной степени случаен.
Она работала всего 2 года, избирательная компания была
скоротечной - 2 месяца. Вообще, основной смысл работы
любого депутата - квалифицированная защита интересов избирателей.
За прошедшие три Думы есть позитивные сдвиги - появились
консультационные компании, фонды, которые работают с депутатами
Думы, и это полезно, потому что они дают реальные расчеты,
профессиональную оценку законопроектам. Это помогает в
работе, т.к. невозможно быть специалистом сразу по всем
проблемам. Хотя и нужно понимать, что часто мы сталкиваемся
с пристрастными мнениями. А методы - выступления на заседаниях
комитетов, внесение поправок - открыты, в них нет ничего
тайного. При этом "ЯБЛОКО" выступает за то, чтобы парламент
был максимально открыт обществу, все стенограммы заседаний
должны быть доступны гражданам. Это можно сделать через
интернет и "ЯБЛОКО" движется в этом направлении несколько
лет. По наиболее важным для общества голосованиям мы даём
на своём сайте поимённые результаты голосований по всем
фракциям. Гласность - мощное оружие против недобросовестного
лоббизма - когда в интересах отдельной группы компаний
или отдельной группы лиц принимаются решения, которые
нарушают общественное равновесие, создают необоснованные
преференции. Например, льготы для инвалидов - дело благое.
Но этими льготами пользуется целый ряд компаний, которые
используют льготы, чтоб меньше налогов платить в бюджет.
- Была такая байка: когда Сурков проваливал импичмент
Ельцину, то кремлевские люди ходили по думе и раздавали
доллары пачками. С тех пор изменились ли методы действия
кремлевской администрации в борьбе за власть?
- Тогда импичментом не Сурков занимался, а Сергей Зверев,
замглавы администрации президента. Как представитель "ЯБЛОКА",
которая голосовала за импичмент Ельцину, могу сказать
- не видел и не слышал, чтоб доллары раздавали за голосование
"против". Есть, кстати, серьёзное отличие прошлых Дум
от нынешней. Тогда надо было с кем-то о чём-то договариваться,
образовывать союзы, кому-то что-то обещать, убеждать.
А теперь зачем? По сути, часть парламента, которую контролирует
администрация, 4 фракции - "квартет", говоря словами Крылова
(помните? "проказница мартышка, осёл, козёл и косолапый
мишка"), это просто законодательный отдел Старой площади
и Кремля. Подойдите сейчас к любому депутату из "Единой
России", скажите - вот, важная вещь, поддержи! Он ответит:
“Сам не могу, иди к руководству”. А тот идёт советоваться
ещё выше. Хороший пример - законы о ввозе в Россию ядерных
отходов. Опросы показывают, что 90% населения против.
За, говоря словами Явлинского, 400 человек: 300 депутатов
и 100 чиновников. И, проходит! Законопроект принимается,
потому что Кремль надавил на голосование. Прошлая дума
была политическим органом, а эта - этакий законодательный
каток, который давит несогласных массой бездумных голосований,
оставляя лишь трибуну для выступлений по основным политическим
позициям тем, кто несогласен с политикой правительства.
Такая ситуация в Думе, как сейчас, способствует тому,
что правительство и отдельные ведомства начинают работать
спустя рукава. Сказывается отсутствие действенного парламентского
контроля. В этом смысле задача предстоящих выборов - создать
такой парламент, который будет внимателен к тому, что
говорят люди и, с другой стороны, будет находиться в разумном
противостоянии с исполнительной власть. Критерии разумности
просты - исполнительная власть должна тратить на себя
меньше денег, быть более эффективной, исполнять законы.
И по этим вопросам её нужен не сервильный парламент, а
жёсткий оппонент.