Сергея
Митрохина многие знают по телеэкранам.
Ему 40 лет. Он родился в Москве, с 7-летнего возраста
(с небольшими перерывами) живет в нашем округе, на Ярославке.
Учился в 752-й школе, затем окончил Московский пединститут
по специальности «учитель русского языка и литературы».
Его мама работает инженером-патентоведом на заводе «Сатурн»,
отец — предприниматель. С 1993 года Сергей Митрохин занимается
политикой, был автором первой независимой газеты «Хронограф».
В настоящий момент — депутат Государственной Думы от партии
«Яблоко».
— Сергей Сергеевич, ходят слухи, что вы будете баллотироваться
в депутаты Госдумы у нас, по Бабушкинскому избирательному
округу…
— Окончательного решения пока нет. Оно будет приниматься
накануне момента подачи документов. И будет зависеть в
том числе от результатов социологических замеров, которые
мы сейчас проводим.
— Чем вы, как депутат, занимаетесь в Госдуме?
— Я был, например, инициатором большого числа законов,
связанных с местным самоуправлением, они уже приняты и
действуют.
— То есть это благодаря вам, в том числе в Москве
появились муниципалитеты?
— Да, но, к сожалению, Москва отстает от других городов
по степени развития местного самоуправления. У созданных
в Москве муниципалитетов нет реальных функций, они остались
у назначаемой бюрократии. А права выборных муниципалитетов
ограничиваются правом участвовать в регистрации домашних
животных и ухаживать за мемориальными досками.
— Но они еще занимаются военным призывом, защитой
прав детей…
— Да. Но они не могут, например, принять решение о размещении
автостоянки или гаража. Это все решает назначаемый чиновник.
Мы считаем, что это неэффективно. Потому что назначаемый
чиновник отвечает перед своим начальством, а не перед
жителями.
— А как вы тогда представляете себе управление городским
хозяйством, если появятся 125 самостоятельных субъектов,
имеющих право решать?
— Мы же не говорим, что все функции, которые положены
по федеральному закону, в Москве должны быть переданы
местному самоуправлению. Только те, что не нарушают принцип
единства городского хозяйства. А их довольно много. Размещение
автостоянки, например, или землеотвод под строительство.
— Земля в Москве — это трубы, провода, коммуникации…
Тут 25 централизованных ведомств задействовано…
— К сожалению, эти ведомства никак не считаются с мнением
жителей. Если бы были сильны органы местного самоуправления,
они могли бы контролировать городских монополистов, например,
по вопросам состояния и ремонта этих коммуникаций.
— Вы известны еще тем, что предложили на рассмотрение
Госдумы альтернативную концепцию реформы ЖКХ…
— Да, мы не теряем все-таки надежду, что она будет принята.
Недавно я встретился с вице-премьером Яковлевым и вручил
ему эту концепцию. Смысл ее в том, чтобы прекратить бесконечный
рост тарифов, пожирающий мизерные пенсии и зарплаты бюджетников.
Правительство идет по совершенно противоположному пути.
Оно дает возможность монополисту устанавливать такие тарифы,
какие он хочет. Мы считаем, что в первую очередь нужно
снижать затраты. Каким образом? Во-первых, внедрять конкуренцию
там, где это возможно — прежде всего во всем, что связано
с техобслуживанием домов, квартир, текущим и капитальным
ремонтом, уборкой территории, ее благоустройством, вывозом
мусора… Там, где конкуренция невозможна (водоканал, теплоснабжение),
мы предлагаем систему конкурсов на управление этими конторами.
Чтобы не чиновники, которые сидят там с советских времен
и работают из рук вон плохо, а самые эффективные компании
получали на конкурсах право управлять этими структурами.
А чтобы компании стали конкурентами монополистов и потеснили
чиновников, мы предлагаем снизить налоги для предприятий
в сфере ЖКХ.
— Мэр Лужков тоже против стопроцентной оплаты услуг
ЖКХ жителями. Получается, ваши предложения совпадают с
позицией московского правительства?
— Я считаю, что в Москве в ЖКХ делается очень много и
очень правильно. В столице самый низкий в стране порог
доли расходов семьи на услуги ЖКХ — 13 % (а по всей стране
— 22 %).
Дотирование коммунальной сферы в Москве по самым ключевым,
самым чувствительным статьям коммунального хозяйства —
47 %. Поэтому в Москве Лужков обеспечил возможность провести
реальную реформу ЖКХ. Другое дело, что далеко не все для
этого делается. Поэтому я предложил свою программу по
Москве, так называемые «Семь шагов по реформе ЖКХ» — в
применении к Москве.
Я считаю, нужно создать стимулы для большей конкуренции
в этой сфере. А во-вторых, установить счетчики. Правительство
Москвы вроде бы пытается эту программу реализовать, но
сталкивается с бесконечным саботажем монополистов. Для
них счетчики — как нож к горлу.
Они отказываются снимать с них показания, полностью их
игнорируют. Поэтому мы начали акцию «Монополистов — на
счетчик»: выборочно устанавливаем в Москве и других регионах
России счетчики в квартирах. На Драгомиловской заставе,
например, мой помощник установил счетчик и выяснил, что
общее потребление составляет 12 т воды в месяц, а заставляют
платить за 60 т. Как здесь действовать? Просто административными
мерами — вызвать на ковер, приказать, заставить — ничего
не получится, даже у Лужкова.
Мы в Думе настаиваем на федеральных поправках к закону:
снизить тарифы на соответствующие виды услуг гражданам,
установившим счетчики. Тогда монополисты не справятся
с массовым стремлением установить счетчик.
— Вы живете в нашем округе. Каковы, по-вашему, основные
проблемы округа?
— Есть экологические проблемы. Лосиный остров — его нужно
сохранить для будущих поколений. Это уникальный парк в
мегаполисе, которому просто нет аналогов в мире.
На первом месте среди других проблем — состояние жилья.
Ветхий фонд, переселение людей, предоставление им адекватного
жилья по их желанию. Есть серьезная проблема в ЖКХ — качество
обслуживания жилищного фонда, плохая работа коммунальных
служб. Товарищества собственников жилья не всегда получают
должную поддержку.
Проблемы с качеством строительства жилья. На пересечении
улицы Докукина и Ярославки есть дом, построенный с нарушениями.
Теперь он просто стал разваливаться. Контора, его строившая,
грубо говоря, схалтурила, а приемная комиссия приняла
дом. Теперь люди мучаются.
— Общаетесь ли вы с префектом округа?
— Да. Она производит очень приятное впечатление и, я
считаю, очень многое делает в округе. Проблемы, о которых
я говорил, больше связаны с неурегулированностью федерального
и городского законодательства. В частности, самоуправление
— от Ирины Яковлевны Рабер уж никак не зависит, есть оно
или нет.
— Что думаете о проблеме кавказцев в Москве?
— Она существует. Но главная проблема — не столько сами
кавказцы, сколько коррупция в правоохранительной системе.
Этнические (и не только кавказские) мафии могут возникнуть
только тогда, когда они имеют отношения с властью. Если
есть мафия, значит, есть и ее покровитель во власти. Поэтому
в первую очередь надо навести порядок в милиции. Тогда
кавказцы и другие этнические меньшинства просто не будут
представлять никакой угрозы. Кстати, как и чисто русские
бандитские группировки, которые тоже существуют и работают
в Москве. Но, с моей точки зрения, категорически недопустимо
репрессировать людей по национальному признаку. Народ
не может сам по себе быть в чем-то виноват.
— Ваше отношение к постановлению городского правительства
о том, что старшие по дому должны сообщать о людях, живущих
без регистрации?
— На мой взгляд, они должны сообщать о подозрительных
предметах — это в первую очередь. Или о подозрительном
поведении людей, занимающихся чем-то необычным, странным.
А вопросами регистрации должны заниматься представители
власти. Иначе это будет нарушением гражданских прав. Затем
они начнут контролировать частную жизнь людей в квартирах,
а этого допускать нельзя. И потом, я не считаю, что регистрация
является средством для предотвращения терроризма, или
бандитизма, или этнической преступности. Террорист, бандит,
преступник, — он всегда эту регистрацию купит, причем
гораздо быстрее, чем обычный гражданин.
От регистрации на самом деле страдают обычные граждане.
Кстати, москвичи тоже очень сильно страдают от бюрократии,
связанной с регистрацией, когда, например, меняют квартиру.