В ходе своего визита в Ростов президент В.Путин весьма
предметно изучил вопросы состояния и перспектив развития
водного хозяйства и ресурсов России, которые обсуждались
на выездном заседании Госсовета. Однако некоторые весьма
серьезные проблемы остались вне зоны внимания главы государства.
Партия «Яблоко» решила восполнить пробел.
Нарушения, которые были допущены при строительстве морского
терминала по перевалке метанола в городе Азове Ростовской
области, стали темой сразу нескольких официальных писем,
направленных депутатом Государственной Думы из фракции
"Яблоко" Сергеем
Митрохиным в адрес целого ряда чиновников федерального
правительства России и руководства региона. Адресатами
запросов стали министр внутренних дел Борис Грызлов, министр
природных ресурсов Виталий Артюхов, генеральный прокурор
Владимир Устинов, главный санитарный врач Геннадий Онищенко,
а также губернатор Ростовской области Владимир Чуб.
Строительство терминала началось в 1997 году. С самого
начала идея его возведения вызвала негативную реакцию
местного населения, в связи с чем работы на объекте в
скором времени были заморожены, и вновь возобновились
лишь осенью 2002 года. "Анализ материалов, которые
были переданы мне представителями жителей Азова и экологических
организаций, позволяют говорить о грубых нарушениях, которые
допущены на этапах проектирования и строительства терминала",
- заявил С.Митрохин. - Целью моих обращений - выяснить
степень их серьезности и добиться возвращения ситуации
в правовое поле".
Согласно представленным документам, при проектировании
и строительстве метанолового терминала в Азове был нарушен
целый ряд федеральных законодательных актов - Закон "Об
охране окружающей среды", Закон "Об экологической
экспертизе", Положение об оценке воздействия на окружающую
среду, градостроительного законодательства. Так, при выборе
места для возведения терминала были нарушены нормы, предполагающие
установку вокруг сооружений для перегрузки и хранения
метанола санитарной зоны, радиусом не менее 1000 метров
(расстояние от строящегося объекта до жилой зоны составляет
около 100 метров, от железной дороги, по которой предполагается
перевозить метанол, - 10 метров). Кроме того, в случае
аварии велика вероятность масштабной экологической катастрофы.
"Размещение терминального комплекса намечено в экологически
уязвимом районе, - говорится в тексте запроса, направленного
на имя Б.Грызлова. - …Из-за того, что объём воды в Азовском
море невелик, одной аварии танкера с метанолом будет достаточно
для уничтожения всей экосистемы Азовского моря".
Кроме нарушений, допущенных при проектировании и строительстве
терминала, в запросах на имя Б.Грызлова, В.Устинова и
В.Чуба приводятся факты неправомерных действий сотрудников
милиции, допущенных по отношению к гражданам, принимавшим
участие в акциях протеста против возобновления строительства
терминала. "В переданных мне жителями Азова и экологами
материалах содержится несколько эпизодов, свидетельствующих
о превышении милицией пределов своих полномочий, - рассказал
С.Митрохин. - Работники органов внутренних дел допускали
неправомерное задержание протестующих граждан, допросы
производились с нарушением процессуальных норм, зафиксированы
даже случаи избиения экологов сотрудниками милиции. Я
требую провести проверки по каждому из описанных случаев,
выявить и наказать виновных".
В запросах, направленных В.Артюхову и В.Чубу, кроме того,
содержится требование дать разъяснения по поводу создания
комиссии для повторного проведения экологической экспертизы
проекта. "Существует опасность, что в ее состав не
будут допущены противники возведения терминала, либо она
не будет наделена функциями, которые позволят блокировать
продолжение строительства в случае принятия соответствующего
решения, - считает С.Митрохин. - В связи с этим я требую
дать разъяснения по поводу создания комиссии, ее работы
и механизма принятия решений. По моему мнению, окончательное
слово в вопросе о продолжении строительства должно принадлежать
населению, здоровье и жизнь которого, в случае пуска терминала,
будут подвергаться опасности".