Осторожность в отношении роста доллара к евро с недавних
пор в России имеет статус официальной позиции правительства:
в проекте бюджета на будущий год заложено увеличение платежей
по основной части внешнего долга на 3 миллиарда долларов.
И это объясняется именно тем, что часть долга, выраженная
в евро, может подорожать: Минфин ориентируется на курс
примерно 1,24 - доллар к евро. Не лишено оснований, поскольку
еще весной речь шла о том, что для выправления собственного
торгового баланса Соединенные Штаты будут стараться опустить
доллар до уровня 1,30. Есть даже оценки 1,40 к евро. Пока
не понятно, готова ли Европа на такие жертвы ради восстановления
американского роста, но даже 1,24 будет стоить российскому
бюджету около 3 миллиардов долларов. И вообще, долговая
политика - это одна из загадок бюджета будущего года.
Но это отдельная тема, и о ней речь пойдет как-нибудь
позже. Пока интересно, что это вообще за бюджет. Хотя,
с точки зрения зампреда думского бюджетного комитета Михаила
Задорнова, ничего особенно интересного в нем как раз
и нет
Игорь Потоцкий: Михаил Михайлович, так вот: два представления
о бюджете. Хороший, потому что большой, потому что такого
большого бюджета не было за последнее время. И легко пройдет
через Думу, потому что нужно закончить обсуждение бюджета
до выборов. Вы согласны с тем и с другим?
Михаил Задорнов: Ну, то, что он стал несколько больше в долларовой
оценке, это очевидно. Но здесь не столько заслуга бюджета,
это заслуга, скорее, рубля, который укрепляется с каждым
годом. И, естественно, его долларовая составляющая растет,
растет, соответственно, и долларовая составляющая бюджета.
Поэтому то, что бюджет стал больше в долларах, не значит,
что он стал больше в реальном выражении. В реальном выражении
расходы растут на 10% в следующем году, непроцентные расходы
- рост 10%, инфляцию обещают 10%, поэтому с точки зрения
обычного человека...
Игорь Потоцкий: С точки зрения сути, все остается как было?
Михаил Задорнов: Да, все остается, как было. И это самое главное
отличие этого бюджета - это продолжение бюджета последних
3-4 лет.
Игорь Потоцкий: Ну, а что - бюджет. Если посмотреть на его
содержание, то там около половины расходов - это оборона,
правопорядок и долги. Ведь бюджет предназначен для чего,
для того чтобы прожить еще год без осложнений, год выборов.
Михаил Задорнов: Я думаю, что это бюджет того политического
времени, в какое мы сегодня живем. То есть, можно назвать
это политической стабильностью, можно назвать это как
раз отсутствием реформ. Кто-то говорит, что это новый
застой. Это бюджет инерции. Что было в прошлом году? Индексируется
заработная плата, индексируется коммуналка на прирост
цен на электроэнергию и коммунальные расходы, и выделяются
несколько приоритетов. Ими стала судебная власть, - все-таки
идет судебная реформа. И я думаю, что это правильно, рост
расходов на 30%. Приоритетом стали правоохранительные
органы и Министерство обороны - рост на 20%, даже с небольшим.
Хотя в правоохранительных органах рост меньше, поскольку
там включили затраты на военизированную охрану.
Их доходы включили в бюджет. Это 40 миллиардов рублей.
Ну, это, как бы, проходит через бюджет и идет на их расходы.
И здравоохранение, и образование получили по 20% прироста,
что во многом связано с повышением заработной платы бюджетникам,
где в этих сферах, вы знаете, работают миллионы людей.
Вот то, что выделено. А многие отрасли - ну, например,
средства массовой информации, сельское хозяйство, инвестиции
- они или уменьшаются, как СМИ на 10% в номинальном выражении
и на 20 в реальном, или остаются в номинальном выражении
на прежнем уровне. Таких гораздо больше, не только названные
мной, но и помощь регионам, но и дорожное строительство.
А в реальном выражении, значит, сокращение на 10%. То
есть, при общей инерции кто-то вырывается чуть вперед,
а кто-то просто топчется на месте и делает шаг назад.
Игорь Потоцкий: Ну, вот давайте вернемся к тем, кто вырывается
вперед. Судебная система. Там, если я не ошибаюсь, расходы
на судебную реформу, вообще на судебную систему, в 3 раза
меньше, чем на госуправление. В здравоохранении - да,
растет количество денег, которое выделяется на здравоохранение.
А смысл-то в чем, если количество учебных заведений тоже
растет и в результате…
Михаил Задорнов: Лечебных заведений.
Игорь Потоцкий: И учебных тоже.
Михаил Задорнов: И учебных заведений.
Игорь Потоцкий: Оборона, там много денег, больше 15% расходов
на оборону, а на военную реформу при этом в 2 раза меньше,
чем в прошлом году.
Михаил Задорнов: Это правда.
Игорь Потоцкий: Так в чем смысл вот такого увеличения денег?
Михаил Задорнов: Ну, мы уже 2-3 года говорим об изменении подхода
к бюджетной политике. Чтобы финансировать несуществующую
бюджетную сеть, имеющееся количество …
Игорь Потоцкий: Бюджетников?
Михаил Задорнов: …имеющееся количеств бюджетников, - вот, 1
миллион 100 тысяч человек в армии, а ставить какую-то
цель. Ну, к примеру, подготовить 50 тысяч специалистов
определенного профиля и дать деньги на подготовку этих
специалистов, то есть перейти к такому целевому подходу
в бюджетном планировании. С этой точки зрения, ничего
не меняется, к сожалению, то есть даже нет эксперимента
в одной или другой сфере. Мы ждали, что в этом году можно
начать, скажем, с образования или с культуры и провести
этот эксперимент. Но таких предложений нет. Видимо, на
год еще отодвигается переход на другой подход. Пока -
да, это большее финансирование уже имеющейся сети. Об
армии если говорить, то, конечно, идет прибавка, прежде
всего, на оборонный заказ. И это единственная сфера, которая
была запланирована на 10 лет. Вы знаете, что было решение,
по которому был запланирован прирост оборонного заказа
на 10 лет вперед. И более или менее эта линия выдерживается.
Это дало армии прибавку в финансировании. Ну, и растет
содержание от строительства капитального до топлива и,
так сказать, других сфер.
Игорь Потоцкий: Ну, правильно, чем дальше откладывается армейская
реформа, тем выше расходы на содержание армии.
Михаил Задорнов: Но ясно, что не будет перехода на контрактную
армию, не будет более быстрого формирования частей постоянного
базирования, постоянной боевой готовности. Армия, она
столь велика, что ее потребности просто безграничны. Сейчас
говорится о том, что этих 400 миллиардов мало, потому
что, на самом деле, надо 600 - и тогда только все потребности
будут устранены, удовлетворены. На самом деле, потребности,
действительно, беспредельны, как закон повышения потребностей.
Игорь Потоцкий: Ну, да.
Михаил Задорнов: Поэтому, если какой-то делать вывод здесь,
то, да, есть некоторые приоритеты, но это не приоритеты
таких, целевых реформ, а все-таки…
Игорь Потоцкий: …приоритеты распределения тех денег, которые
есть.
Михаил Задорнов: Именно так.
Игорь Потоцкий: Значит, есть два источника благополучия, которые
можно увидеть в бумагах. Один - это изменение курса рубля,
получается 90 миллиардов долларов, а не меньше. А второе
- это, собственно говоря, изменение той цены, при которой
отсекаются деньги в стабилизационный фонд. Тут уже не
18, а 20, и расходы стали больше, вот и все.
Михаил Задорнов: Это так. Но, с моей точки зрения, само формирование
стабилизационного фонда, то, что мы к этому подступили,
это все-таки большой шаг вперед. Поскольку разговоры шли
два года, мы вносили с группой коллег проект закона о
стабилизационном фонде. Минфин не шел на этот шаг. Теперь
правительство все-таки вносит в Думу закон о Стабилизационном
фонде. Я считаю, что это все-таки большой шаг вперед.
Почему? Во-первых, снимается давление на текущие расходы
бюджета в ходе его исполнения. Поскольку когда вот эта
вот заначка существует…
Игорь Потоцкий: Да.
Михаил Задорнов: ….просто как свободные деньги, все время возникает
вопрос…
Игорь Потоцкий: …куда бы их деть.
Михаил Задорнов: …На который не может ответить никто. На этот
простой вопрос невозможно найти ответ. Поэтому стабилизационный
фонд - это снятие вот этого постоянного давления на увеличение
текущих расходов бюджета. И второе - это способ, все-таки
предотвратить реальное очень серьезное укрепление рубля
в момент хорошей нефтяной конъюнктуры. Все-таки, цели
денежно-кредитной политики здесь гораздо проще будет добиваться
при стабилизационном фонде. И то, что мы его все-таки
сформируем с начала следующего года, это, с точки зрения
экономической политики все-таки большой шаг вперед.
Игорь Потоцкий: Такой вот разговор, и такой вот
бюджет. Рубль вырос к доллару, и поэтому в долларах увеличился
и бюджет. А поскольку цена на нефть после иракской кампании
не упала и, кажется, не собирается падать, правительство
решилось поднять повыше планку, на которой нефтяные доходы
отрезаются в стабилизационный фонд. То есть больше денег
остается на текущие расходы. И все хорошо. Правда, если
расходы на оборону растут и в процентах от расходов вообще
в 45 раз превышают расходы на военную реформу, которые
сокращаются, то осмысленность или перспективность этих
расходов как минимум не очевидны. Ну, понятно, что растущий
оборонный заказ поддержит оборонную промышленность, которая
так и не оправилась от своей экстренной конверсии. Но
поскольку и там серьезных реформ не случилось, то эффективность
и этой поддержки тоже не слишком очевидна. В общем, просто
есть деньги, которые можно красиво распределить перед
выборами. И в этом смысле главное достоинство бюджета
в том, что на расходы запускается все-таки не все, что
есть. Но как при этом правительство будет объясняться
с регионами, теряющими доходы, это еще одна загадка. И
после первого чтения мимо этой темы пройти уж точно не
удастся.