[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Григорий Явлинский: Как нам олигархов реорганизовать
"Комсомольская правда", 29 августа 2003 года

Лидер партии "Яблоко" предлагает выстроить по-новому систему взаимоотношений между бизнесом и властью

На экономику России определяющее влияние оказывают не столько президент и парламент, сколько различные кланы, связанные с крупнейшими бизнес-структурами (олигархами). Они соревнуются друг с другом в стремлении присвоить национальные богатства страны. Их интересы обслуживает правительство. В результате такой политики большинство простых граждан оказываются на грани выживания, а Россия лишается перспектив развития. Все это - следствие широкого круга проблем, порожденных криминальными особенностями проведения реформ в середине 90-х годов. Приватизация по-марксистски

В те годы под прикрытием либеральной фразеологии были реализованы два марксистских тезиса: о том, что собственность - всегда кража и что первоначальное накопление капитала - всегда криминально. Это и стало лозунгом радикальных реформ. В частности, именно на этом основывалась практика залоговых аукционов. Торжествовала убежденность, что не важно, кому и как будет роздана собственность, главное - чтобы она попала в частные руки, а дальше "рынок все поправит".

Однако необходимые для развития эффективной рыночной экономики институты сами по себе не развиваются. В России отсутствует независимый суд, СМИ национального масштаба, находящиеся в руках власти и олигархов, совсем не отражают общественного мнения, выборы контролируются и управляются местной и федеральной властью.

Полностью отсутствует гражданский контроль над спецслужбами и правоохранительными органами. Правоохранительная система коррумпирована олигархами и превратилась в инструмент сведения счетов путем избирательного применения законов. В парламенте на содержании у власти находится искусственно созданное большинство. Как работает олигархия?

Криминальный характер реформ середины 90-х предопределил слияние бизнеса и власти, которое завершилось к началу текущего десятилетия. Неприкрытый цинизм "реформаторов" привел к формированию системы полукриминального олигархического капитализма - спрута, парализующего развитие страны. Эта система вырабатывает государственные решения в интересах не общества, а группировок, находящихся у власти либо приближенных к ней.

Это в первую очередь кланы, захватившие контроль над сырьевыми ресурсами, а также постсоветские монополии, укрепившиеся в результате радикальных реформ (Газпром, РАО ЕЭС, Минатом). Их цели в принципе естественны для любого бизнеса: устранить конкурентов и свести к минимуму ту долю своих доходов, которую надо отдать обществу.

Неестественна ситуация, когда средством для достижения этих целей становится государственная власть. Ведь результатом в таком случае является устранение таких "конкурентов", как малый и средний бизнес, высокотехнологичные отрасли промышленности, образование, социальная сфера.

В качестве примера можно привести такие решения российской власти, как поддержание на низком уровне вывозных пошлин на нефть и газ, ввоз в Россию зарубежных ядерных отходов, повышение таможенных пошлин на иномарки, непрозрачная приватизация наиболее прибыльных объектов электроэнергетики. Последним "хитом" стало решение правительства отдать на откуп сверхмонополиям коммунальное хозяйство страны, вместо того чтобы развивать в нем конкуренцию, поддерживая деятельность малого и среднего бизнеса.

А что происходит с социальной политикой, образованием, здравоохранением? Их катастрофическое положение - лучшее доказательство того, что государство не перераспределяет сверхдоходы монополий в пользу общества. Между тем, деградация образования ставит под вопрос развитие России как страны, отвечающей вызовам XXI века. Цивилизованная смена олигархической системы

Политическая задача "Яблока" - разорвать порочный круг, связывающий власть и олигархические кланы, и использовать возможности государства для перераспределения свердоходов в пользу общества. Однако сделать это надо будет цивилизованно - не насильственным путем, ведь власть насильников будет еще хуже.

Кто сегодня заинтересован в насильственных действиях? Те, кто считает себя обделенным в середине 90-х. Эти люди пытаются использовать свое влияние на президента Путина, для того чтобы административно переделить собственность в свою пользу. Однако олигархическая система ничуть не изменится оттого, что на смену одним олигархам придут другие.

Мирный демонтаж олигархической системы - задача исторического масштаба. Ее решение видится на пути создания цивилизованных механизмов перераспределения части сверхдоходов монополий и сырьевых отраслей в пользу пенсионной системы, образования, здравоохранения, модернизации Вооруженных сил. Речь здесь должна идти не о мифической ренте, а о налогах на сверхкрупные прибыли и состояния.

Другое важнейшее направление - поддержка среднего и малого бизнеса, заключающаяся прежде всего в свержении бюрократического ига с предпринимателя. Сегодня Россия занимает 112-е место в мире по рейтингу экономической свободы. В случае если она поднимется хотя бы до 56-го, в отечественном бизнесе произойдет революция. На смену нынешней забитости среднего и малого бизнеса, прозябающего в тени олигархов, придут самостоятельность и влияние, которые позволят ему создать мощный противовес олигархическим интересам как в экономике, так и в политике.

К аналогичному результату приведет политика, направленная на развитие несырьевых отраслей экономики, результатом которой должно стать появление в них крупных капиталов. Как отделить бизнес от власти

Ключевая задача для смены олигархической системы - защитить власть от бизнеса, а бизнес от власти. Сегодня они взаимодействуют друг с другом "по понятиям", а надо заставить их это делать по закону. Для того чтобы исчерпать возможность спекуляций на документах "смутного времени" середины 90-х, необходимо принять законы об амнистии капитала, налоговой амнистии. Конечно, убийства и преступления против личности попасть под амнистию не должны.

С другой стороны, нужно законодательно ограничить возможность участия в политике для тех, кто играл активную роль в приватизационных процессах, сроком, например, на 10 лет. Надо принять законы о прозрачности финансирования политических партий и правилах цивилизованного лоббизма в парламенте.

Особая задача - создание независимого публичного общенационального телевидения, которого сегодня в России нет. Это позволило бы освободить СМИ от неприкрытого постоянного и наглого давления со стороны олигархов.

Наконец, необходимо принять жесткие антимонопольные законы и беспощадно их применять. Поскольку конкуренция, условия для которой создает этот пакет законов, обеспечит наиболее эффективное использование собственности, в том числе и природных богатств, мы добьемся того, что капитал будет работать в интересах всех, а не только узкой группы лиц.

Абсолютно очевидно, что для проведения этих мер потребуется новое - сильное и независимое - правительство.

Григорий Явлинский.

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДЛАГАЕТ "ЯБЛОКО"

Игорь Артемьев, заместитель председателя партии "Яблоко"

Создаем средний класс

- "Яблоко" считает, что либеральные ценности должны идти рука об руку с признанием социальных ценностей. Слабым нужно помогать, чтобы они смогли встать на ноги и стать сильными. Сильным надо не мешать, но требовать от них исполнения законов.

Мы настаиваем на необходимости создания среднего класса как основы стабильности и демократии. Разработанные "Яблоком" и принятые Госдумой законы как раз направлены на стимулирование развития среднего класса. Например, Закон "О едином социальном налоге" выводит скрываемые зарплаты из тени, закон о малом бизнесе создает для него привлекательный упрощенный режим налогообложения, закон о семейном бизнесе создает юридическую базу для развития семейного бизнеса без регистрации.

В ближайшее время мы готовим внесение в Думу пакета инициатив в области социальной политики на 2004 - 2008 гг. Недавно пакет был представлен президенту.

Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы, член фракции "Яблоко"

Учителям - гарантированную зарплату

Убежден, что будущее России определяется интеллектуальным ресурсом страны, а не сырьевым - ведь XXI век - это век экономики знаний, а не только нефти и газа. И для каждого, кто это понимает, образование и наука должны быть на первом месте.

"Яблоко" было первой партией, разработавшей свою программу по образованию. Мы боремся за ее воплощение в жизнь. И шаг за шагом добиваемся результатов.

В частности, уже подготовлен ко второму чтению закон о государственных образовательных стандартах. В понятие стандарта будут входить требования не только к содержанию образования и уровню подготовки, но и к материальным условиям - зарплате учителя, материально-технической оснащенности школ и т. д. Мы убедили правительство отказаться от скоропалительного введения в школе 12-летки, мы добились двукратного увеличения стипендий уже с 1 сентября нынешнего года. Наконец, в важнейшей для образования проблеме - зарплаты учителя - мы смогли остановить планы Министерства труда, которое хотело отменить государственные гарантии по уровню оплаты труда.

Недавно мы внесли в Госдуму законопроекты, направленные на развитие высшей школы, обеспечивающие вузовскую автономию и самоуправление, защиту прав студентов и преподавателей. В наших планах - разработка системы социальных гарантий учительским семьям, комплекса мер поддержки молодых ученых.

Сергей Митрохин, заместитель председателя партии, депутат Госдумы.

Повернуть ЖКХ лицом к потребителю

Сегодня реформа ЖКХ сводится к росту коммунальных платежей, съедающему нищенские пенсии и зарплаты бюджетников. При этом качество услуг становится только хуже. Правительство хочет заставить граждан оплачивать эти услуги на все 100%. "Яблоко" считает: в условиях постоянного роста тарифов и низкого качества услуг переход к их полной оплате - подарок коммунальному монополисту и преступление против потребителя. Вместо повышения тарифов необходимо принять меры по снижению затрат в ЖКХ. Для этого надо создать там конкуренцию, снизив налоги предприятиям малого и среднего бизнеса, работающим в этой сфере; ввести конкурсы на управление монополиями (теплосеть, водоканал); временно снизить тарифы для граждан, установивших счетчики, и объединений жильцов (ТСЖ, ЖСК, МЖК), которые будут сами выбирать себе подрядчика и его контролировать. Конкуренция и контроль - вот стимулы, снижающие стоимость коммунальных услуг и повышающие их качество.

"Комсомольская правда", 29 августа 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Комсомольская правда"

Сайт Григория Явлинского

Текст статьи на сайте Григория Явлинского

Игорь Артемьев

Александр Шишлов

Сергей Митрохин

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]