Новый вице-премьер демонстрирует верность старым принципам
Два
месяца назад губернатор Петербурга Владимир Яковлев был назначен вице-премьером
по ЖКХ, транспорту, строительству и архитектуре. В общем, "завхозом всея
Руси".
Первый месяц он молчал и входил в курс дела. На второй месяц - заговорил, начав
излагать свои взгляды в подведомственной сфере.
"И гражданам, и предприятиям надо понять одно - за все надо платить. Нам
придется принимать непопулярные решения, связанные с ростом тарифов. Без этого
ситуацию с ЖКХ не выправить".
"Для меня главное, чтобы люди усвоили простой постулат: бесплатный сыр
бывает только в мышеловке".
"Мне часто отвечают, что, мол, тарифы растут, а качество услуг ЖКХ не
улучшается. Оно и не может улучшиться, потому что когда надо было, чтобы тарифы
росли, они стояли на месте".
"Чтобы поддержать такое разваливающееся хозяйство, нужны большие деньги.
И с каждым годом все большие".
Что ж, Владимир Анатольевич не изменил своим принципам, не раз продемонстрированным
в "Северной столице".
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПЕТЕРБУРГА
Карьера Владимира Яковлева вплоть до его сенсационного вознесения в кресло
питерского губернатора была на удивление стандартной: тридцать лет начиная с 1965
года он методично поднимался по строительно-хозяйственным ступеням. Мастер на
стройке, главный инженер ремонтно-строительного управления, управляющий ремонтно-строительным
трестом... В 1980 - 1982 годах был зампредом одного из районных исполкомов Ленинграда.
С этим была связана единственная его служебная неприятность: получил выговор "за
личную нескромность" (купил автомашину вне очереди) и был отправлен обратно
в жилищное хозяйство, где вновь преуспел: в 1987-м - заместитель начальника жилуправления
Ленгорисполкома, затем - уже в демократические времена - главный инженер городского
управления жилищного хозяйства. А в июне 1993-го - резкий скачок наверх: мэр Анатолий
Собчак создает комитет по управлению городским хозяйством и назначает Владимира
Яковлева председателем.
Став, по сути, главным инженером Петербурга и войдя по должности и по влиянию
в первую пятерку городских политиков, Яковлев на протяжении двух с половиной последующих
лет был "человеком тени". Он не баллотировался ни в какие выборные органы,
не делал никаких политических заявлений, его редкие выступления в СМИ были посвящены
исключительно профессиональным вопросам - содержание жилья, благоустройство, отопление...
И когда он стал губернатором, оппоненты частенько называли его то "сантехником",
то "прорабом", то "завхозом Северной столицы". Яковлев не
обижался - будучи человеком жилищно-коммунальной Системы, он вовсе не считал оскорблением
соответствующие ей эпитеты.
С одной стороны, иметь губернатора-"сантехника" было неплохо: в отличие
от предшественника, он досконально знал городское хозяйство. Но, с другой стороны,
он был - и остался - защитником ведомственных интересов жилкомхоза. И искренне
полагал, что все беды исключительно в том, что граждане мало платят за жилищно-коммунальные
услуги.
БУМАГИ И ОВРАГИ
Именно этой фискальной философией была проникнута попытка Владимира Яковлева
провести в Петербурге весной 1997 года жилищно-коммунальную реформу. Тогда он
тоже говорил: тарифы давно следовало повышать, но из политических соображений
это решение не принималось. Повысим - и все заработает.
Реформу начали с двукратного повышения квартплаты, обещав малоимущим гражданам
жилищные компенсации. Кроме этого, существовавшие в каждом районе жилищные предприятия
принудительно разделили на одного "заказчика" (которого назвали РЖА
- районным жилищным агентством) и пять - семь государственных "подрядчиков"
(с непроизносимым названием ГУРЭП). Предполагалось, что ЖКХ, начав получать больше
денег, станет привлекательным для коммерческих структур, которые станут конкурировать
с ГУРЭПами (впоследствии их предполагалось приватизировать), после чего дома будут
обслуживаться дешевле и качественнее...
Гладко все это выглядело только на бумаге.
Но, во-первых, мгновенно "захлебнулись" пункты, где оформляли жилищные
компенсации: очереди живо напомнили эпоху всеобщего дефицита, а процедура сбора
десятка справок для доказательства низких доходов выглядела откровенно унизительной.
Во-вторых, частный капитал и не подумал приходить в ЖКХ, поскольку выгода оказывалась
не больно-то высокой, а соответствующие структуры вместе с материально-технической
базой пришлось бы создавать "с нуля" - после чего конкурсы стали пустой
формальностью.
В-третьих, выяснилось, что из денег, собираемых в качестве квартплаты и "усиленных"
бюджетными дотациями на содержание ЖКХ, до подрядчиков почему-то доходит примерно
треть (попытки депутатов Законодательного собрания выяснить, куда исчезает остальное,
не закончились ничем).
В-четвертых, многократно увеличились накладные расходы, поскольку для содержания
ЖКХ построили систему, куда более громоздкую, чем раньше.
И наконец, обнаружилось, что в "реформированной" системе ЖКХ и заказчики,
и подрядчики являются коммерческими структурами, а значит, должны платить НДС.
Когда же НДС загнали в квартплату - выяснилось, что надо увеличить бюджетные дотации
на содержание жилья. Те самые, необходимостью уменьшения которых горожанам объясняли
суровую необходимость повышения квартплаты...
В итоге уже через три месяца после начала столь "удачных" реформ
их, по данным опросов, поддерживал только один (!) процент населения, а на улицах
собирали подписи за отставку губернатора. В конце концов реформу тихо свернули
- в каждом районе все созданные ГУРЭПы объединили в одну структуру, дворники и
сантехники вернулись в штат РЖА, и система полностью вернулась назад к той, которой
была до реформирования. Правда, квартплата назад не вернулась... Зато на любое
обращение в РЖА с просьбой что-нибудь отремонтировать до сих пор следует ответ:
ничего не можем, денег хватает только на зарплату. Естественный вопрос - а зачем
вы, ребята, в таком случае вообще нужны? - повисает в воздухе.
НА ФИСКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Все семь лет своего правления Владимир Яковлев двигался исключительно по "фискальному
направлению" жилищно-коммунальной реформы.
Защищая интересы монополистов, он категорически противился принятию законов
о контроле за тарифами монополистов и о регулярном аудите монополий.
Он наложил вето на закон о заключении договоров между городом и монополистами,
где было бы четко указано, какие услуги и на каких условиях должны оказываться.
Он легко соглашался повышать тарифы и вводить новые платежи - как, например,
плату за "санитарное содержание придомовых территорий", которые как
не убирали до этого, так и не начали убирать после введения платы.
Он лоббировал введение платежей за капитальный ремонт для жителей государственных
домов, "забыв" о законодательной норме, разрешающей делать это только
при условии перевода обслуживания жилого фонда на конкурсную основу.
При нем рост жилищно-коммунальных тарифов в несколько раз обгонял инфляцию:
за три года, при инфляции в 60 процентов, квартплата выросла в четыре раза, а
горячая вода и отопление подорожали в шесть раз.
Сегодня Владимир Яковлев - уже в ранге вице-премьера - говорит, что "целые
десятилетия граждане России платили за коммунальные услуги чисто символические
суммы - еще 15 лет назад кубометр воды в нашей стране стоил 0,02 копейки".
Что "в советское время система ЖКХ изначально создавалась как экономически
убыточная". Что "на сегодняшний день на многих электростанциях установлено
оборудование 20 - 30-х годов прошлого века, а системы очистки воды во многих районах
страны просто не существует"... И делает из этого все тот же вывод: надо
больше платить жилкомхозу - и все наладится.
Однако давно известно: если жилищная система будет просто получать больше денег,
никаких изменений в ней не предвидится. Что касается тех проблем, которые на самом
деле актуальны для ЖКХ, то о них вице-премьер не говорит ничего. Ни о том, что
надо вводить процедуры "прозрачного" назначения тарифов. Ни о том, что
надо устанавливать счетчики воды и тепла и исчислять плату за соответствующие
услуги исключительно по их показаниям. Ни о том, что надо дать объединениям граждан
право выступать заказчиками жилищно-коммунальных услуг (с передачей им соответствующих
денежных средств).
Впрочем, осуждать его за это трудно: каждый руководит так, как умеет. Все вопросы
- не к вице-премьеру, а к тому, кто его на этот пост назначил. И кто, между прочим,
имеет почти трехлетний опыт совместной работы с ним в одном городском правительстве.
А потому - иллюзий насчет его способностей и взглядов питать не должен...
|