Недавно завершился Международный авиационно-космический
салон в Ле-Бурже. Наша страна может праздновать маленькую
победу, получив «авиационный Оскар»: авиакомпания «Сибирь»
удостоена престижной премии «Flight Aerospace Awards».
Тем не менее этот приятный сюрприз не должен заслонять
нерешенных проблем российского авиапрома. Выделим три
«болевые точки», образующие «бермудский треугольник»,
в котором отечественная гражданская авиация может исчезнуть.
Во-первых, это раздробленные и слабые авиакомпании, сформированные
в начале 90-х по региональному признаку. Их авиапарк нередко
ограничивается одной-двумя машинами. Таким компаниям не
только покупать новую технику, но и ремонтировать старую
оказывается не под силу. Пожалуй, исключением здесь является
«Аэрофлот», обслуживающий в основном международные рейсы,
и упомянутая выше «Сибирь».
Во-вторых, это отсутствие государственной политики по
поддержке стратегически важной для страны отрасли (если
в качестве таковой не рассматривать заказ на производство
одного ИЛ-96 для Президента). Программа лизинга так и
не запущена, более того, принимаются двусмысленные решения
о беспошлинном ввозе европейских «Аэробусов». Справедливости
ради стоит отметить, что даже крупные российские авиакомпании
не испытывают большого желания покупать отечественные
самолеты. И здесь мы подходим к третьей болевой точке.
Даже среди широкой общественности утверждается аксиома,
что мы можем производить хорошие планеры, а в производстве
двигателей и авионики отставание почти безнадежно. Выход
видится таким. Поскольку мировой рынок широкофюзеляжных
самолетов поделен между «Эрбас» и «Боингом», необходимо
форсировать стратегическое сотрудничество с западными
фирмами, продуктом которого должны стать наши самолеты,
оснащенные «их» двигателями и авионикой. Разумеется, такие
альянсы по самой своей природе не могут быть успешными
без мощной политической поддержки.
Возрождение отечественного авиапрома может начаться также
в производстве среднемагистральных и транспортных самолетов.
Благо и здесь выбор стратегического партнера напрашивается
сам собой. Харьковское авиационное производственное предприятие
представило в Ле-Бурже среднемагистральный АН-140 и транспортный
АН-74. Благодаря «бесконечному» иску швейцарской фирмы
«Нога» они оказались единственными образцами техники,
представляющими и Россию - ведь серийное производство
этих самолетов будет налажено в Самаре.