С 1 января 2003 года, как известно, была введена смешанная
система взимания акцизов на табачные изделия, сочетающая
в себе специфическую и адвалорную ставки. Адвалорная ставка
законодательно установлена в размере 5 процентов от отпускной
цены табачных изделий.
Прошло уже почти полгода, однако до настоящего времени
не утихают споры как об эффективности, так и целесообразности
принятой системы взимания акцизов по указанным подакцизным
товарам. Хотелось бы на основе анализа фактических акцизных
поступлений по табачным изделиям рассмотреть отдельные аспекты
данного вопроса.
Отчетные данные исполнения федерального бюджета за январь
- апрель 2003 года по доходам, поступающим от уплаты акцизов
на табачные изделия, свидетельствуют о снижении в текущем
году налоговой базы для исчисления и уплаты акцизов на табачные
изделия.
За прошедшие 4 месяца 2003 года в России произведено 110,4
млрд. штук табачных изделий - 97,5 процента от уровня соответствующего
периода прошлого года. За январь - апрель 2002 года было
произведено 113,2 млрд. штук подакцизного товара, темп роста
производства - 105,7 процента.
В этом году при росте с 1 января ставки акцизов на табачные
изделия в среднем на 70 процентов поступления акцизов за
4 месяца увеличились против соответствующего периода прошлого
года на 52 процента и составили 4748,3 млн. рублей.
Справедливости ради следует отметить, что в январе и частично
в феврале этого года уплата акцизов, исходя из действующего
порядка, производилась по ставкам, действовавшим в IV квартале
2002 года.
Примечательно, что за 4 месяца 2002 года поступления акцизов
на табачные изделия увеличились почти в 1,4 раза при росте
ставки акцизов на 12 процентов. Таким образом, в прошлом
году темпы прироста поступлений налога более чем в 3 раза
превышали темпы прироста ставок акцизов.
Важно отметить также, что в соответствии с принятым решением
акцизы на табачные изделия в части сумм, зачисляемых по
расчетам за 2002 год, в сумме 2242,7 млн. рублей поступили
в региональные бюджеты, что не учитывалось в расчетах доходов
федерального бюджета на 2003 год. Таким образом, на указанную
сумму завышены предусмотренные в бюджете на 2003 год показатели
налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Несмотря на эти отклонения, совокупные данные свидетельствуют
о недостаточной эффективности введенной в 2003 году смешанной
системы взимания акцизов на табачные изделия.
В результате применения адвалорной ставки акцизов на указанную
подакцизную продукцию возникает еще одна проблема. Сопоставление
объемов специфической и адвалорной составляющих указанных
акцизных поступлений дает следующие показатели. В расчетах
к бюджету на 2003 год специфические ставки на сигареты с
фильтром увеличились на 27,6 процента, а на сигареты без
фильтра - на 69,6 процента. Расчетная сумма поступления
акцизов на сигареты с фильтром составила 18 375 млн. рублей,
в том числе адвалорная составляющая - 4375 млн. рублей,
или 34,4 процента. Одновременно расчетная сумма поступления
акцизов на сигареты без фильтра составила 2532,8 млн. рублей,
в том числе адвалорная составляющая - 442 млн. рублей, или
17,5 процента. Иными словами, адвалорная составляющая играет
достаточно серьезную роль в формировании финансов производителей
табачных изделий и не может отразиться на их стремлении
минимизировать эту составляющую цены готовой продукции.
Таким образом, с введением адвалорной составляющей появилась
не только реальная возможность, но и экономический смысл
минимизации налоговой нагрузки как за счет ассортиментных
сдвигов в сторону увеличения выпуска более дешевых (соответственно
более вредных для здоровья) табачных изделий, так и за счет
снижения отпускных цен при реализации оптовыми организациями,
зачастую являющимися аффилированными лицами с организациями-производителями.
Подобный фискальный негатив подтверждается результатами
проведенных анализов отдельных налоговых деклараций за I
квартал 2003 года. Например, средняя отпускная цена сигарет
с фильтром, производимых ОАО "БАТ - ЯВА", в марте
текущего года составила 60,5 рубля за 1000 штук. Тогда как
данный показатель в 2002 году был 264 рубля. Аналогичное
положение и на ЗАО "Лиггет - Дукат", где средняя
отпускная цена снизилась на 41,2 процента.
Принципиальным представляется и то, что акциз, исчисляемый
по адвалорной ставке, по своей экономической природе является
оборотным налогом в этой части. Поэтому применение с 1 января
2003 года адвалорной ставки акциза на табачные изделия не
в полной мере согласуется с заявленными целями проводимой
налоговой реформы.
Важно отметить, что опыт применения специфических ставок
акцизов свидетельствует об их высокой эффективности. В частности,
система расчетов и администрирования - предельно проста.
Тогда как с введением смешанной системы взимания акцизов
на табачные изделия с применением наряду со специфической
ставкой и адвалорной ставки значительно усложняются расчеты
и администрирование.
В условиях действия одной лишь специфической ставки собираемость
акциза на табак была близка к 100 процентам. С введением
смешанной ставки собираемость налога уменьшилась, стала
расти задолженность бюджету. Если за первый квартал 2002
года задолженность по указанным акцизным поступлениям выросла
всего лишь на 49,3 млн. рублей, или на 9,5 процента, то
за первый квартал 2003 года она возросла уже на 261,9 млн.
рублей, или на 68,5 процента.
Таким образом, можно утверждать, что кроме низкой фискальной
эффективности введенная с 1 января 2003 года смешанная система
взимания акцизов на табачные изделия характеризуется рядом
других существенных недостатков.
Резюмируя сказанное, следует признать, что, по всей видимости,
введение смешанной ставки акциза на табак явилось серьезной
экономической ошибкой. Обеспечение заложенного в расчетах
бюджета 2003 года увеличения поступлений акцизов на указанную
продукцию можно было достичь простым повышением специфической
ставки на сигареты с фильтром на 68 процентов. Целесообразно
все же вернуться к одной - специфической - ставке акциза
на табачные изделия.
Одновременно хотелось бы вернуться к еще одной проблеме.
Думается, что принципиально экономически неверным является
принятое решение о зачислении указанных поступлений в доход
федерального бюджета. Акцизы на табачные изделия являлись
значимым источником пополнения бюджетных доходов как минимум
9 субъектов Российской Федерации. Неприемлимо это и с позиций
построения честных межбюджетных отношений. Ведь важно учитывать,
что эти регионы вкладывали достаточно серьезные собственные
финансовые средства на развитие и модернизацию табачного
производства с целью расширения налоговой базы и получения
в перспективе соответствующей налоговой отдачи. Однако финансовые
результаты не достались субъектам Российской Федерации.
В этой связи необходимо отказаться от практики зачисления
акцизов на табачные изделия в доход федерального бюджета,
а направить их в бюджеты субъектов Российской Федерации.
|