Сегодня в Государственной Думе РФ должен быть рассмотрен
проект обращения к председателю правительства Михаилу Касьянову
о проведении необходимых мероприятий по вступлению России
в Болонский процесс. Голосование по вопросу должно было
состояться еще две недели назад, но, как заявил председатель
комитета по образованию и науке ГД РФ Александр Шишлов,
некоторые фракции не успели "выработать своей позиции
по столь важному вопросу", а "провалить вопрос
чисто по техническим причинам было бы непозволительной и
непростительной ошибкой".
Болонский процесс - это интеграция в мировое университетское
сообщество. В июне 1999 года в Болонье министрами 29 европейских
стран была подписана "Декларация о европейском пространстве
для высшего образования". Европейские страны объединились
с целью повышения мобильности своих граждан на рынке труда
и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования.
Вступление в Болонский процесс означает для любой страны
прежде всего введение единой двухуровневой системы университетского
образования с сопоставимыми степенями, востребованными европейским
рынком труда, - бакалавр, магистр или докторская степень.
Этот процесс потребует создания единой системы кредитов,
методологий, единых стандартов качества высшего образования
и многих других важных моментов.
Более или менее четкая позиция России к Болонскому процессу
была высказана на семинаре Санкт-Петербурге в декабре прошлого
года. С начала 2003 года начала активно действовать рабочая
группа Минобразования по изучению аспектов Болонского процесса.
И уже сегодня мы наблюдаем, как вопрос, подписывать или
не подписывать России Болонскую декларацию, будет рассматриваться
в Государственной Думе РФ. Кстати, некоторые наши бывшие
союзные сестры сегодня опережают Россию в деле "сближения"
с Европой. С 1999 года в Болонском процессе, например, участвуют
Литва и Латвия. Работать вместе уже подписалось 31 государство,
не вошли в "объединение": Албания, Андорра, Белоруссия,
Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Молдавия, Монако,
Сан-Марино, Украина. Однако 7 государств из перечисленных,
включая Белоруссию и Украину, заявили о своей готовности
присоединиться к этой декларации в самое ближайшее время.
"Мы будем поддерживать (французского президента) Жака
Ширака о подключении к Болонскому процессу, взаимному признанию
и в Европе, и в России документов об образовании…"
- заявил президент России Владимир Путин на саммите во французском
городе Эвиане. И этим заявлением, видимо, пробудил активность
сторонников вступления России в европейское образовательное
пространство. "Европа выдерживает сегодня достаточно
сильную конкуренцию с США за рынок образовательного пространства.
США - несомненный лидер в системе мирового высшего образования…
Для того чтобы Россия могла прийти на этот мировой рынок,
ей надо не упустить время и вовремя войти в Болонский процесс,
- так видят вопрос инициаторы предложения в ГД РФ, - но,
главное, Россия должна не просто прийти, она должна возглавить
этот процесс, хотя бы на территории бывшего советского пространства".
"Сегодня наше высшее образование остается привлекательным
для Европы, задача - сделать его преимущества понятными
и "прозрачными" для наших соседей. Сближаться
с Европой нас так или иначе вынудят новые экономические
требования", - говорит министр образования Владимир
Филиппов.
"Не исчезнут ли в пучине поглощения вышеназванные
преимущества, не поплатимся ли мы за стремление быть как
все…" - таковы сомнения некоторой части критически
настроенной педагогической общественности. Дескать, на благо
ли стремление перестроить наши программы под общеевропейские?
Не приведет ли это в конечном итоге к снижению их высокого
качества?
Успокаивая общественность, Минобразования замечает, что,
если мы не будем участвовать в Болонском процессе, мы все
равно не выиграем… "Болонская декларация так и называется
"декларацией", а не "конвенцией". Поэтому
то, что не соответствует нашим национальным интересам, мы
можем просто не подписывать…" - говорит Шишлов. Кроме
того, по мнению авторов постановления, огромный потенциал
наших университетов может оказать на западных ученых стимулирующее
влияние. Вряд ли Европа откажется от идей, способных вывести
ее на лидерство в споре с США. По мнению Шишлова, было бы
лучше, если бы мы участвовали в этом процессе с самого начала,
потому что чем позднее мы это сделаем, тем сложнее нам будет
действовать в национальных интересах. По мнению экспертов,
России предоставлена уникальная возможность миновать стадию
ассоциированного членства в европейских организациях и получить
статус участника Болонского процесса.
Итак, авторы постановления считают, что игнорирование Россией
мероприятий по развитию Болонских соглашений грозит нашей
стране "остаться на обочине общеевропейских интересов
и привести к опасной самоизоляции российской системы высшего
образования". Они уверены, что в России созданы предпосылки
для вхождения в Болонский процесс, и рассматривают подписание
конвенции как "способ развития отечественной системы
образования в направлении сближения с европейской при условии
сохранения фундаментальных ценностей и особенностей отечественной
системы образования".
Почему же в таком случае медлит Дума? Почему слишком затянулась
пауза? Удивляться особенно нечему. Если в Думе на днях чуть
было не отложили до осени решение вопроса о повышении студенческих
стипендий в два раза, то, надо полагать, у депутатов уже
преобладают отпускные настроения...
Если решение по проекту будет положительным, тем более
что идея присоединения России к Болонской декларации поддержана
президентом Путиным, то первым практическим шагом станет
участие представителей России в деятельности рабочих органов
Болонского процесса и в подготовке к конференции в Берлине
в 2003 году. В Минобразования придают этому событию большое
значение.
|