[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Выступление Г. Явлинского на заседании Госдумы по вопросу о недоверии правительству РФ
Стенограмма выступления 18 июня 2003 года
Уважаемые депутаты!

Как вам известно, фракция "ЯБЛОКО" инициировала вопрос, который мы сегодня рассматриваем.Вопрос о выражении недоверия правительству Российской Федерации.

Наши замечания к работе Правительства, наше несогласие с Правительством подробно изложено в заявлении нашей партии от 26 апреля. Они, прежде всего, касаются таких серьезных вопросов, как ввоз ядерных отходов в Россию со всего мира, как "теневая" реорганизация крупнейших естественных монополий, таких как РАО "ЕЭС", как блокирование по существу военной реформы, прекращение налоговой реформы, нежелание создавать современную экономику образования. Мы особо подчеркиваем наше несогласие с полной бездеятельностью Правительства в правоохранительной сфере. Почти ежедневными стали серийные заказные убийства по всей стране.

Нам, конечно, можно возразить, что, скажем, в последнем вопросе Правительство не несет прямой ответственности. Однако мы с этим не согласны. Согласно нашей Конституции Правительство несет прямую ответственность за все эти сферы.

Мы можем, например, подчеркнуть, что мы считаем вполне удачными очень многие внешнеполитические действия, предпринятые Михаилом Михайловичем Касьяновым по поручению Президента, которые он выполняет достаточно часто, несмотря на то, что традиционно считается, что эта сфера тоже не относится к ведению Правительства.

Нас часто спрашивают: почему этот вопрос мы инициировали именно сейчас? Во-первых, потому что именно сейчас и этой осенью закладывается большинство экономических решений, которые дадут отдачу и в 2004, и в 2005, и отчасти в 2006 году. Именно сейчас решаются вопросы о том, какие будут на самом деле экономические темпы. Именно сейчас решается вопрос, насколько эффективно будут идти те или иные экономические процессы. А мы с вами знакомы с проектировками бюджета и видим, что никаких изменений, кроме инерционной политики в бюджете мы сегодня не найдем.

Должен сказать вам, уважаемые депутаты, что очень наивно предполагать, что экономика может ждать, что экономика или история живет по думскому расписанию, что поскольку у нас сейчас каникулы, а потом выборы, то можно дожидаться, когда после выборов и тех, и других произойдут изменения в экономической политике. История не ждет. Она движется своим путем. И если мы сегодня ставим задачи о том, что нам необходимо удвоение ВВП в ближайшие 10 лет, и об этом говорится в Послании Президента, то этот вопрос решается уже сегодня теми законами и теми предложениями, которые вносит Правительство уже сейчас. Это первое.

Второе. Неужели всем профессиональным экономистам непонятно, что очень серьезно меняется экономическая ситуация, в которой работает Правительство.

Все три года Правительство работало в условиях, когда непрерывно росли цены на энергоносители, а рубль очень медленно преодолевал последствия его девальвации. Правительство буквально использовало этот момент, если не сказать, паразитировало на этой ситуации.

Сегодня ситуация меняется, цены на энергоносители скорее всего будут существенно падать, а рубль будет, его курс по отношению к доллару, - будет расти. Это принципиально другая ситуация.

В-третьих, многие говорят, что Правительство все равно скоро уходит. Что еще более интересно, само Правительство постоянно говорит о том, что да, мы тут, вообще-то, теперь уже ненадолго, мы все равно скоро уходим, скоро будут выборы, мы будем слагать свои полномочия…

Я думаю, что совершенно понятно для всех нас, что Правительство временщиков, то есть, Правительство, которое уже сидит на чемоданах (а можно представить себе, что Правительство кладет в эти чемоданы) - это Правительство, которому вряд ли можно доверять сегодняшнюю работу по созданию перспектив в области экономики.

Нам опять внесли предложения, например, по изменению налоговой системы, в соответствии с которой Правительство планирует уменьшить доходы Москвы на 6 процентов, Петербурга на 10 процентов, Камчатки на 12 процентов, ряда других регионов на 6 и 10 процентов. Кто может закладывать для себя такие предложения? Только то Правительство, которое в этих условиях уже работать не собирается.

Так что у нас есть что сказать и тем, кто высказывает соображения, нашим оппонентам, которые говорят о пиаре, есть, что нам сказать и тем, кто почему-то называет Правительство не больше чем уборщицей.

Но не хочется сегодня терять на это время. Сегодня у нас появилась с вами возможность, которую мы только что чуть было не опрокинули, возможность впервые за 3 года серьезно обсудить вопросы экономической стратегии на будущее. Сегодня у нас появилась возможность, даже шире - мы можем обсудить политическую систему. Мы можем обсудить и проанализировать ту систему, которая складывается фактически в нашей стране. Неправильно заниматься в парламенте только мелким лоббизмом, мелким и крупным торгом, и перетаскивание бюджетных средств из одной стороны в другую. Жизненно важно обсуждать принципиальные проблемы страны. Для этого в Конституции, кстати, и предусмотрена та самая процедура, которую мы сегодня с вами использовали.

Речь, кстати говоря, идет вовсе не о том, чтобы обвинить Правительство в том, что оно все это сотворило и наделало, это вовсе не так. Речь идет о другом, о том, что Правительство ничего не делает, чтобы менять эту ситуацию.

Скоро пройдут выборы. Мы с вами вправе и даже обязаны обсудить, что же за экономическую систему мы создали за последние 10-12 лет? Ясно, что темпы роста нашей экономики, которые необходимы, жизненно необходимы стране, не достигнуты. Задача удвоения ВВП за 10 лет исключительно сложна, и ясно почему. Потому что в стране сцементировалась и сложилась мощная система торможения экономического развития. Она сложилась за последние 10-12 лет. И существенно укрепилась за последние годы.

В чем же она? Во-первых, это, безусловно, ситуация, при которой мы не имеем на сегодня независимой судебной системы. Мы не имеем сегодня независимого парламента. Мы не имеем сегодня политически значимых независимых средств массовой информации. Мы имеем выборы, которыми в значительной степени манипулируют. Мы имеем слияние бизнеса и власти. И, наконец, как многие очень любят говорить, мы имеем еще и техническое и в этом смысле абсолютно безответственное Правительство.

Согласитесь, уважаемые господа депутаты, это очень далеко от того, что сказано в нашей Конституции. Это очень далеко от разделения властей. Это очень далеко от современной политической системы, которая может стать реальной основной эффективной рыночной экономики.

Такая политическая система больше напоминает корпоративную политическую систему, очень похожую на ту, по своей сути, которая была в России до 1992 года. Она же и определила нашу экономическую систему, и вот это именно является вопросом экономических и политических дебатов в парламенте. Я очень сожалею, что наше Правительство не нашло в себе силы лицом к лицу вести полемику по этому вопросу.

Экономическая система, которая сложилась в нашей стране, может быть определена как система периферийного капитализма. Что это значит? Это значит, что существует колоссальный разрыв между законодательством и экономической практикой. Это значит, что широко используются административные методы давления, вплоть до уголовных, одних хозяйственных субъектов на другие. Это значит, что существует тотальное недоверие всех экономических субъектов, работающих на российском рынке, и по отношению друг к другу, и по отношению к правительству. Это значит, что существует узкий групповой контроль за основными финансовыми потоками.

Если к этому добавить особенности нашей экономики, как таковой, ее почти исключительно сырьевую направленность, деформированную структуру, отсутствие реальной экономической свободы и всеобъемлющий бюрократический контроль, фактическую незащищенность прав частной собственности и антисоциальную направленность, то тогда картина более или менее становится ясной. В чем проблема этой системы?

Конечно, есть много стран в мире, которые десятки и десятки лет живут в этой системе. Это почти вся Латинская Америка, это почти вся Юго-Восточная Азия. И можно было бы не сокрушаться по этому поводу, тем более что политическая, экономическая элита нашей страны живет весьма благополучно. Проблема заключается в том, что созданная в России экономическая система крайне ограничена по своим возможностям, она не может обеспечить занятость необходимую России, она не может развивать малое и среднее предпринимательство, она антиинвестиционна по самой своей сути, и она не использует человеческий интеллектуальный потенциал, существующий в нашей стране.

Она отталкивает его, как и всякая сырьевая экономика. Экономические возможности нашей системы ограничены настолько, что мы сегодня с вами стоим перед очень серьезным вызовом. И время ответа на этот вопрос не ждет. У нас самые протяженные границы с самыми нестабильными регионами мира, а наша экономическая система не может обеспечить достаточное количество средств для того, чтобы обезопасить эти границы.

Эта экономическая система не в состоянии обеспечить создание современной системы здравоохранения и образования в стране, современную армию, уровень доходов граждан приемлемый, сегодняшний, европейский эта система может обеспечить только для 30 процентов.

Кроме того, эта система создает совсем другой облик нашей страны, не тот, который у нас был, и, кстати, не тот, который свойственен многим развитым странам. У нас появляется другой средний класс. Не средний класс, который состоит из инженеров, врачей, учителей, научных работников, офицеров, высококвалифицированных рабочих. Новый средний класс, наиболее хорошо зарабатывающий в России, строится по формуле примерно такой: ресторан, такси, девочки. Это совершенно другой облик нашей страны, это совсем другая ее нравственная основа.

А движущими механизмами все больше является коррупция и выполнение обязательств «по понятиям». Кстати, должен сказать, что никого не должны смущать темпы роста, которые сегодня наблюдаются в нашей экономике. Темпы в 6 и 7 процентов, конечно, хорошие темпы роста для любой страны, но для той, у которой мощная база в экономике.

В наших же условиях обратить внимание на другой показатель, например, на индекс потребительских настроений. Так вот, индекс потребительских настроений, не смотря на эти темпы роста, падает. Здесь я должен остановиться и сказать одну очень серьезную вещь.

Система эта сложилась, она фундаментальная и на переделку ее уйдет очень много сил. Ее нельзя переделать в один раз. Это не сможет сделать одно Правительство. Это будет долгая и трудная работа. Но особенность нынешнего Правительства заключается в том, что оно ничего и не делает, чтобы эта система изменилась.

Вот с учетом всего выше сказанного, я хотел бы в двух словах сказать о нашем видении тех наиболее важных, наиболее принципиальных направлений, по которым мы и хотели провести дебаты с Правительством, которые совершенно необходимы нашей стране.

Я начну с налоговой реформы. Конечно, наша налоговая система требует резкого улучшения. Конечно, снижение налогового бремени является...

Председательствующий: Григорий Алексеевич, я добавляю вам тоже полторы минуты, как и Геннадию Андреевичу Зюганову, потому что вам сегодня разделено время 35 минут на двоих. Пожалуйста. Да, пожалуйста.

Явлинский Г. А.: Пожалуй, это правильно. Раз Правительства нет, то и обсуждать вопрос по существу крайне затруднительно. Но я все же хотел остановиться на следующем. И налоговая реформа, и реформа естественных монополий, реформа жилищно-коммунального хозяйства, и реформа финансового сектора, и реформа административного - все эти реформы на 100 процентов провалены Правительством.

Могу сказать следующее. Мы убеждены - роль Правительства в России очень важна. Мы убеждены, что, несмотря на все отговорки, его роль в том, что нужно делать для нашей страны исключительно значительна. Она имеет важнейшее значение для создания эффективной рыночной экономики, открытого гражданского общества, государства, защищающего экономические права своих граждан. Однако ничего наше Правительство не сделало в этом направлении и не намерено делать, судя по той политической тактике, которую она использует при обсуждении крупнейших проблем.

Мы призываем вас не становиться технической Думой при техническом Правительстве.

Своим голосованием пригласить Правительство в Государственную Думу для серьезного и обстоятельного разговора. Мы проголосуем - недоверие Правительству.

Стенограмма выступления 18 июня 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт Григория Явлинского

Тема "Недоверие правительству"

Видеоролик выступления Г. Явлинского на заседании Госдумы по вопросу о недоверии правительству 18 июня 2003 года. 17 мин, 128 Кб/сек - 10,0 Мбайт, 256 Кб/сек - 27,8 Мбайт (для просмотра необходима программа RealPlayer) (Пресс-служба, Недоверие правительству)

Аудиоролик выступления Г. Явлинского на заседании Госдумы по вопросу о недоверии правительству 18 июня 2003 года. 17 мин,12 Кб/сек - 1,07 Мбайт, 28 Кб/сек - 2,56 Мбайт (Пресс-служба, Недоверие правительству)

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]