Российское правительство утвердило предельные ставки повышения
тарифов естественных монополий на 2004 год. Тарифы на газ
возрастут на 20 проц., на грузовые перевозки - на 12 проц.,
на электроэнергию - на 16 проц. При том, что "Газпром"
требовал роста тарифов на 40, МПС - на 25,5, а РАО "ЕЭС"
- на 51,5 проц., результат выглядит вполне компромиссным.
И все же радоваться рано. Ведь практически одновременно
совет директоров РАО "ЕЭС" одобрил стратегию развития
энергохолдинга до 2008 года. Так называемая программа "5+5"
включает в себя пять лет подготовки реформы энергетики и
пять лет реструктуризации компании. Вместе с одобренной
правительством 22 мая "Энергетической стратегией России
до 2020 года" это обещает серьезные - с точки зрения
потребителя электроэнергии - последствия...
ПЕРВОД НА РУССКИЙ
Заявленная цель обеих энергетических "стратегий",
неразрывно связанных между собой, выглядит привлекательно:
двукратное снижение энергоемкости производства, создание
конкурентного рынка электроэнергии при сохранении доступных
населению цен, привлечение в энергетику десятков миллиардов
долларов инвестиций... Однако при внимательном рассмотрении
оказывается, что на самом деле при этом достигаются совсем
иные цели. Какие?
Начнем с самого понятного для граждан - проблемы тарифов.
Как уже сказано, РАО "ЕЭС" требовало от правительства
разрешить увеличение в 2004 году тарифов на электроэнергию
на 51,5 проц. Кроме этого, энергетики требовали увеличить
тарифы Федеральной сетевой компании (ФСК) на 125, а тарифы
системного оператора - на 900 проц. Напомним, что ФСК -
структура, управляющая всеми электрическими сетями в стране,
а системный оператор - структура, выдающая в этих сетях
обязательные для исполнения диспетчерские команды. Иначе
говоря, "всероссийский рубильник".
С учетом того, что прогнозируемая инфляция на 2003 год
- 12 проц., получилась удачная иллюстрация к недавним заявлениям
Владимира Путина о том, что тарифы монополий растут несоизмеримо
быстрее инфляции. Но что же требует такого стремительного
роста? Оказывается, деньги нужны на строительство электростанций
и модернизацию сетевого хозяйства. Заметим: осенью, когда
обсуждался "энергетический пакет", представители
РАО "ЕЭС" говорили о том, что его принятие позволит
привлечь колоссальные инвестиции. Теперь выясняется, что
никаких инвестиций нет, а необходимые средства предполагается
взыскать с потребителей электроэнергии.
Да, правительство "урезало" тарифные аппетиты
энергетиков, но они не унывают. Ведь в планах РАО "ЕЭС",
которые одобрило то же самое правительство, говорится и
о других источниках финансирования. Таких, как плата за
системную надежность и плата за мощность электростанций.
По сути, вводятся "энергетические налоги", которыми
обложат потребителей. А собранные средства будут направляться
в инвестиционные фонды, подконтрольные РАО "ЕЭС",
и уже из этих фондов будут финансироваться внутренние инвестиции.
После чего благополучно "обновленные" за счет
населения объекты электроэнергетики можно будет не менее
благополучно приватизировать.
Наконец, в планах энергетиков - добиться разрешения, чтобы
в тарифы, по которым мы будем платить, включались расходы
РАО "ЕЭС" на то, чтобы брать займы. А также на
то, чтобы эти займы обслуживать (платить по ним проценты).
Более того, эти займы будут взяты под государственные гарантии
и со специальной государственной страховкой...
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ ?
Если перевести сказанное с энергетического на русский -
получится, что в качестве инвесторов РАО "ЕЭС"
выступят не мифические иностранные или отечественные компании
(которые, как нам рассказывали прошлой осенью, чуть ли не
в очередь стояли со своими деньгами, дабы скорее "вложиться"
в энергетическую отрасль), а российские налогоплательщики.
Вот только инвестиции являются делом добровольным, а у налогоплательщиков
никто их согласия не спрашивал. Платить будут в "добровольно-принудительном"
порядке.
Между прочим, если за развитие РАО "ЕЭС", как
выясняется, надо платить из бюджета - зачем вообще было
превращать ее в частную компанию? "Но ведь РАО "ЕЭС"
находится под контролем государства!" - могут возразить
автору. А вот в этом есть сомнения.
Во-первых, потому, что РАО, 52 проц. акций которого принадлежит
государству, не является государственной компанией. Это
- коммерческая организация, цель которой - не обеспечение
потребителей электроэнергией, а извлечение прибыли. Что
касается государства, то его владение контрольным пакетом
никак не отражается на действиях РАО, где всем руководит
правление.
А во-вторых, в подавляющем большинстве дочерних компаний
РАО - в частности, в региональных АО-энерго (которые затем
предполагается приватизировать) - контрольного пакета государства
давно уже нет. В них, как правило, есть 49-процентный пакет
акций, принадлежащий РАО "ЕЭС".
Что же касается доли, которую в АО-энерго имеют регионы,
- она может быть и нулевой. Как это имеет место, скажем,
в Петербурге, где город не владеет ни одной акцией ОАО "Ленэнерго":
последние 17 процентов акций были проданы еще в 1998 году.
Между прочим, вице-губернатором по имущественным вопросам,
организовывавшим эту сделку, был Андрей Лихачев. Вскоре
он занял пост генерального директора "Ленэнерго",
где остается до сих пор. Насколько случайно это совпадение,
можно только догадываться...
ИГРА В "МОНОПОЛИЮ"
В свете сказанного понятно, почему советник Президента
России по экономике Андрей Илларионов полагает, что предложенная
РАО схема выкупа генерирующих активов приведет к дальнейшей
монополизации электроэнергетики. Эта схема предполагает
снижение государственной доли в генерирующем секторе, а
затем - приватизацию системного оператора и межрегиональных
сетевых компаний. "Если она будет принята, еще большая
часть национальных финансовых ресурсов будет перераспределяться
из немонопольного сектора или свободного сектора экономики
в монопольный. Причем в карман вполне конкретной монополии
и конкретного менеджера, являющегося руководителем этой
компании", - считает Илларионов...
И еще одно, весьма существенное обстоятельство. Приняв
"энергетический пакет", от какого-либо регулирования
данной сферы полностью устранился парламент - все полномочия
отданы правительству, что открывает дорогу почти безграничному
произволу монополистов. Но еще хуже положение региональных
властей, которые в описанной выше схеме - с включением всех
(в том числе - распределительных) сетей в структуру ФСК
и с упразднением региональных энергетических комиссий -
смогут лишь беспомощно наблюдать за ростом тарифов.
Зато энергетики при этом получают возможность "брать
за горло" большинство регионов, получая не только экономическую,
но и политическую власть. Надо ли доказывать: тот, кто держит
в руках рубильник, может очень во многом диктовать свои
условия?
|