[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий Алексей Пушков
Партия "ЯБЛОКО" стала объектом "черного пиара"
Телеканал "ТВ-Центр", Постскриптум, 14.06.2003
Ведущий: Высокий уровень преступности не вменяется в вину кабинету Касьянова, однако наше правительство его критики обвиняют во многом другом. Об этом свидетельствует та процедура вотума недоверия, которую фракции "Яблоко" и КПРФ инициировали в Госдуме. В минувшую среду, несмотря на то, что Михаил Касьянов лично выступил перед Госдумой с подробным отчетом о своих успехах, 103 депутата поставили свои подписи под требованием о вотуме недоверия его кабинету. Голосование по этому вопросу состоится 18 июня. Среди причин, которые побудили коммунистов и яблочников поставить вопрос о недоверии Касьянову, - неспособность обеспечить экономический прорыв, фактический отказ от проведения военной и административной реформ, недостаточно активная борьба с коррупцией и лоббирование интересов олигархов. Любопытно, что многие из этих претензий к правительству предъявляют и граждане нашей страны.

Корр.: Согласно опроса фонда "Общественное мнение", отношение граждан к работе правительства в этом году ухудшилось. Если в прошлом году 24 процента оценивали ее как положительную и 37 процентов как отрицательную, то теперь разрыв увеличился: положительную оценку дают только 18 процентов опрошенных, а отрицательную - 41 процент. Свое отрицательное отношение к работе правительства участники опроса аргументировали так: 13 процентов считают, что все решения остаются на бумаге, 9 процентов отмечают низкий жизненный уровень, 4 процента полагают, что правительство не заботится о народе, 3 процента указывают на высокий уровень коррупции, 2 процента вообще считают, что сами члены правительства больше думают о своем кармане, чем о кармане народа. Среди причин недовольства правительством называются рост безработицы и цен в стране, а также отсутствие порядка. Те же, кто доволен работой правительства, ставят ему в заслугу следующее: 5 процентов полагают, что страна худо-бедно движется вперед, 4 процента считают, что доходы населения в среднем увеличились по сравнению с ельцинским периодом, и 2 процента упомянули подъем производства и снижение инфляции.

Ведущий: Ну что ж, никаких реальных последствий затея с вотумом недоверия иметь, конечно же, не будет. Большинство в Госдуме во главе с "Единой Россией" наверняка проголосует против вотума недоверия, и необходимых 226 голосов коммунисты и яблочники наверняка не наберут. Владимир Путин тоже уже дал ясно понять, что до выборов, по крайней мере, он не настроен на серьезные кадровые изменения. Как написал в связи с этим журнал "Профиль", "борьба за вотум недоверия представляется скорее акцией из серии "не догоню, так согреюсь".

Удручает, однако, что ряд претензий к правительству со стороны КПРФ и "Яблоко" вполне обоснованны. Но эти претензии сразу почти автоматически занесли в категорию предвыборного пиара, то есть саморекламы со стороны двух партий. Да, элемент пиара в их действиях, конечно же, присутствует. Но разве можно всю политику в этом выборном году расценивать только с точки зрения предвыборной борьбы? Так мы вообще любую критику власти в предвыборный год будем относить к пиару, забывая о ее существе. И, значит, каждые 4 года мы будем практически вычеркивать один год - предвыборный - из нашей современной истории, ибо в этот год все действия власти и любую критику ее, самую справедливую, можно будет списать на предвыборную схватку.

Другая беда предвыборного года - это "черный", а иногда и "пречерный пиар". С ним уже столкнулось "Яблоко", столкнутся, вероятно, и другие. Подробнее об этом Артем Широков.

Репортаж Артема Широкова

Корр.: В средние века верили, что обойти соперника можно с помощью черной магии. Короли прибегали к услугам предсказателей, ведьм и колдунов, которые за деньги изводили конкурентов с помощью темных сил. Судя по всему, именно тогда и появились первые деятели "черного пиара". В переводе с английского эта аббревиатура вполне безобидная, означает всего лишь "общественные связи". Но в России она больше ассоциируется с "грязными" предвыборными технологиями. "Черный пиар" давно стал спутником наших выборов, и, похоже, не станут исключением и грядущие выборы в Госдуму.

Игорь Бунин, гендиректор Центра политических исследований: Поскольку наше общество, к сожалению, безнравственное, то все эти пиарщики действуют, не задумываясь о моральных и юридических последствиях. Поэтому, я думаю, что "черный пиар" будет гораздо сильнее в этой избирательной кампании, хотя его эффективность резко упадет.

Корр.: Между тем, у новой волны "черного пиара" уже появились первые объекты. Недавно на улицах Москвы можно было видеть плакаты, которые намекали, что "Яблоко" и КПРФ будто бы идут по жизни вместе. Тайные руки пиарщиков на этом не остановились и расклеили в московском метро фотографии обнимающихся Явлинского и Зюганова, и все с той же радостной надписью: "Мы вместе". Формальным поводом послужило то, что Явлинский и Зюганов в последнее время резко критикуют правительство и оба настаивают на вотуме недоверия кабинету Касьянова. Ясно, что цель этой пиар- акции - отправить "Яблоко" и КПРФ в одну политическую нишу, дабы устрашить либерального избирателя "Яблока". Кому это выгодно? - Очевидно, что основным конкурентам яблочников.

Сергей Иваненко, первый заместитель руководителя фракции "Яблоко" в ГД РФ: Это тот случай, когда "грязные технологии"... ведь в чем их сила? Их сила в том, что это делается исподтишка. Это люди подходят, на заборе пишут неприличные слова и убегают. Вот если вы застанете его в момент, когда он с мелом в руке что-то там напишет, просто интересно будет показать его по ТВ, его выражение лица. Может быть, это приличный человек в костюме, при галстуке. Поэтому я вас призываю тоже искать этих наших шалунов.

Корр.: Есть версия, что появление плакатов связано с недавним назначением в СПС скандально известного Альфреда Коха. Впрочем, вполне возможно, что Кох никак с этим не связан. Тем более, что его назначение руководителем избирательной кампании СПС состоялось уже после появление плакатов.

Однако плакатами дело не ограничивается. В эти дни ВЦИОМ проводит по всей стране любопытный опрос, посвященный именно партии "Яблоко". Среди вопросов есть, например, такие: "Что вам не нравится в Григории Явлинском?" Далее следует перечень из 14 определений. Причем самые безобидные из них: амбициозный, самовлюбленный, зависимый и слабовольный. При этом некоторые пункты еще более удивляют вариантами ответов. В частности, участникам опроса предлагают отметить слабые стороны партии "Яблоко" и сами же предлагают ответы: идеология "Яблока" чужда российскому обществу, оппозиционность правительству и близость к Кремлю. Так негативный образ партии и ее лидера подсказывается, чтобы не сказать навязывается, избирателю. Вообще создается впечатление, что в опросе собраны все слухи, которые когда-либо ходили вокруг "Яблока". На вопрос: "Каким из следующих слухов вы ни за что бы не поверили?", - среди прочих даются следующие варианты ответов: "Яблоко" втайне финансируется Березовским", "финансируется структурами, близкими к чеченским боевикам" и даже "финансируется Госдепартаментом США". Кроме того, предлагается написать, что самое худшее можно сказать о Григории Явлинском. Вопросы о самом лучшем тоже есть. Но, как известно, люди больше реагируют на все плохое. И тут уже возникает встречный вопрос: "С какой целью проводится это исследование?".

Игорь Бунин: Можно провести опрос и потом с помощью этого опроса построить контрстратегию против "Яблока". Я думаю, что смысл заключается в том, что какая-то из политических сил искала аргументацию, которая имеет корни, почву, основу в общественном мнении, и она с помощью этого опроса пытается выяснить, насколько тот или другой стереотип о "Яблоке", о Явлинском может воздействовать на аудиторию.

Сергей Иваненко: Если говорить о "грязных технологиях" против "Яблока", они особенно активно используются именно в последние дни, поэтому это такая своего рода артиллерийская подготовка на "научной" основе готовит соответствующие провокации. Но мы люди опытные, мы готовимся к этому, мы знаем, что против нас будет очень много всего сказано, и соответствующую подготовку мы проводим.

Корр.: Кто станет следующей мишенью "черного пиара", сказать трудно. Возможно, это будет СПС. Ведь неспроста кто-то запустил слух под кодовым названием "Два Бориса". Мол, Немцов помогает Березовскому вернуться в Россию. А где-то недалеко и третий Борис маячит - Борис Ельцин - большой друг СПС. Пока очевидно одно - с "черным пиаром" рано или поздно столкнутся почти все партии, несмотря ни на какие законы и обещания, что предвыборные финансовые потоки станут прозрачны.

К тому же "черные технологии" не стоят на месте, и поймать конкурента на откровенном подлоге все сложнее. Как Остап Бендер знал 101 способ отнять у человека деньги, не нарушая закона, так и нынешние пиарщики изобрели сотни своих "черных методов". Главное - манипулировать избирателем так, чтобы он об этом даже не догадался.

Телеканал "ТВ-Центр", Постскриптум, 14.06.2003

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сергей Иваненко

Недоверие правительству

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]