В конце мая этого года группа депутатов Государственной
думы (Валерий Останин
и Юрий Щекочихин ("Яблоко"),
Сергей Левченко и Александр Кулико (КПРФ), Борис Резник
("Регионы России"), Олег Финько (ЛДПР) и Александр
Гуров ("Единство") выступила с заявлением о создании
внепартийного общественного движения "Чистые руки".
Членами инициативной группы предложен ряд конкретных действий
по борьбе с криминалом и коррупцией. В частности, создать
институт независимых судов и прокуроров, наподобие того,
который действовал в Италии в ходе операции "Чистые
руки". Создать отдельную федеральную спецслужбу, независимую
от МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры, чьей функцией будет
борьба с коррупцией в силовых ведомствах и государственных
органах (подобные спецслужбы успешно действуют в США и многих
других странах). Создать федеральную программу защиты свидетелей
и потерпевших. Немедленно отстранить от должности руководителей
правоохранительных органов, губернаторов, мэров и госчиновников,
замешанных в коррупционных скандалах, в отношении которых
имеются достаточные данные об их причастности к коррупции
и должностным злоупотреблениям.
Зачем было создано антикоррупционное движение, реально
ли организовать общенациональную кампанию по борьбе с коррупцией
и добиться ответственности высших должностных лиц. На эти
и другие вопросы отвечает один из организаторов движения
"Чистые руки", депутат Госдумы от Алтайского края
Валерий Останин.
- Валерий Сергеевич, как проходила кампания "Чистые
руки" в Италии? К каким результатам она привела? Можно
ли перенести итальянский опыт на российскую почву?
- Италия издавна славилась мафиозными кланами. Но где-то
к началу 80-х годов прошлого века произошло полное срастание
криминальных структур и государства – под полное влияние
мафии попали парламент, правительство, суды, правоохранительные
органы. Обстановка стала совершенно нетерпимой: десятки
тысяч людей исчезали бесследно, а убийства судей, депутатов,
прокуроров, выступавших против мафии, стали обыденным делом.
Тогда и возникло общенациональное движение борьбы с коррупцией,
которое организовали простые студенты, рабочие, служащие,
другие честные люди. Когда наверху ведущие политические
партии осознали размах антикоррупционного движения, возможные
социальные последствия, назревание в стране революционной
ситуации, было принято решение начать широкомасштабную борьбу
с коррупцией.
Был создан институт независимых судей, прокуроров, карабинеров,
которые отбирались из числа тех, кто не запятнал себя коррупционными
связями, пользовался репутацией кристально честного, принципиального,
грамотного профессионала. Именно им поручили расследование
и рассмотрение дел о коррупции среди членов правительства,
депутатов, других высших должностных лиц. Причем, на первом
этапе проведения операции "Чистые руки" те судьи
и прокуроры, кто занимался громкими делами, потерпевшие
по ним и свидетели, проживали в военных казармах под охраной
карабинеров. Это исключило попытки давления, подкупа, физического
уничтожения этих людей.
Принятые меры принесли серьезный успех. К середине 80-х
годов коррупция в Италии была в целом подавлена. Доходило
до того, что главари мафиозных группировок добровольно сдавались
в руки правосудия, приходили с повинной, поскольку кара
была для них неизбежной. Государственный аппарат подвергся
решительной чистке от лиц, совершивших должностные преступления,
замешанных в связях с мафией.
Перенести итальянский опыт на нашу землю можно. Сегодняшняя
российская ситуация с коррупцией в системе госаппарата,
в правоохранительных, судебных органах, очень близка к той,
что в свое время сложилась в Италии. Чтобы победить коррупцию,
в числе прочих мер, мы должны взять на вооружение и итальянский
опыт. Иного пути у нас просто нет. Поэтому мы с коллегами
и стали инициаторами создания инициативной группы движения
"Чистые руки", предложили нашей власти конкретные
шаги по борьбе с коррупцией.
- Считается, что действующие законы позволяют эффективно
бороться с коррупцией. Почему тогда до сих пор такой борьбы
не ведется? Как можно повлиять на исправление ситуации?
- Законы наши действительно позволяют власти эффективно
вести борьбу с коррупцией. Действующий уголовный кодекс
предусматривает высокие санкции за должностные преступления.
Зато в правоприменительной практике не действует главный
принцип правосудия – неотвратимость наказания за совершенное
преступление.
Почему не ведется борьба с коррупцией, хотя нужные законы
есть? Потому, что главные "правоохранители" не
несут никакой ответственности за состояние борьбы с преступностью.
Ежегодно проводятся совместные коллегии силовых ведомств,
на которых присутствует президент, звучат красивые, правильные
слова – усилить, укрепить, углубить… Но никто еще не учинил
строгий спрос, не сорвал ни с кого за бездействие генеральские
погоны, не понизил в должности бездельников, не говоря уж
об уголовной ответственности за халатность.
Когда у нас в стране происходит очередное громкое убийство
или широкомасштабная афера, с экрана телевизора высокие
лица начинают успокаивать граждан: возбуждено уголовное
дело, ведется расследование, дело находится на контроле
министра внутренних дел, Генерального прокурора, начальника
ФСБ, лично президента. Нужное, как говорится, подчеркнуть.
У любого громкого дела находятся высокопоставленные "контролеры".
Прав мой коллега по фракции "Яблоко" и Комитету
по безопасности Государственной думы Юрий Щекохичин, который
суть наших бед вывел одной фразой: "у нас нет контролеров
над контролерами". Таким главным "контролером"
должно быть общество, народ, люди, которые и должны спрашивать
у наших главных силовиков, непосредственно у президента:
что сделано для расследования этих дел, когда найдут и накажут
виновных. И спрашивать не от случая к случаю, а регулярно.
А силовики, правительство, президент должны отчитываться
перед народом и докладывать – кто виновник преступлений,
какое они понесли наказание или когда окажутся на скамье
подсудимых.
- В России немало федеральных спецслужб, в чьи задачи
входит борьба с коррупцией. В чем смысл образования новой?
Как добиться того, чтобы новая федеральная спецслужба боролась
с коррупцией не на бумаге, а на деле?
- Федеральных служб, призванных бороться с коррупцией,
у нас немало. Беда в том, что эти спецслужбы также поражены
коррупцией, и в большей степени решают меркантильные задачи
– от "крышевания" до прямого участия в совершении
преступлений. Буквально на днях будет заседать комиссия
Государственной думы по борьбе с коррупцией, где должен
быть поставлен вопрос об освобождении от должности двух
заместителей Генерального прокурора, замешанных в коррупционных
скандалах. До сих пор не пойман и не посажен в тюрьму заместитель
бывшего министра внутренних дел Александр Орлов, объявленный
в международный розыск за взятки и другие должностные преступления
(хотя, как говорят, он ни от кого не скрывается). И таких
случаев – множество.
Управления по борьбе с организованной преступностью руководством
МВД и начальниками управлений внутренних дел разрушены под
флагом борьбы с "крышеванием". Сегодня УБОПовцы
ловят скотокрадов и проституток, вместо того, чтобы выполнять
те задачи, ради которых в конце 80-х и создавали УБОП. На
практике, к сожалению, сбылось пророчество вора в законе
Витьки Антибиотика из сериала "Бандитский Петербург".
Он сказал, что УБОП скоро разгонят, поскольку решает неактуальные
задачи – уличная преступность растет.
Сегодня в России для эффективной борьбы с коррупцией нужна
специальная независимая федеральная служба. Руководить которой
должен профессионал высокого уровня, не запятнавший себя
никакими связями с криминальными элементами. В штат своей
службы он также должен набрать профессионалов, принципиальных
и честных. Подобная служба должна получить право проводить
расследование и оперативно-розыскные мероприятия в отношении
всех без исключения представителей власти, правоохранительных
органов, спецслужб. Подчиняться руководитель антикоррупционного
ведомства должен напрямую президенту РФ и только ему быть
подотчетен.
- Насколько популярна в народе тема борьбы с коррупцией?
Осознают ли люди связь между бедственным положением страны
и воровством чиновников? Сможет ли инициировать общественное
движение такую антикоррупционную кампанию, которая действительно
станет общенациональной?
- Коррупция в системе государственного аппарата отражается
на каждом из нас. Возьмем, к примеру, повышение тарифов
на электроэнергию или проезд в городском транспорте. В первом
случае за счет рядовых граждан решают свои проблемы Чубайс
и компания, во втором – владельцы частных автобусов. А принимаются
решения о повышении тарифов коррумпированными чиновниками,
имеющими свой интерес. Повышаются тарифы на коммунальные
услуги – значит, "коммунальные" деньги украли,
списав на благоустройство и ремонт дорог. Когда число работников
ЖЭУ увеличивается до размеров министерства – значит, увеличивается
число родственников начальника и его друзей, которым надо
кормиться за счет простых граждан, налогоплательщиков.
Связь между бедственным положением страны и воровством
чиновников люди, безусловно, видят и понимают. Беда в том,
что многие наши сограждане относятся к коррупции как к само
собой разумеющемуся явлению, неизбежности. Воровство и взятки
стали настолько обыденным делом, что не вызывают серьезного
гражданского возмущения. За взятки сейчас продается все:
обвинительные и оправдательные приговоры, должности, государственные
и муниципальные заказы. И многие думают, что эту систему
изменить невозможно. Это ошибочное мнение. Одна из главных
задач нашего движения – разъяснить людям, что, объединившись,
можно победить эту гидру.
Я думаю, мы сможем инициировать общенациональную антикоррупционную
кампанию, иначе бы за это дело и не взялись. Надеюсь, нас
поддержат не только рядовые граждане, но и большинство политических
партий (для которых борьба с коррупцией не лозунг, а серьезная
задача), общественных движений, организаций ветеранов правоохранительных
органов. Мы планируем провести по городам и весям нашей
страны сбор подписей под заявлением главе нашего государства
о необходимости принятия решительных мер по борьбе с коррупцией.
Полагаю, что под таким заявлением подпишется большинство
наших сограждан, все честные люди, ведь дальше так жить
невозможно. Планируем открыть телефоны доверия и общественные
приемные, куда можно будет обратиться по факту коррупции.
Затем мы планируем добиться встречи с президентом, представить
ему подписи граждан, убедить его принять неотложные антикоррупционные
меры, указанные в нашем заявлении. Я считаю, что такие действия
будут иметь серьезное практическое значение.
Поверьте, за свой многолетний опыт работы в милиции я повидал
немало мерзких, отвратительных преступлений, но нет ничего
омерзительнее, чем обкрадывать свой народ, свою страну.
|