Вчера в Комитете по образованию и науке Госдумы оттачивали последние спорные
положения 15-й версии законопроекта "О государственном
стандарте общего образования".
В начале следующей недели комитет наконец внесет в Думу
сотни раз перекроенный документ на второе чтение.
Первое (как раз ровно год назад, в июне) по накалу страстей
уступало разве что обсуждению бюджета. В каких только смертных
грехах не обвинили авторов законопроекта! Не осталось ни
одного СМИ, которое бы не разбило текст в пух и прах. "Теперь
текст находится в таком состоянии, за которое не стыдно
подписаться", — радостно подытожил работу согласительной
комиссии председатель комитета по образованию и науке ГД
Александр Шишлов. Из
новаций, которых не было в первоначальной версии, принципиальные
— финансовые. Их две.
Во-первых, в понятие федерального образовательного стандарта,
а это минимальное содержание образования, обязательный объем
учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников,
парламентарии добавили "минимальный перечень учебных
пособий и технических средств обучения", чтобы отныне
не выделять на смех всему миру деньги из президентского
фонда на мячики для уроков физкультуры. С этой поправкой
правительство, скрепя сердце согласилось.
А вот вторая экономическая поправка принята в штыки. В
законопроекте она звучит так: "О нормативном финансировании
обучения в расчете на одного учащегося". Проще говоря,
депутаты хотят заставить правительство каждый год при принятии
федерального бюджета обнародовать цифру: сколько рублей
в следующем году государство потратит на обучение одного
школьника. Как рассказал в интервью нашей газете Александр
Шишлов, год назад он направил в правительство запрос, где
попросил сообщить эту секретную цифру. Правительство честно
ответило: не знаем, не считали, выделяемые на образование
средства размазываются по всему (далеко не пышному) пирогу.
Замминистра образования Виктор Болотов заявил депутатам
категорически:
— Если не откажетесь от этой поправки, президент наложит
вето на законопроект. И тогда мы еще на несколько лет останемся
без нормальных стандартов обучения школьников.
Формальная причина для вето — юридическая. Якобы статья
о нормативе противоречит Бюджетному кодексу. Истинная —
политическая. Не желает власть взваливать на свои плечи
такие конкретные обязательства. Представьте: завтра народ
узнает, что государство тратит на школьника в год 100 рублей.
Цифра условная, но настоящий подсчет наверняка окажется
не менее впечатляющим. Правительство слишком хорошо представляет,
сколько придется выслушать по этому поводу. Поэтому строго
придерживается формулы "народ меньше знает — мы крепче
спим".
|