В ближайший месяц Энергетическая стратегия России на период
до 2020 года будет полностью скорректирована и внесена в
Правительство для окончательного утверждения. Документ призван
сыграть важную роль не только для ТЭКа, но и для экономики
в целом, поскольку он определяет структуру топливно-энергетического
баланса страны, то есть объемы потребления и уровень цен
на каждый вид топлива. Согласно стратегии, к 2020 году показатель
энергоемкости ВВП может снизиться в 2 - 2,5 раза. Задача
более чем грандиозная, учитывая, что сейчас уровень энергоемкости
экономики России «всего» в два раза выше уровня США и в
три раза - Европы.
Чтобы «догнать и перегнать», нужны кардинальные изменения
в структуре ВВП, прежде всего - повышение доли сферы услуг
и обрабатывающих отраслей, плюс массовое внедрение энергосберегающих
технологий.
В то же время стратегия не предусматривает больших изменений
в топливно-энергетическом балансе за исключением повышения
доли атомной энергии с 15 до 19,5%. При этом именно в отношении
АЭС встает вопрос безопасности, поскольку до сих пор в цену
отпускаемой ими электроэнергии не включается утилизация
и захоронение отработанного ядерного топлива и необходимые
экологические мероприятия. Многочисленные же предложения
по росту доли угля, судя по всему, были отвергнуты. А ведь
в 90-е годы многие шахты были закрыты под предлогом их бесперспективности.
И это при том, что Россия обладает 40% мировых запасов каменного
угля, а нефти - всего 8%.
Не рассмотрен вопрос увеличения доли возобновляемых источников
энергии. Между тем, по прогнозам ООН, как раз к 2020 году
их доля в мировом балансе должна составить 10 - 20%. Видимо,
нарушить углеводородную монополию наше Правительство пока
не решается.
Оправданием для разработчиков стратегии может являться
тот факт, что реформирование «Газпрома» до сих пор откладывается.
Тем труднее оценить влияние на энергетический сектор в целом
последствий реформирования этой компании. Именно с «Газпрома»
нужно было бы начинать реформу естественных монополий, так
как именно он стоит в начале производственной цепочки. Затягивание
реструктуризации приводит, как мы уже видим по прямым и
косвенным признакам, к накапливанию многочисленных проблем,
ключевая из которых - повышение цен.
|