Комитет по образованию и науке Госдумы определил приоритеты
федерального бюджета в части финансирования расходов на
образование на будущий год. «Бюджет 2004 года будет особым,
— отметил председатель комитета Александр
Шишлов. — Он покажет, станет ли образование приоритетом.
От этого бюджета зависит будущее сферы образования».
Фактическое состояние дел в сфере образования таково, что
сохранение нынешнего соотношения зарплаты педагогов с зарплатой
работников других сфер и неизменность нынешних подходов
к содержанию и развитию материально-технической базы образования
приведут к тому, что последствия будут очень тяжелыми. Так
начал доклад на заседании комитета Александр Шишлов. По
его мнению, в этом случае придется говорить о деградации
системы образования и о вероятности необратимого отставания.
Бюджетных средств мало, а для того, чтобы кардинально решать
проблемы образования, необходимо увеличить финансирование
в разы, поэтому наряду с увеличением бюджетного финансирования
председатель комитета считает необходимым вернуться к вопросу
о восстановлении налоговых льгот в сфере образования, тех
льгот, которые привлекают в эту сферу внебюджетные средства,
стимулируют инвестиции. Депутаты уже делали попытку принять
два закона, которые восстановили бы налоговые позиции, существовавшие
до введения в действие Налогового кодекса. Но мнение правительства
было отрицательным, и центристские фракции провалили эти
законы.
Сейчас Министерство образования ведет совместную работу
с Министерством по налогам и сборам по изменению налогообложения
образовательных учреждений, прошло несколько совещаний.
Мы надеемся, что в этом году сможем снова внести ряд вопросов
на рассмотрение, подчеркнул Александр Шишлов.
Приоритеты таковы. Прежде всего это реальное повышение
заработной платы работников бюджетной сферы и, по мнению
Комитета по образованию и науке, необходимо переходить на
отраслевые системы оплаты труда. При этом размер средней
заработной платы в сфере образования должен быть увеличен
в 1,5 раза по сравнению с установленным с 1 октября этого
года (по сравнению с нынешней зарплатой – в 2 раза). Это
позволит поднять среднюю ставку профессоров и преподавателей
вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешней
– в 2, 6 раза), а преподавателей начального и среднего профессионального
образования — с 1300 руб. до 2250 руб. (по сравнению с нынешней
— в 1,73 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно
выделить из федерального бюджета 27 млрд. руб.
Предлагается также добавить средства на повышение квалификации
профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб.,
что позволит увеличить прием слушателей на 11 тысяч человек.
Второй приоритет – укрепление материальной базы. Так, планируется
увеличить по сравнению с 2003 г. расходы на приобретение
современного оборудования, в том числе компьютерной техники
на 5 млрд. руб., что даст возможность удовлетворить более
половины потребности в лабораторном оборудовании, а также
повысить темпы компьютеризации высшей школы.
Необходимо увеличение ассигнований на совершенствование
информационной базы образования. В частности, для обеспечения
доступа студентов в интернет (по статье «связь») дополнительно
потребуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему
подключения государственных вузов к интернету и обеспечить
работу с неограниченным временем доступа. На пополнение
библиотечного фонда образовательных учреждений необходимо
добавить 500 млн. руб. Это даст возможность 3 млн. обучающихся
по очной и другим формам обучения получить учебную и методическую
литературу (при нормативном сроке службы учебника 7 лет).
В их числе студентов вузов — более 1,5 млн., студентов ссузов
— более 350 тыс., учащихся ПТУ — более 1 млн.
Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных
учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций
субъектам РФ в рамках федерального фонда помощи бюджетам
других уровней в сумме 2,2 млрд. руб. Это при постоянном
финансировании позволит обеспечить общеобразовательные школы
комплектами учебников на ближайшие 4 года. В некоторых регионах
родители полностью оплачивают учебники, но обеспечение ими
должно входить в стандарт общего образования, считает Александр
Шишлов.
Состояние учебных зданий мы также считаем приоритетом,
отметил он. По сравнению с нынешним годом необходимо увеличить
объем средств, выделяемых на капитальный ремонт студенческих
общежитий и зданий, находящихся в аварийном состоянии, на
5 млрд. руб., что позволит восстановить около 200 тысяч
мест. В общежитиях сегодня живет около 600 тысяч студентов
вузов, а всего нуждающихся в общежитиях – 700 тысяч человек.
Также необходимо увеличить финансирование федеральных целевых
программ. Это «Формирование установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005
гг.) — с 25 млн. руб. в 2003 г. до 45 млн. руб. в 2004 г.,
поскольку эта программа имеет особое значение в условиях
социальной напряженности в стране.
Финансирование другой программы — «Развитие единой общеобразовательной
информационной среды» (2001-2005 гг.) — необходимо для продолжения
компьютеризации сельских и городских общеобразовательных
школ и учреждений начального профессионального образования.
На заседании правительственной комиссии по оптимизации бюджетных
расходов ее финансирование предложили оставить на уровне
нынешнего года, хотя в первоначальных планах была большая
цифра. Комитет Думы будет добиваться того, чтобы финансирование
оставалось на запланированном ранее уровне. На ситуацию
повлияла и проверка Счетной палатой использования поставленных
государством компьютеров в 2001-2002 гг. Был сделан вывод,
что техника используется неэффективно.
Еще по одной федеральной целевой программе — «Интеграция
науки и высшего образования России» на 2002-2006 гг. — предлагается
увеличить финансирование с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до
350 млн. руб. в 2004 г. (по разделу «Фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу»).
Также Минобразование и Комитет по образованию и науке Думы
сочли важным увеличить в будущем году социальную поддержку
преподавателей и студентов. В этом разделе запланировано
финансирование ипотечной программы кредитования жилья для
работников сферы образования в объеме до 20% общей стоимости
строительства (необходимо 297,7 млн. руб.), что позволит
обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью 120 тыс. кв.
метров.
Также предусматривается увеличение размеров стипендий в
1,5 раза с 1 сентября 2004 г., на что дополнительно потребуется
3,5 млрд. руб. Запланировано дополнительно выделить средства
в размере до 15% от стипендиального фонда для выплаты частичной
компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда
малоимущим иногородним студентам и учащимся дневного обучения
в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального
образования. На это дополнительно нужно 1,126 млрд. руб.
Факты
Будет ли зарплата учителей на уровне средней по промышленности?
Включила ли комиссия Кудрина ст.54 Закона «Об образовании»
в число нефинансируемых обязательств, подлежащих отмене?
Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию
и науке Думы: — Объем нефинансируемых обязательств колоссален.
Если правительство будет вносить законопроект об их отмене
в Госдуму, то я надеюсь, что отношение к различным статьям
будет разное. Потому что там действительно есть обязательства,
которые нужно отменить, а есть такие, которые нуждаются
в переосмыслении и уточнении редакции. Но задача доведения
средней зарплаты в сфере образования до средней зарплаты
в промышленности должна оставаться.
Григорий Балыхин, первый заместитель министра образования:
— К сожалению, вы совершенно правы — 54 статья Закона «Об
образовании» действительно попала в перечень законов, намеченных
к отмене. Когда у нас на рабочей группе этот вопрос рассматривался,
я, естественно, голосовал против. На Координационном совете
представили перечень таких обязательств, который мы сейчас
будем анализировать. И здесь у нас надежда только на наших
дорогих депутатов, на фракции, на вас, журналистов.
|