Об авторе: Владимир
Лукин — заместитель председателя Государственной думы,
бывший посол России в США.
Падение режима Саддама Хусейна под ударами войск коалиции,
фактически бескровная сдача Багдада были настолько стремительными,
что у многих возник вопрос: а была ли это война? Прямо как
у Горького: “Был ли мальчик?” На мой взгляд, война все же
имела место. Просто США оказались значительно сильнее. Сильнее
даже, чем во времена войны в заливе и конфликта на Балканах.
Наблюдатели обратили внимание на то, что военные действия
на этот раз велись американцами иначе, чем прежде. Тогда
они начинали с мощных бомбардировок, после которых уже принималось
решение о целесообразности введения сухопутных войск. США
дорожат жизнью своих солдат и неохотно используют сухопутные
войска за своими пределами. Вообще в Америке человеческая
жизнь ценится существенно выше, чем, например, в России.
Тем не менее война в Ираке сразу началась с применением
сухопутных сил. Комбинированная работа космической, авиационной
и наземной разведок позволяла мгновенно принимать решения
о нанесении ударов. Авиация, вертолеты, танки, мотопехота
действовали по конкретным целям в одной связке. Поэтому
война была такой скоротечной. Все дороги, все коммуникации
были стремительно перекрыты войсками коалиции. Создавалось
впечатление, что война ведется между зрячими и слепыми.
На каком-то этапе было полностью отключено центральное управление
иракскими войсками. А в тоталитарном государстве, каковым
был Ирак, управление возможно только из одного центра. В
США после сентябрьских терактов президент и вице-президент
незамедлительно создали альтернативные центры управления,
на случай если кто-то из них будет выведен из строя. В тоталитарном
государстве такое невозможно по определению: здесь государство
– это один человек. И когда этот человек перестал функционировать
(не важно почему: был ранен или убит, сбежал и т. п.), система
перестала работать. Война была, но она велась армией XXI
века против армии, скажем, середины XX столетия.
Я бы не стал преувеличивать значение фактора предательства,
о котором так много говорят военные и политики. Конечно,
иракские солдаты сдавались американцам. Но это бывает во
время любой войны. Но Ирак проиграл войну не из-за предательства;
думать иначе – значит игнорировать главную проблему. А именно
эта проблема чревата чрезвычайно серьезными выводами и уроками
для нас, для России, ибо наша армия сейчас гораздо ближе
к иракской, чем к американской. На месте наших военных я
бы проанализировал иракскую войну с этой точки зрения.
Военные действия в Ираке окончены; страной сейчас управляет
оккупационная администрация. Но долго так продолжаться не
может. После блестящей военной победы обнаружилось, что
Ирак – это огромный разворошенный улей; страну захлестнули
волны анархии и вандализма. Американцы пытаются собрать
какое-то правительство, которое бы одновременно их слушалось
и при этом хоть как-то могло называться иракским. Дело это
трудное и неблагодарное: шиитам тяжело найти общий язык
с суннитами, курдам – с иракцами, мусульманам – с христианами,
эмигрантам – с теми, кто, едва успев перекраситься, устремился
в демократические структуры, и т. д.
Но это на уровне “верхов”. А толпа просто бунтует, выкрикивает
“Американцы – уходите домой” и уповает на то, что все как-нибудь
наладится. Кстати, исламизм в этой среде – это, помимо всего
прочего, форма национализма. Мне вспоминается книга братьев
Стругацких “Трудно быть богом”: американцы стоят нынче перед
дилеммой дона Руматы: либо вести себя цивилизованно и погибнуть
в этой среде, либо играть по правилам этой среды и потерять
идентичность. Посмотрим, какой выбор сделают американцы,
которые пытаются установить классическую демократию в пошедшей
вразнос стране. Опыт Афганистана показывает, что марионеточное
коалиционное правительство создать можно; но насколько оно
сможет контролировать страну, какие силы будут реально иметь
власть – это совсем другие вопросы. В Ираке все эти противоречия
проявляются с необычайной интенсивностью, и пока не очень
понятно, как будет развиваться ситуация. Я без излишнего
оптимизма смотрю на перспективу “государственного строительства”
в Ираке. Конечно, лучше всего было бы отдать это дело в
руки ООН, но создается впечатление, что ребята из Пентагона
хотят взять все на себя. А это отнюдь не просто. С ООН,
между прочим, было бы полегче: ООН все еще обладает авторитетом,
не замарана оккупацией, чиновники ООН более профессиональны
и лучше могут разобраться в местной специфике.
Недавний российский визит Тони Блэра показал, что американцы
и англичане понимают, что своими действиями они фактически
породили коалицию недовольных, включающую часть Европы,
Россию и Китай. Сейчас они пытаются найти рычаги, которые
позволили бы сбалансировать обстановку: немного кнута –
для Франции, кусочек пряника – для России. Я думаю, что
Блэр привез в Москву трехэтапный план: сначала Ираком будет
править оккупационная администрация, потом будет организовано
временное правительство, а уже затем, в неопределенном будущем,
состоятся выборы. Этим уже займется ООН. Стоит подчеркнуть,
что Блэр приехал к Путину не только как посланец Буша; он
сам ищет поддержки у России. Между руководителями Америки
и Англии существуют известные различия во взглядах. Блэр,
яснее представляя себе проблему, стремится подключить ООН
к иракскому урегулированию уже на ранних стадиях. А Америка,
где действия Буша во многом определяет пентагоновская команда
Чейни–Рамсфельд–Вулфовиц, открыто презирает ООН. В этой
ситуации Англия нуждается в поддержке со стороны России,
у которой есть определенные инструменты воздействия на США:
Афганистан, Ближний Восток, где Америке выгодней обойтись
без конфликтов с Россией. Поэтому после встречи с Путиным
Блэр должен был говорить с Бушем примерно в том смысле,
что, дескать, не пора ли подключить Россию и сформировать
нечто конструктивное вокруг английской позиции. Если это
происходило действительно так, то к предложениям Блэра нужно
отнестись со всей серьезностью.
Разговоры иных наших деятелей о том, что следует сооружать
против Америки что-то вроде Антанты, бесполезны. Никакой
Антанты не будет, а будет попытка рационально мыслящих политиков
в очередной раз выдвинуть Россию на передовую линию конфронтации
с США и, прячась за нашей спиной, втихомолку замириться
с американцами. С Америкой и с Англией надо разговаривать
всерьез и по существу. И стараться добиться того, чтобы
интересы России были учтены в рамках компромисса, частью
которого является усиление роли ООН. Полагаю, что на переговорах
Путина и Блэра поднималась и тема иракских долгов России.
Мне кажется, что идея американцев простить Ираку долги просто
замечательна. Она заслуживает, чтобы ее оформили в виде
доктрины. Доктрины прощения долгов тоталитарных государств
после того, как в них происходят демократические перевороты.
Я бы назвал это “доктриной Буша–Путина–Блэра”. На авторство
я не претендую. Под это дело мы прощаем все долги Ираку,
а России прощают все долги плохого, тоталитарного Советского
Союза. И тогда мы все дружно выходим в ноль, все решается
по справедливости. Поэтому Россия должна поддержать эту
очень удачную идею Америку, обобщив ее и развив. Правда,
в свое время большевики сами себе простили все долги царской
империи. Но эта аналогия неуместна.
|