[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Нелли Орлова
Россия в нефтяной кабале
URBI.Ru, 15 мая 2003 года

Во время майских праздников Правительство приступило к планированию бюджета на 2004–2005 годы. Львиная доля профицита бюджета будет формироваться за счет доходов, полученных от благоприятной конъюнктуры цен на нефть. То есть зависимость российской экономики от мировых цен на нефть увеличивается. Подобные действия власти вызывают недоумение у общественности. На повестку дня вновь встает вопрос о недоверии Правительству.

В последнее время все чаще звучат предупреждения о тревожных последствиях "нефтяной иглы" для российской экономики. По словам экспертов, за последние 10–15 лет Россия вплотную подошла к критической зависимости от экспорта нефти. То, что Правительство, действуя в интересах олигархических группировок, делает ставку на экспорт сырья, в то время как обрабатывающая промышленность, оказавшись без государственной поддержки, возвращается к зачаточному состоянию, привело к тому, что на сегодняшний день Россия фактически является сырьевым придатком. Готовая же продукция российского производства имеет право на существование только на внутреннем рынке, даже приблизительно не достигая уровня мировых стандартов.

По мнению экспертов, это является серьезной угрозой российской экономике и обществу. Она усугубляет опасность структурных диспропорций в экономике и в нашей зависимости от цен на нефть. Любое колебание мировых цен в сторону понижения грозит нашей экономике новым дефолтом. Значит, по-прежнему главными экономическими индикаторами в России остаются нефтяные котировки, ситуация на Ближнем Востоке и развитие стран, потребляющих российское сырье.

Но, видимо, Правительство сложившимся положением вещей совершенно не обеспокоено и не собирается менять свою тактику. Как следует из основных параметров бюджетно-финансового плана России до 2005 года, одобренных Правительством в преддверии майских праздников, профицит бюджета будет увеличен практически в два раза (с 0,5 % в 2003 до 0,9% в 2005 году) для создания стабилизационного фонда. Отличительной чертой перспективного финансового плана является увеличение профицита не за счет повышения доходов (которые, наоборот, уменьшатся к 2005 году по сравнению с 2004 на 0,4%), а благодаря планируемому уменьшению госрасходов с 17,1 до 16,4% – соответственно в 2004– 2005 годах (правда, не в абсолютном выражении, а только в долях ВВП).

90% профицита бюджета будет формироваться за счет доходов, полученных от благоприятной конъюнктуры цен на нефть. То есть зависимость российской экономики от мировых цен на нефть отнюдь не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Как отметил министр финансов Алексей Кудрин, в 2004 г. и 2005 г. предполагается формировать Федеральный бюджет по расходам при среднегодовой цене на нефть на уровне $20 за баррель. При этом, в соответствии с прогнозами, среднегодовая цена на российскую нефть в 2004 г. ожидается на уровне $22 за баррель, а в 2005 г. – $22,5 за баррель. Таким образом, все доходы, полученные при цене более $20 за баррель, уйдут в профицит.

Также вице-премьер сообщил, что Федеральный бюджет на 2004 г. будет рассчитан по курсу 32,9 руб. за 1 доллар, а в 2005 году – по курсу 33,8 рублей. По его словам, "рубль ослабнет в номинальном выражении, и это как раз та политика, которая не позволит уменьшить конкурентоспособность наших компаний".

Здесь в первую очередь имеется в виду конкурентоспособность наших нефтяных компаний. Как было сказано выше, именно благодаря высокой стоимости российской нефти на мировом рынке удается покрывать излишки госрасходов и увеличивать профицит бюджета. Можно предположить, что мнения экспертов и технологов не слышны с высоты министерских постов. Тогда подтверждается разумность недоверия этому самому Правительству, объявленного партией "Яблоко" в конце апреля. Как сказал тогда Григорий Явлинский, объясняя причины столь серьезного и громкого заявления, "Правительство не справляется с возложенными на него обязанностями, демонстрирует полную недееспособность; оно не только не способно обеспечить ясную стратегическую перспективу, проводить в жизнь национальные интересы страны, но и действует вопреки этим интересам".

Складывается ощущение, что, услышав наконец упреки в свой адрес, Кабинет министров решает всеми своими действиями подтвердить обоснованность их высказывания. Тогда на ум приходит следующее декларированное “яблочниками” заявление: "вовремя сменить Правительство – значит, предотвратить кризис".
Тогда, быть может, при угрозе расформирования Кабинета вдруг окажется, что нам нет необходимости делать ставку только на нефтедоллары, играя с курсом рубля на грани нового дефолта.

URBI.Ru, 15 мая 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Григория Явлинского

Наше Правительство абсолютно невменяемое Интервью Григория Явлинского Евгений Киселев "Итоги" (ТВС), 27 апреля 2003 года

Борис Вишневский Кто поддержит вотум недоверия правительству? Это самый интересный вопрос после того, как «ЯБЛОКО» его поставило "Новая газета", 28 апреля 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]