Для того чтобы увеличить прожиточный минимум наших сограждан
на 150 рублей, необходимо принять специальное правительственное
постановление. В подписанном М.Касьяновым документе от 14
мая установлены величины прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим группам населения
в целом по РФ за I квартал 2003 года. Средняя величина прожиточного
минимума на душу населения составила 2 тыс. 47 руб., для
трудоспособного населения - 2 тыс. 228 руб., пенсионеров
- 1 тыс. 554 руб., детей - 2 тыс. 39 руб. Если сопоставить
эти данные со стоимостью минимального набора продуктов питания
- в среднем по России в конце апреля она была равна 1091,1
рубля в расчете на месяц - то выводы напрашиваются грустные,
особенно в отношении пенсионеров, у которых в апреле было
зафиксировано прекращение роста пенсий.
По данным Госкомстата, в апреле в 7 субъектах РФ удорожание
товаров и услуг составило более чем 1,5%. Самый значительный
прирост цен на товары и услуги отмечался в Республике Бурятия
- 3,1%, где цены и тарифы на платные услуги населению увеличились
на 13,7%. В Москве и Санкт-Петербурге индекс потребительских
цен составил 101,9% (с начала года - 105,9% и 108,1% соответственно).
Среди наблюдаемых групп продовольственных товаров наибольшее
увеличение цен зафиксировано на плодоовощную продукцию.
Так, овощи подорожали в среднем на 10,8%, из них капуста
белокочанная - на 18,1%. Существенное увеличение цен отмечалось
на икру лососевых рыб (на 12,2%), пшено (на 8,5%), крупу
гречневую (ядрицу) и яйца (на 4,2%). Среди наблюдаемых видов
хлеба и хлебобулочных изделий в наибольшей степени выросли
цены на хлеб ржаной и ржано-пшеничный - на 1,5% и хлеб из
пшеничной муки 1 и 2 сортов - на 1,4%. Кроме того, на 1,4%-1,6%
возросли цены на овсяные хлопья "Геркулес", консервы
для детского питания (овощные и фруктовые), мед натуральный.
По-прежнему сохранялись значительные темпы роста цен на
обеды в организациях общественного питания. В апреле они
стали дороже на 1,6% (с начала года - на 8,3%).
По-прежнему наибольшие темпы роста тарифов отмечались на
жилищно-коммунальные услуги. Так, горячее и холодное водоснабжение,
канализация, а также газ сжиженный стали дороже на 4,0-5,2%,
отопление - на 2,9%. Из наблюдаемых видов услуг связи в
наибольшей степени подорожали абонентская плата за радиотрансляционную
точку и домашний телефон (при повременной системе оплаты
услуг) - на 5,0% и 2,6% соответственно. Среди наблюдаемых
услуг пассажирского транспорта на 2,5% увеличились тарифы
на услуги воздушного транспорта, на 2,1% выросла стоимость
проезда в городском коммерческом автобусе. Кроме того, на
2,3-3,0% стали дороже посещения музеев и выставок, услуги
парикмахерских, бань и душевых. Накануне периода массовых
отпусков зафиксировано удорожание путевок в дома отдыха,
пансионаты и санатории - в среднем на 2,0-2,1%.
Очевидно, что 150 рублей, на которые увеличился прожиточный
минимум в 1 квартале (на 8%), россияне в русле отмеченного
повышения цен просто не заметят. Если же учесть начавшиеся
майские коммунальные фокусы, то можно сделать уверенный
вывод – население стоит перед реальной угрозой ухудшения
своего уровня жизни, сколько бы правительство ни заявляло
об обратном.
По предварительным итогам переписи, в России живет 145
млн. человек. Из них доходы ниже прожиточного минимума в
первом квартале 2003 года имели 26,2% россиян, или 37,4
млн. человек. Это означает, что именно столько людей имели
ежемесячный доход менее 2 047 рублей.
По оценке Минэкономразвития, в 2003 году прожиточный минимум
составит в среднем 2 140 рублей, то есть увеличится по сравнению
с первым кварталом на 93 рубля (4,5%). Рост потребительских
цен при этом составит 10-12%. Главной тенденцией, как и
в прошлом году, станет снижение доли расходов населения
на продукты питания и увеличение доли расходов на услуги,
что связано с существенным ростом потребительских цен на
платные услуги, в том числе жилищно-коммунальные. Все это
позволяет утверждать, что в 2003 г. уровень жизни населения
вряд ли увеличится.
Неоднородная картина наблюдается в российских регионах.
Например, в Удмуртии за чертой бедности проживает 40% населения.
При этом жилищные услуги в республике стоят 6 руб./кв.м.,
в среднем же по России - 3,76. Для примера, в Кировской
области и Татарстане - 4 и 2,77 рубля соответственно. И
даже рост тарифов не спасает положение в жилищно-коммунальной
сфере. По сравнению с апрелем 2002 года тарифы увеличились
на 39%. На сегодняшний день 83 тысячи семей в Удмуртии оформили
жилищные субсидии. В Ижевске - 32 тысячи, что больше прошлогоднего
показателя в 2 раза.
Очевидный неблагоприятный социальный фактор, имеющий тенденцию
к увеличению, – дифференциация населения по уровню доходов.
Она составила в 1 кв. 2003 г. 14,5 раза по сравнению с 14,1
раз в первом квартале 2002 г. Это означает, что поляризация
населения России по уровню доходов увеличивается. По итогам
первого квартала 2003 г. на долю 10% наиболее обеспеченных
россиян приходилось 29,6% общей суммы денежных доходов.
На долю 10% наименее обеспеченного населения страны – только
2% общей суммы денежных доходов населения страны, свидетельствует
Госкомстат РФ.
Еще одна показательная пропорция - на долю 20% наиболее
обеспеченного населения России приходилось в 1 кв. 46,2%
всех полученных денежных доходов в стране. 20% населения
России с наименьшими доходами за этот же период получали
5,5%.
Доля населения со среднедушевыми денежными доходами свыше
4 тыс. руб. в месяц составила в первом квартале 39,7%. Доля
населения со среднедушевыми месячными доходами менее 500
руб. - 0,6%. Реальные располагаемые денежные доходы российского
населения - рассчитанные за вычетом обязательных платежей
и скорректированные на индекс потребительских цен - в марте
2003 года составили 4727 руб. Среднемесячная начисленная
номинальная заработная плата в России в марте 2003 года
составила 5124 руб.
Согласно данным переписи, соотношение сельского и городского
населения составляет в России 27% к 73%. Большая часть сельского
населения также относится к низкообеспеченным социальным
группам. Хуже всего в России живут пенсионеры. Величина
прожиточного минимума составила в первом квартале для этой
категории граждан, как уже отмечалось выше, 1554 руб., однако
номинальный размер средней пенсии в январе-марте 2003 года
до этого уровня не дотянул, составив 1489 руб. В марте реальный
размер средней пенсии в России составил 1502 руб., снизившись
по сравнению с февралем – на 1%, а с мартом прошлого года
– на 1,6%. Пенсионеров в России – четверть населения, более
35 млн. Очевидно, что большая их часть живет за чертой бедности.
Кстати, о самом неблагоприятном социальном факторе – росте
задолженности по заработной плате - СМИ в последнее время
пишут все меньше. Видимо, данная тема также относится к
разряду подвергающихся самоцензуре. Например, 14 мая Госкомстат
опубликовал данные по задолженности по зарплате бюджетникам.
На 1 мая она составила в России 1 млрд. 300 млн. рублей,
в том числе 600 млн. рублей работникам образования. Об этом
сообщили считанные СМИ. А между тем, выступая в рамках "правительственного
часа" на пленарном заседании Совета Федерации, первый
заместитель министра финансов России Алексей Улюкаев констатировал:
"Это своего рода постоянная величина, которая не увеличивается,
но, к сожалению, и не уменьшается". По его данным,
в 61 российских регионах задолженности нет, в остальных
зафиксировано увеличение объема задолженности за февраль-апрель
в два раза (!), до 1 191 млн. рублей, сообщил Regions.ru.
В 7 регионах сроки задолженности не превышают 3 дней, в
8 – 12 дней. Более двух недель задолженность составляет
в Кировской, Ульяновской и Амурской областях.
Наихудшая ситуация по традиции складывается в сфере образования.
Выступивший перед сенаторами министр образования РФ В.Филиппов
назвал шесть областей, где наблюдается наиболее неблагополучная
картина - Амурская, Волгоградская, Иркутская, Кировская,
Ульяновская и Тверская. В то же время такие относительно
"благополучные" субъекты, как Удмуртия, Хабаровский
край, Ивановская, Новосибирская, Курская и Оренбургская
области РФ, заявили о необходимости оказания им финансовой
помощи для своевременной выплаты отпускных средств учителям.
Соответствующие заявки были направлены в Минфин России.
При этом Камчатская и Пензенская области рассчитывают на
поступление денежных средств из федерального фонда финансовой
поддержки регионов.
В ходе слушаний было отмечено, что средняя зарплата работников
образования в январе с.г. составила 2 871 руб. – 51% от
средней зарплаты в промышленности. За 2002 год прирост зарплаты
составил только 4,5%, в отличие от среднего показателя по
стране в 25,9% (!). Эти цифры убедительно доказывают, что
рост инфляции в стране значительно опережает рост денежных
доходов учителей, то есть эта категория граждан – одна из
самых низкообеспеченных. Если к этому добавить продолжающиеся
задержки с выплатой заработной платы учителям, то ухудшение
ситуации в сфере образования в России - налицо.
В ходе обсуждения сенаторы отметили, что одной из причин
сложившейся ситуации является несовершенство межбюджетных
отношений. В предоставленной справке Счетной палаты РФ основными
причинами роста задолженности в субъектах РФ названы сокращение
их доходного потенциала, отсутствие стабильного и сбалансированного
разграничения расходных полномочий и доходных источников,
гарантирующих самостоятельность субъектов РФ и муниципальных
образований. Поэтому, высказали опасение сенаторы, без значительной
финансовой поддержки из федерального бюджета в ряде регионов
ситуация в период начала отпусков учителей будет обостряться.
В принятом по итогам «правительственного часа» постановлении
Совет Федерации предлагает правительству РФ оказать до 1
июля 2003 г. финансовую помощь субъектам РФ из федерального
бюджета в объемах, позволяющих региональным властям обеспечить
своевременную выплату зарплаты и отпускных работникам образовательных
учреждений в 2003 году.
Однако накануне, встречаясь с лидерами думских центристских
фракций, новый вице-премьер РФ по социальным вопросам Галина
Карелова заявила, что проблема выплаты задолженности по
зарплате и отпускных учителям во II квартале текущего года
будет решена. На эти цели, по ее словам, Минфин намерен
выделить 2,5 млрд. рублей. Также Карелова подтвердила, что
с 1 октября зарплата всех работников бюджетной сферы увеличится
на 33% .
Ранее, как известно, правительство планировало повысить
зарплату только тем работникам бюджетной сферы, которые
финансируются из федерального бюджета. То, что мизерная
зарплата на мизерную сумму будет повышена всем бюджетникам,
партия «Единая Россия» считает своим достижением.
А между тем многие эксперты считают, что от предстоящего
повышения зарплаты учителям станет только хуже. Так, например,
по данным заместителя председателя комитета по образованию
и науке Госдумы РФ Александра Котюсова, фактически расходы
федерального бюджета на образование в 2003 году составят
97 млн. рублей, что на 22% больше, чем в 2002 г., в то время
как в предыдущем году рост составил 47% по отношению к 2001
г. и в 2001 г. по отношению к предыдущему - 43%. Всего в
2003 году планируется ряд повышений заработных плат работников
образования: с 1 октября - повышение заработной платы в
1,33% раза. С 1 января 2003 года в 3 раза повысилась доплата
к должностному окладу профессорско-преподавательского состава:
за ученую степень кандидату наук доплачивают 900 рублей,
доктору - 1,5 тысячи. С 1 сентября 2003 года в два раза
увеличится стипендия студентов. Однако названные цифры не
являются оптимистичными, считает Котюсов. Прежде всего,
по его словам, планируемое повышение зарплат работников
образования при инфляции, заложенной в бюджет в размере
10%, не только не улучшит жизни учителей, но и несколько
ухудшит. То есть размер зарплат с учетом инфляции понизится
на 2%. Думский комитет выходил с предложением к правительству
повысить заработные платы с 1 января на 20%, а профсоюзы
настаивали на 50% повышении, однако за неимением финансовых
возможностей правительство отвергло эти предложения.
В конце февраля комитет по социальным вопросам ЗС Нижегородской
области направил президенту, правительству и Госдуме РФ
обращение, в котором высказал отрицательное отношение к
разработанному Минтруда РФ проекту Концепции реформирования
системы оплаты труда работников бюджетной сферы. По мнению
депутатов, Концепция не приведет к реальному повышению заработной
платы бюджетников, так как государство фактически перекладывает
всю ответственность за выплату заработной платы на бюджеты
регионов, финансовое состояние которых неоднородно. Таким
образом, декларированное на федеральном уровне повышение
заработной платы неосуществимо в дотационных областях, таких,
как Нижегородская. Как заявила председатель областного комитета
профсоюзов работников образования Нина Вахрушева, предложенная
концепция не только не принесет пользу, но и вредна, так
как уводит в сторону от вопроса по индексации заработной
платы. С переходом на отраслевое финансирование будет уничтожена
единая тарифная сетка, обеспечивавшая государственные гарантии
и обеспечивающая социальную справедливость. Может возникнуть
ситуация, когда служащие одного и того же уровня подготовки
и опыта в разных регионах будут получать разную зарплату.
Очевидно, что большинство высказанных претензий актуально
и сегодня.
|