Если перевести на контракт
всех сержантов и солдат, наша армия, состоящая преимущественно
из полковников, станет еще дороже
Рано радовались либералы. Обсуждение в правительстве федеральной
целевой программы перевода армии на контрактный принцип
комплектования завершилось не в пользу правых во главе с
Борисом Немцовым. Последние предлагали стремительный переход
Вооруженных сил на профессиональную основу и сокращение
срока срочной службы до полугода. Министр обороны Сергей
Иванов назвал предложения СПС "популистским винегретом"
и сумел отчасти убедить правительство в их несостоятельности.
Вернуться к теме сокращения сроков призыва министр пообещал
после 2008 года, когда на контрактную основу переведут воинские
части, дислоцированные в Северо-Кавказском регионе, и будут
созданы условия для перевода на контракт всех частей постоянной
готовности. Но, возможно, призыв останется навсегда. И не
только по материальным соображениям. Например, глава думского
Комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев считает,
что призыв - это тот инструмент, при помощи которого осуществляется
связь армии и народа.
Увы, но сознание наших политиков и многих военных явно
раздвоено. В одних случаях они доказывают, что Россия -
это великая держава. В других - сетуют на то, какие мы бедные.
Именно с целью экономии бюджет военной реформы после обсуждения
на заседании правительства был секвестрирован с более чем
100 миллиардов рублей до 70. Что, конечно же, не пришлось
по вкусу ни правым, ни Минобороны. Причем военным особенно.
Генералитет искренне считает, что правительство армии систематически
недоплачивает. А коль скоро нет достаточного количества
денег, то не может быть ни полноценной реформы, ни сокращения
сроков службы.
Но цифры свидетельствуют об обратном: на оборону и безопасность
мы тратим треть бюджетных доходов. При этом надо учитывать,
что в наших Вооруженных силах сложилась парадоксальная "демографическая"
ситуация: на одного командира приходится 1,2 солдата и 1,5
гражданского специалиста. Пропорции почти такие же, как
в Добровольческой армии времен Гражданской войны, состоявшей
из офицерских полков. Ничего подобного не может себе позволить
ни одно государство в мире.
И в самом офицерском корпусе далеко не все ладно: количество
старших офицеров и младших практически сравнялось. Если
перевести на контракт с соответствующим денежным содержанием
всех сержантов и солдат, наша армия, состоящая преимущественно
из подполковников и полковников, станет еще дороже. Причем
избавиться от кадрового перекоса, по утверждению Минобороны,
возможностей нет. Генералы тотчас заявляют, что у них не
хватает средств, чтобы обеспечить жильем не только тех,
кто подлежит увольнению в запас, но и продолжающих служить
бесквартирных офицеров.
У аудитора Счетной палаты генерала Александра Пискунова
другие данные. Последние годы из Вооруженных сил уходят
до 70 процентов выпускников высших военных учебных заведений,
не прослужив и пяти лет. Ежегодные потери государства при
этом составляют около 16 миллиардов рублей. В Счетной палате
подсчитали, что, если провести только реформу военного образования
- сократить ненужные "кузницы кадров" и остановить
утечку действительно нужных армии "мозгов", за
три года на сэкономленные средства можно было бы и квартирный
вопрос решить, и найти средства для проведения полноценной
военной реформы. Очевидно также, что при переходе на контрактную
армию по-иному должны быть расставлены и акценты в соотношении
между частями и соединениями постоянной боевой готовности,
частями сокращенного состава и базами хранения, в которых
и засели эти самые избыточные полковники и генералы.
За последние десять лет мы практически ничего не закупили
для Вооруженных сил. Тем не менее все эти годы российский
ВПК изрядно трудился, вооружая армии Китая, Индии и других
государств. И не бесплатно - только в минувшем году "Рособоронэкспорт"
выполнил военных заказов на 4,8 миллиарда долларов. И коль
скоро принято считать, что наш военный экспорт призван поддерживать
не только отечественный ВПК, но и главных потребителей его
продукции - отечественные Вооруженные силы, то правомерен
вопрос: куда ушли эти миллиарды, на которые, наверное, можно
было создать не одну, а несколько профессиональных армий?
Простого ответа нет. И все-таки Счетной палате кое-что удалось
выяснить. В ряде случаев Минобороны само разбрасывалось
деньгами. Особенно показателен в этой связи инцидент, имевший
место на "Северной верфи", когда военное ведомство
отказалось от кораблей, на 50 процентов построенных за казенный
счет, в результате государству достался лишь один процент
выручки от продажи современных эсминцев в КНР. Сейчас аналогичная
ситуация складывается уже с двумя подводными лодками, одна
из которых строится на Волге, другая - в Комсомольске-на-Амуре.
Якобы эти субмарины сегодня не вписываются в концепцию развития
военно-морских сил. А раз так, то по нашим законам лодки
автоматически становятся собственностью предприятий со статусом
ОАО, которые их построили. Деньги в виде прибыли, естественно,
уплывают. А между тем две такие лодки, по данным Счетной
палаты, стоят столько же, сколько годовые закупки всех вооружений
для нашей армии. Можно посчитать и по-другому - в количестве
контрактников.
Сколько было разговоров, но у нас так и остаются вместо
одной 14 ведомственных армий со своими сепаратными тыловыми
структурами, медучреждениями, здравницами и учебными заведениями.
Хотя никто не понимает, чем, например, отличается подготовка
пилота в летном училище погранвойск и в училище общего профиля.
Космодромов у нас тоже как было, так и осталось три, хотя
даже один мы не можем содержать в полном порядке, зато за
полуразрушенный заграничный Байконур еще и доплачиваем дружественному
Казахстану. Дошло до того, что свою корпоративную космическую
систему в бытность Евгения Наздратенко создал даже Госкомитет
по рыболовству: она якобы ведет учет всем шаландам и рыбным
косякам!
Сначала, как известно, появилась военная доктрина государства.
Ее создатели утверждали, что без доктрины военное строительство
невозможно. Потом решили, что доктрины мало, и написали
концепцию национальной безопасности - тоже никаких сдвигов,
обороноспособность почему-то не повысилась. Тогда написали
сразу несколько концепций перехода на комплектование армии
по контракту - по утверждению Бориса Немцова, концепций
было никак не меньше десяти. Окончательный вариант предстоит
доработать до 1 июня и отдать на утверждение президенту.
Но многие и к этому проекту относятся весьма скептически.
Например, сотрудник Института экономики переходного периода
Виталий Цымбал, который входил в рабочую группу по подготовке
реформы, не может понять, почему в первую очередь на контрактную
основу решили переводить только те части, которые дислоцируются
на Северном Кавказе. Но у военных свои доводы. Следите за
логикой: генералы полагают, что в сибирской глуши, где разбросаны
некоторые части постоянной готовности, реформа может заглохнуть,
потому что за ней некому проследить...
И это при соотношении один солдат на одного командира?
Может быть, прежде чем переводить армию на контрактную основу,
что-нибудь поменять в ее структуре?
|