Отношение правительства
к СРП отличается непостоянством и в последнее время становится
скорее негативным. Это не позволяет говорить с уверенностью,
что поправки к главе об СРП Налогового кодекса, рассмотрение
которых во втором чтении несколько раз откладывалось и теперь
намечено на первое заседание Госдумы после майских праздников
состоится и окажется результативным. Такую точку зрения в
интервью корреспонденту БПИ Галине БАЗИНОЙ высказал депутат
Госдумы, член фракции "Яблоко" Алексей
МЕЛЬНИКОВ.
Новая глава НК по СРП, безусловно, ухудшит положение инвестора.
Теперь раздел продукции заменит только выплату таможенной
пошлины, тогда как раньше он заменял целую совокупность
налогов. Однако говорить о том, что в целом налоговая нагрузка
на инвестора возрастет, неправильно. Поясню почему.
Смысл СРП – в применении рентного принципа налогообложения.
Месторождения же разнятся по продуктивности, поэтому налоговая
нагрузка где-то может возрасти по сравнению с действующей
системой, где-то она уменьшится. Подсчитывать, как изменится
средняя налоговая нагрузка – все равно, что мерить среднюю
температуру по больнице.
Почему режим СРП привлекает инвесторов? Отнюдь не из-за
более низких налогов. Их привлекает стабильность. На весь
срок реализации проекта – примерно 25-30 лет – происходит
фиксация платежей. Это дает возможность подсчитать экономику
проекта, рассчитать прибыль и спокойно работать. У нас по
действующим проектам СРП налог на прибыль снизили до 24%,
а где-то он остался на уровне 32-35% (Сахалин-1 и Харьяга
– 35%, Сахалин-2 – 32%, - БПИ), и инвесторы не возражают
против этого. Их интересует общий фискальный пакет – подсчитал,
договорился с государством, подписал соглашение. Поэтому
говорить о необходимости увеличения фискальной нагрузки
на инвестора – это неправильный ход рассуждения. Понятно,
что сейчас действующие проекты Сахалин-1 и 2 платят меньше,
потому что идет стадия активного инвестирования. По этим
двум проектам в этом году инвестируется $3 млрд. Для сравнения,
инвестиции во всю нефтяную промышленность страны составили
$8 млрд, с учетом $3 млрд – в проекты СРП.
Налоговая нагрузка на инвестора в этих проектах сейчас
меньше, но если взять добычу по годам, согласно графику
добычи на весь срок реализации проекта, утвержденному Центральной
комиссией по разработке, то получается, что сейчас они платят
даже больше налогов. Если в среднем по отрасли на тонну
нефти платится 59 долларов налогов, то по Харьягинскому
месторождению – $89.
Непонятно также, что можно назвать курсом правительства
в вопросе об СРП. Виктор Христенко еще три месяца назад
писал нам письма в Думу, где срочно просил принять главу
НК об СРП в ее прежней редакции. Все поменялось, после того,
как одна известная нефтяная компания начала бороться с СРП.
Значит, правительство как таковое у нас отсутствует. Оно
находится на услужении одной частной компании, которая за
деньги в газетах печатает статьи о том, что СРП не нужно.
Делать прогнозы о принятии главы накануне 14 мая очень
сложно. Я бы не стал однозначно утверждать, что противники
СРП победили, ведь ситуация все время меняется. Очередной
перенос рассмотрения главы (ранее предполагалось рассмотреть
ее в апреле, - БПИ) по просьбе представителя правительства
в Думе – проявление борьбы за проекты СРП, за расширенный
перечень. Ведь суть изменений – не только в налоговом режиме,
но и в введении новой процедуры формирования списков проектов,
разрабатываемых по СРП. Хочешь – работай по лицензии, если
хочешь СРП – отдавай лицензию государству и выставляй проект
на аукцион.
|