На последнем заседании Правительства (24 апреля 2003 года)
рассматривался правительственный законопроект о внесении
изменений в главу 22 Налогового Кодекса ("Акцизы"). В соответствии
с прогнозируемым в 2004 году ростом цен на потребительские
товары Правительство предлагает индексировать специфические
ставки акцизов на 10% (по сигаретам предлагается более высокая,
на 20%, индексация специфической составляющей ставки акцизов).
Ожидается, что во второй половине мая Государственная Дума
РФ будет рассматривать законопроект в 1-м чтении.
В связи с тем, что Правительство не собирается менять свой
подход к акцизному обложению табачной продукции и по-прежнему
будет настаивать не на прекрасно зарекомендовавшей себя
в России специфической системе, а на т.н. "комбинированной
ставке" табачного акциза, дающей табачным компаниям возможность
недоплачивать в бюджет значительные суммы налогов, "табачная
тема" опять, как и в прошлом году, будет одной из самых
острых тем обсуждений на весенней сессии Госдумы.
В этой связи полезно посмотреть, как аргументировали свою
позицию сторонники комбинированной системы год назад, непосредственно
накануне рассмотрения вопроса на пленарном заседании Госдумы
РФ. Это даже необходимо сделать, т.к. и в этом году при
обсуждении вопроса Госдума РФ не защищена от передержек
и подтасовок, уже использованных в прошлом году заинтересованными
компаниями буквально накануне голосования.
Такого рода знание полезно не только депутатам Государственной
Думы РФ, в кабинетах которых опять будут водить хороводы
производители "дешёвых, но качественных сигарет" с британско-американским
привкусом.
Граждане страны должны иметь возможность знать, в каких
условиях принимаются государственные решения, какого рода
лоббистские приёмы используют заинтересованные компании.
Недобросовестный лоббист подобен вампиру - достаточно выставить
его под прямой солнечный свет и он задымится. Нечто подобное
мы и постараемся сделать ниже. Рассмотрим обозначенную выше
тему на примере одного только документа.
28 июня 2002 года Государственная Дума Российской Федерации
рассматривала во 2-м чтении проект федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации". В этом законопроекте вводились в
действие невиданная в России (и во всём мире) комбинированная
ставка акциза на табачные изделия (при которой базой для
адвалорной составляющей акциза является оптовая цена). А
накануне голосования, 27 июня 2002 года, депутатам Госдумы
РФ было роздано письмо, подписанное Членами Совета Директоров
Ассоциации "Табакпром" В.И.Галагаевым (ЗАО "Балканская звезда"),
А.Г.Капланом (ЗАО "Нево-Табак"), Л.Я.Синельниковым (ОАО
"БАТ-Ява"). Оно даёт хорошее представление о том, как "обрабатывались"
депутаты Госдумы РФ.
Приём № 1 - прямой обман "Уважаемые
депутаты!" - пишут три табачных "генерала" - "от имени всех
российских табачных предприятий мы обращаемся к вам с просьбой
отклонить поправки, касающиеся акциза на табачные изделия
…" И ведь знают В.И.Галагаев, А.Г.Каплан и Л.Я.Синельников,
что "все российские табачные предприятия" не давали им права
говорить от своего имени - решение о поддержке комбинированной
ставки акциза было принято лишь 18 предприятиями, входящими
в ассоциацию "Табакпром". Всего же в России зарегистрировано
в качестве налогоплательщиков 91 табачное предприятие, из
них в 2001 году акцизы платили 86.
Понятно, что далеко не все предприятия отрасли входят в
"Табакпром", хотя бы потому, что, как сообщается в "Открытом
письме табачных предприятий, не входящих в ассоциацию "Табакпром",
по вопросу акцизного обложения табачной продукции" далеко
не каждое предприятие может себе позволить заплатить "только
вступительный взнос в … полмиллиона долларов США". К тому
же, даже в "Табакпроме" комбинированная ставка акциза поддерживается
не всеми компаниями и уж точно не поддерживается крупнейшими
российскими производителями табачных изделий.
Может быть, указанные 18 табачных продуцентов платят в
российский бюджет львиную долю акцизов и, претензии говорить
от имени всей табачной промышленности, обоснованны хотя
бы в этом отношении? Да нет, по нашим оценкам, основанным
на данных МНС, на данную группу предприятий приходится примерно
34% акцизов, поступивших в 2001 году в региональные бюджеты.
Приём № 2 - недоговорки "В настоящее
время, - повествуют депутатам Госдумы три российских табачника,
- цены на сигареты с фильтром разбросаны от 4 до 40 рублей
за пачку. При этом на них установлен одинаковый акциз -
78 коп. за пачку любых сигарет с фильтром - от "Космоса"
до "Парламента", что составляет, соответственно, от 20%
до 2% розничной цены". Всё это так, но при этом надо было
бы ещё добавить, что "Космос", вероятно, делается из менее
дорогого сырья, чем "Парламент" и, в силу того, что сырьё
импортируется, а таможенная пошлина установлена в адвалорной
форме (5%), равно как и начисляемый затем НДС (20%), уровень
налогообложения у получаемых продуктов весьма различен.
К этому ещё следовало бы добавить, что готовая продукция
также облагается НДС (входящий НДС принимается к зачёту)
и ещё 5%-ным налогом с продаж. Результат - в абсолютных
цифрах налоги, уплачиваемые потребителем "Парламента" примерно
в 4 раза больше налогов, уплачиваемых потребителем "Космоса".
Вот это - полная картина того, что происходит.
Приём № 3 - передержки - "При принятии
правительственного варианта … на пачку сигарет "Космос"
розничная цена увеличится на 50 коп. или на 12% … Очевидно,
что такое повышение цен не будет критичным ни для одной
из групп курильщиков или производителей. Если будет принята
специфическая система, которая предлагается в поправке депутата
А.Мельникова, цены на сигареты "Космос" возрастут … на 1,20
руб., или на 30%, а на "Парламент" - на те же 1,20 руб.,
но для этих сигарет такой рост цен составит только 3%".
А о какой "поправке депутата Мельникова" идёт речь? После
консультаций с депутатами - членами Комитета по бюджету
и налогам, я подавал 5 поправок, предлагая различные варианты
индексации специфической ставки, при этом подкомитетом по
налоговой политике за основу была принята моя поправка,
предусматривающая индексацию акциза на сигареты в 1,9 раза
(предложение Правительства - в 1,7 раза). Это авторам письма
должно быть прекрасно известно хотя бы из сообщения "Интерфакса"
от 22.06.02 - "Подкомитет по налоговому законодательству
Госдумы предлагает сохранить в РФ специфическую ставку акциза
на табак".
Если уж В.И.Галагаев, А.Г.Каплан и Л.Я.Синельников решили,
что я буду выносить какую-то из своих поправок на отдельное
голосование, то речь в первую очередь должна была бы идти
именно о поправке, одобренной подкомитетом. Это парламентская
"азбука" - любой депутат, заинтересованный в принятии своей
поправки, будет настаивать на принятии текста, который получил
хотя бы минимальную предварительную поддержку. И любой объективный
наблюдатель это понимает. Однако тогда темп роста цен на
"Космос" составил бы всего 16%, что, вероятно не слишком
значительно отличается от "некритических" 12%. Вот и рождается
текст с передержкой, в котором из таблицы вырывается одна
из моих поправок, на которой я вовсе не настаивал в рамках
обсуждения вопроса в Комитете по бюджету и налогам. А всё
это нужно только для одного - "пробить" комбинированную
ставку акциза, завернув специфическую систему в обёртку
30%-ного роста цен. Хотя вполне понятно, что рост цен определяется
в первую очередь не тем, какой акциз применяется (специфический
или комбинированный), а предлагаемым темпом индексации.
Ниже дана таблица, в которой приведён расчёт роста цен
для каждой моей поправки применительно к сигаретам класса
"Космос". Расчёт таков - отпускная цена "Космоса" около
3 руб. 50 коп. (получено обратным счётом исходя из сегодняшней
розничной цены). К этой цене прибавляется акциз плюс торговая
наценка 25%. На всё это начисляется НДС (20%). В итоге получаются
розничные цены "Космоса" при разных вариантах, которые относятся
к цене "Космоса" в настоящих условиях.
Ставки, руб. за 1000 шт. (в скобках - уровень индексации,
раз)
|
Отпускная цена одной пачки, руб.
|
Акциз, руб. на пачку
|
Розничная цена пачки с акцизом и НДС, руб.
|
Соотношение цен при разных вариантах, %
|
|
Действующие условия
|
39,2 (-)
|
3,5
|
0,78
|
5,14
|
100
|
Принятый законопроект
|
около 60 (в среднем 1,7)
|
3,5
|
1,18
|
5,61
|
109
|
Поправки депутата Мельникова
|
70 (1,8)
|
3,5
|
1,40
|
5,88
|
114
|
74 (1,9)
|
3,5
|
1,48
|
5,98
|
116
|
78 (2,0)
|
3,5
|
1,56
|
6,07
|
118
|
105 (2,7)
|
3,5
|
2,10
|
6,72
|
131
|
с 01.01.03 до 01.01.04 - 78,4 (2,0)
|
3,5
|
1,57
|
6,08
|
118
|
Приём № 4 запугивание - в случае принятия
поправки депутата А.Мельникова, пугают В.И.Галагаев, А.Г.Каплан,
Л.Я.Синельников, "вероятно повторение ситуации начала 90-х
годов, когда курильщики, возмущённые отсутствием в продаже
дешёвых сигарет, устраивали "табачные бунты". Очевидны и
другие последствия - рост контрабанды, закрытие фабрик,
сокращение доходов бюджета". Это что же, при росте цены
с 5.14 до 6.72 произойдут все эти ужасы? Заметим, что, говоря
о "табачных бунтах", авторы осторожно оговорились словом
"вероятно", что, видимо, означает только то, что они сами
твёрдо не уверены в сказанном. Зато контрабанда, закрытие
фабрик и сокращение доходов бюджета авторами не подвергается
сомнению.
Полагаю, что из-за сигарет, подорожавших на рупь с полтиной,
на баррикады народ не пойдёт, ибо цена останется в том же
ценовом сегменте, что и раньше. Что же касается контрабанды,
то если сопоставить данные ГТК о контрабанде табачной продукции
с данными об уровне розничных цен на рынках стран СНГ, то
можно сделать заключение о том, что имеющиеся ценовые колебания
в 10-20% не приводят к существенной контрабанде сигарет
как в Россию, так и из России. Поэтому "запас прочности"
для роста акциза есть.
"Закрытие фабрик" если и будет иметь место, то по другим
причинам - при объёме рынка в 300 млрд. сигарет, в 2001
году в России произвели 398 млрд. Налицо кризис перепроизводства.
На повестке дня сокращение производственных мощностей. Вопрос
- за чей счёт? Высокоэффективных или низкоэффективных производств?
Здесь акцизная политика государства ни при чём - это черта
капиталистического производства, при котором общественная
потребность определяется через рынок и каждый производитель
действует сообразуясь с рыночными сигналами. В конкуренции
побеждает сильнейший.
"Сокращение доходов бюджета" если и произойдёт, то исключительно
как следствие принятия комбинированной ставки, при которой
занижение оптовой цены станет правилом и, следовательно,
адвалорная часть акциза будет браться с заниженной налогооблагаемой
базы.
"Искренность - наш характер" - вещает рекламный лозунг
под обалдевшим от счастья молодцем в джемпере на плакате
производимой ОАО "БАТ-Ява" "Явы золотой". Всё это пустые
слова. Истинный характер компании БАТ - British American
Tobacco (стоявшей в прошлом году во главе табачных производителей,
организовавших "атаку" на государство с целью выбивания
акцизного обложения табачной продукции "под себя") как раз
и является в записках, подобных разобранной выше.
Поэтому при обсуждении в мае-июне Госдумой РФ вопроса о
необходимости замены комбинированной ставки акциза на специфическую
следует принимать во внимание обозначенные выше особенности
ведения полемики со стороны компаний, заинтересованных в
сохранении невыгодной для российского государства комбинированной
ставки акциза на табачные изделия.
Алексей Мельников
Депутат Государственной Думы РФ
Комитет по бюджету и налогам
Фракция "ЯБЛОКО"
|