Политтехнологи, работающие
на "Единую Россию", с приходом весны оживились.
Но лучше бы они этого не делали
На убийство депутата Госдумы Сергея Юшенкова лидер "Единой
России" и по совместительству - министр внутренних
дел Борис Грызлов отреагировал специфически: отправился
в поездку по стране с целью торжественного вручения партбилетов.
Одновременно со слов министра выяснилось, что многие заказные
убийства последних лет - в том числе Галины Старовойтовой
и Виталия Гамова - уже раскрыты. Правда, виновные по странному
совпадению или пребывают в недоступности, или не числятся
среди живых, но кто же будет обращать внимание на такие
мелочи? Во всяком случае, не политтехнологи, работающие
на "Единую Россию".
По всему видно, что в последние недели политтехнологи "ЕР"
активизировались. Особое место в их пиаровских инициативах
занимает новый проект "ЕР". Его суть в том, чтобы
после думских выборов российское правительство формировалось
парламентским большинством. Видимо, в "ЕР" абсолютно
уверены, что победителями станут именно они. Но самомнение
"единороссов" может сыграть с ними злую шутку.
Собственно, они не первые, с кем это случается: до сих
пор все партии, которым пророчили на выборах неминуемую
победу, неминуемо же получали в два-три раза меньше голосов,
чем предполагалось. Так было в 1993 году с "Демвыбором
России", в 1995 году - с НДР, в 1999-м - с ОВР. И все
по одной и той же причине. Из-за излишней самоуверенности
и нежелания понять, что граждане не любят, когда кого-то
заранее назначают победителем.
На прошлых выборах "Единство" въехало в Думу
в прицепном вагоне к президентскому поезду, не нуждаясь
при этом ни в программе, ни в ярких лидерах, ни в известной
гражданам политической истории. За них голосовали, как на
"праймериз" к президентским выборам, желая таким
образом поддержать Владимира Путина.
Второй раз этот фокус не пройдет: подавляющее большинство
избирателей и так не сомневается, что президент будет переизбран
на второй срок. Но на сей раз для успеха придется предъявлять
гражданам что-то большее, чем тезис "Президент, мы
с тобой навсегда!", а с этим у "ЕР" не складывается.
Кто помнит хоть одно важное для граждан предложение, исходившее
от указанной партии?
Если же вспомнить, как ведет себя во время думских голосований
партийная фракция, то выяснится: позиции, которые занимают
"единороссы" в парламенте, непопулярны в общественном
мнении.
Они голосовали "за":
- введение телефонной "повременки";
- ввоз ядерных отходов;
- увеличение налогов и акцизов;
- передачу в доход государства накоплений тех, кто не дожил
до пенсионного возраста;
- реформу энергетики и неразрывно связанный с этим рост
тарифов.
А еще они голосовали "против":
- ограничений тарифов естественных монополий;
- отсрочек от военного призыва для учителей;
- увеличения фонда оплаты труда в бюджетной сфере...
Почти любого из перечисленных пунктов хватило бы для необратимого
падения партийного рейтинга. Пока что "единороссов"
спасает то, что результаты парламентских голосований не
предаются широкой огласке, но ближе к выборам конкуренты,
безусловно, решат эту задачу.
Что же касается предложения о формировании правительства
парламентским большинством - оно выглядит анекдотическим,
когда исходит от партии, являющейся "тенью" правительства.
Точно так же выглядело бы тридцать лет назад предложение
о назначении секретарей ЦК КПСС по рекомендации Верховного
Совета, назначенного волей указанного ЦК. Что называется,
"Тень, знай свое место!"...
В демократической стране граждане объединяются в партии,
которые борются за победу на парламентских выборах, чтобы
затем сформировать правительство. У нас же правительство
создает партию, чтобы затем получить послушный парламент.
А все прочие партии поставлены перед выбором: либо смириться
с ролью вопиющего в пустыне безо всякого влияния на происходящее
в стране, либо стать "партиями услуг", подносящими
Кремлю патроны. Надо ли удивляться, что большинство из них
сегодня борются не столько за голоса избирателей, сколько
за поддержку со стороны президента?
В итоге имеем то, что имеем. Ключевые решения принимаются
неизвестным путем, по неизвестным мотивам и неизвестным
кругом лиц. Политическая элита - люди, от которых зависит
принятие решений, - рекрутируется исключительно путем назначений.
А важнейшие для граждан проблемы не являются предметом открытого
обсуждения.
Идея сформировать правительство парламентским большинством,
кроме того, с трудом вписывается в президентскую модель,
которая существует в России. Тем более что у нас она "осложнена"
вековыми традициями единоначалия, единомыслия и уверенности
в том, что начальник выше закона.
Другое дело, если бы "Единая Россия" предложила
вообще отказаться от президентской модели в пользу парламентской,
которая, кстати, с успехом действует во многих европейских
государствах. Но это вряд ли входит в планы "ЕР".
Впрочем, о переходе к парламентской республике не решаются
всерьез говорить не только "единороссы", но и
демократы. Мол, народ не поймет, и вообще у нас другие традиции...
Что же, в свое время традиция руководящей роли КПСС была
ничуть не менее прочной, чем нынешняя традиция руководящей
роли президента.
|