Госдума приняла в третьем чтении предложенные правительством
поправки к закону "Об основах федеральной жилищной
политики". Голосовать "за" депутатам было
непросто: меры, предлагаемые правительством, могут осложнить
жизнь избирателям.
В последний момент депутаты пытались смягчить новации правительства
косметическими поправками. Но суть последних изменилась
не сильно. Философия реформы -- переложить расходы по содержанию
жилья с государства на население - осталась прежней.
Обсуждение закона происходило бурно. Группа депутатов с
участием Василия Шандыбина (КПРФ) потребовала отклонить
закон, но безуспешно. Потом Сергей
Митрохин ("Яблоко") предложил вернуть законопроект
во второе чтение, объясняя это тем, что предложенная им
поправка осталась не рассмотренной. Однако после того, как
законопроект вернули во второе чтение, прошла поправка не
Митрохина, а центристов, которая касалась плательщиков,
чьи доходы ниже прожиточного минимума -- в течение 12 месяцев
стоимость жилья для них вырастет не более, чем на 50%.
После принятия поправки закон быстро прошел и второе, и
третье чтение. За закон проголосовало 236 депутатов, против
-- 181.
Закон содержит ряд весьма жестких мер. Например, "если
оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма не производится
в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним
члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с представлением
жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям
по нормам общежития".
Закон устанавливает, из чего, собственно, складывается
стоимость квартплаты. Она "включает в себя плату за
содержание и ремонт жилья, а для нанимателей жилых помещений
в государственном и муниципальных жилищных фондах -- также
плату за наем".
Отменяются также все льготы по оплате квартплаты, которые
имеют ветераны труда, военной службы, труженики тыла, сельские
учителя, врачи. К этим категориям в стране относится 26
млн человек.
По мнению автора альтернативного законопроекта Олега Шеина
("Регионы России"), все новаторство правительства
сводится исключительно к повышению в два раза коммунальных
платежей и отмене льгот с нового года. Льготы предлагаются
заменить адресными субсидиями нуждающимся. При этом если
сейчас, отмечает Шеин, люди получают их автоматически, то
за субсидиями им предстоит еще побегать.
Если адресные субсидии будут предоставляться в зависимости
от дохода семьи на основании представляемых справок, то
правительству придется либо переплачивать, либо создавать
сложные механизмы проверок правильности информации о доходах.
Фракция "Яблоко", как и обещала ранее, консолидированно
голосовала против правительственных поправок.
Государство, считают яблочники, оставляет население
один на один с монополистами, и при этом не дает никаких
гарантий улучшения в ЖКХ.
Правительство, в свою очередь, утверждает, что на содержание
ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная
часть доля бюджетов субъектов федерации. Это ведет к тому,
что строить жилье городам становится невыгодно, поскольку
каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный
объект ложится дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.
Однако депутат Митрохин обвинил в этом сами правительства,
начиная с правительства Сергея Кириенко, который "постоянно
оголял местные бюджеты". Вообще, перед голосованием
было заметно, что депутаты не настроены комментировать правительственный
документ -- как окончательный приговор, который обсуждать
уже незачем.
И это понятно: одна из главных задач форсированного проведения
реформы -- приватизация коммунальных объектов -- хорошо
известна. Она в итоге приведет к тому, что самые крупные
и прибыльные сектора ЖКХ будут переданы в частные руки.
В этой сфере правительство и депутаты, как показало голосование,
уже договорились.
|