[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Котлован раздора
Северная столица и федеральный центр не могут поделить безнадежный долг
"Московские новости", 8 апреля 2003 года

Празднование 300-летия Петербурга едва не оказалось сорванным: Минфин заблокировал выделение северной столице средств федерального бюджета. Причиной тому стал отказ Петербурга взять на себя обязательства по возврату 2,6 млрд. рублей в счет кредита, полученного в 1997 году у английских банков для РАО "Высокоскоростные магистрали". Развернувшийся скандал стал темой номер один для города и весьма громко прозвучал в федеральном масштабе. Правда, "блокировка" денег вскоре была снята, но проблема ответственности за возврат "высокоскоростного" долга остается.

Эпопея со строительством в Петербурге вокзального комплекса РАО "ВСМ" около Московского вокзала тянется уже шестой год: в октябре 1997 года был подписан договор о предоставлении на эти цели инвестиционного кредита Великобритании в размере 200 млн. долларов сроком на 10 лет. Гарантом выступило Правительство России, но оно, в свою очередь, потребовало, чтобы Петербург предоставил контргарантии по этому кредиту. Губернатор Владимир Яковлев согласился и подписал договор поручительства.

Однако по питерскому законодательству подпись градоначальника в данном случае была лишь промежуточной. Соответствующие гарантии, возлагавшие на городской бюджет обязанность вернуть кредит, если его не сможет вернуть РАО "ВСМ", вступали в законную силу лишь после их утверждения питерским Законодательным собранием.

Между тем Собрание, обсуждавшее этот вопрос летом 1998 года, категорически отказалось утвердить договор! И понятно почему - у депутатов были веские основания полагать, что новый вокзальный комплекс не окупится никогда. А все расходы по возврату долга неподъемным бременем лягут на плечи питерских налогоплательщиков: кредит вместе с процентами за 10 лет мог составить около 400 млн. долларов.

В соответствии с договором город получал лишь одно почетное право - платить деньги. При этом город заранее отказывался от права оспаривать выставляемые счета, не мог отказаться от поручительства, даже если станет ясно, что стройка стоит, а деньги уплывают мимо, и не мог контролировать РАО "ВСМ", поскольку имел лишь 4,7 проц. его акций. Что касается окупаемости вокзального комплекса, то она изначально представлялась ненаучной фантастикой. Заметим, что Владимир Яковлев, активно лоббировавший утверждение поручительства, заверял тогда, что строительство комплекса - необходимый городу и окупаемый проект. Сегодня он говорит прямо противоположное: что городская администрация во всем этом никогда и никак не участвовала, а он всегда был против...

Отказ в предоставлении поручительства никак тем не менее не помешал РАО "ВСМ" все последующие годы тратить "кредитные" деньги. Сегодня израсходовано более 65 млн. долларов, а если добавить проценты - долг составит около 90 млн. При этом единственным результатом деятельности строителей является окруженный высоким забором гигантский котлован на месте "высокоскоростной" стройки, который многие уже называют одним из главных "подарков" Петербургу к его 300-летию.

В начале 2002 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 176 УК РФ в отношении руководителей РАО "ВСМ", но о результатах расследования до сих пор ничего не известно. Неизвестно, на что истрачены британские миллионы, зачем потребовалось привлекать гигантский кредит на реализацию заведомо неокупаемого проекта и почему Правительство России снисходительно взирало на то, как РАО "ВСМ" "осваивает" средства. Последнее, возможно, объяснимо тем, что правительство не намерено этот долг отдавать. Точнее - намерено переложить ответственность за его возврат на северную столицу.

Первая попытка такого рода имела место в 2001 году - тогда запись о том, что Петербург является гарантом возврата "высокоскоростного" кредита, необъяснимым путем оказалась в законе о федеральном бюджете. Возник скандал, вызвавший длительную переписку питерских депутатов с Минфином. Выяснилось, что вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, его заместители Алексей Улюкаев и Сергей Игнатьев (нынешний глава ЦБ) считают: было вполне достаточно подписи губернатора. При обсуждении проекта федерального бюджета-2002 питерские депутаты Госдумы сумели "вычеркнуть" из него упоминание об ответственности Петербурга по "высокоскоростным" долгам. Но, как сказано в начале статьи, на этом история не завершилась.

Гром грянул на минувшей неделе: стало известно об отказе Минфина утвердить отчет об исполнении бюджета Петербурга за 2002 год. От Петербурга в директивной форме потребовали "отразить" в отчете задолженность по злополучному кредиту в сумме 2,6 млрд. рублей. Когда же последовал отказ, из Минфина пришла телеграмма, где говорилось: "Уведомляю о блокировке расходов по средствам, причитающимся к получению региону из федерального бюджета, за исключением средств фонда компенсаций". Что называется, "страшнее нет для Питера напасти, чем петербуржцы в федеральной власти". Ведь под блокировку подпадали в первую очередь средства, выделяемые на подготовку к 300-летию города.

Заметим, согласно Бюджетному кодексу, утверждать (или не утверждать) отчет об исполнении бюджета может только соответствующий представительный орган - в данном случае Законодательное собрание, а вовсе не Минфин. А во-вторых, заблокировать расходы федерального бюджета, связанные с региональными программами, можно лишь тогда, когда регион нарушил условия выделения средств или использовал эти средства нецелевым образом. Но и только.

Реакция питерских властей последовала быстро и была достаточно жесткой. Законодательное собрание приняло обращение к Михаилу Касьянову, где потребовало "незамедлительно принять меры по пресечению незаконных действий Минфина РФ и привлечь к ответственности руководителей, ответственных за совершение незаконных действий". Минфин дал задний ход - "блокировка" была снята. Отступление легко объяснимо - вряд ли Алексею Кудрину могла понравиться перспектива стать виновником срыва праздника 300-летия Петербурга, который де-факто превращен в прием всемирного масштаба от имени Владимира Путина.

Впрочем, завершение "острой фазы" кризиса еще не означает его окончательного урегулирования. Ведь российское правительство по-прежнему настаивает на том, чтобы долг РАО "ВСМ" возвращал Петербург - это, в частности, подтвердил начальник департамента бюджетных кредитов и гарантий Минфина Евгений Елин. И не исключено, что окончательно вопрос будет решаться в суде. Пока единственное, чем обосновывают свою позицию представители министерства, - это то, что Владимир Яковлев не раз обращался в Правительство России, просил продолжать финансирование проекта и объяснял, что договор поручительства вот-вот утвердят. Но такие аргументы хороши в газетной статье или на думской трибуне, но не в зале суда.

Упорство правительства понятно: дело ведь не в том, со счетов какого именно бюджета, федерального или питерского, будут в конечном счете списаны "высокоскоростные" долги. В любом случае это будут не личные средства членов правительства, а деньги налогоплательщиков. Дело в другом: окончательное признание того факта, что долги РАО "ВСМ" должна отдавать федеральная, а не питерская власть, означает, что отвечать за зарытые (в буквальном смысле) в котлован десятки миллионов долларов и все возможные злоупотребления, с этим связанные, придется тоже ей. Хотя и лоббировали всю эту темную историю давние предшественники правительства Касьянова.

P.S. Первого апреля информационное агентство "Росбалт" сообщило, что в дни 300-летия северной столицы проезд по дороге Петербург - Москва будет платным: вырученные средства пойдут на погашение долга РАО "ВСМ". Питерские политики розыгрыш не оценили - не до шуток.

ДОСЬЕ МН

13 сентября 1991 года. Борис Ельцин подписал указ N 120 "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Петербург - Москва".
Ноябрь 1991 года. Учреждено Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали". Генеральным директором РАО "ВСМ" назначен Алексей Большаков (в 1994 - 1996 гг. - вице-премьер, в 1996 -1997 гг. - первый вице-премьер Правительства РФ).

Декабрь 1993 года. Приказом Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству изымается для федеральных нужд земельный участок в Петербурге в районе Московского вокзала и передается в бессрочное пользование РАО "ВСМ".

Июнь 1996 года. Премьер-министр Виктор Черномырдин подписал распоряжение Правительства РФ, где говорится: "Принять предложение правительства Петербурга о заключении с Минфином России соглашения о контргарантиях возврата инвестиционного кредита Великобритании за счет средств бюджета Петербурга".

14 октября 1997 года. В Лондоне подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками "Агриколь Индосуэц" и "Эс Би Си Варбург" о предоставлении на строительство вокзального комплекса РАО ВСМ в Петербурге кредита в размере 200 миллионов долларов сроком на 10 лет с процентной ставкой 7,3 проц. годовых.

21 октября 1997 года. Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев подписал договор поручительства, по которому администрация города обязывалась отвечать в полном объеме перед Минфином РФ по обязательствам РАО "ВСМ". От имени Минфина договор подписал заместитель министра Михаил Касьянов.

Июнь 1998 года. Законодательное cобрание Санкт-Петербурга отказывается утверждать договор поручительства.

1 июля 1998 года. Борис Ельцин подписал указ N 756, фактически "замораживающий" строительство ВСМ.

"Московские новости", 8 апреля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]