С 1 января 2003 года вступили в действие новые главы Налогового кодекса, устанавливающие
специальные режимы для субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем приняты меры, направленные на снижение административных
барьеров для развития предпринимательской деятельности.
За последние два года появились законы, реализующие эту
политику (о государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, о проведении проверок,
о лицензировании). Можно спорить о их качестве, но желание
властей оказывать законодательную поддержку развитию малого
бизнеса заслуживает поддержки.
Однако решения только налоговых вопросов и снятия административных
барьеров для динамичного развития малого предпринимательства
недостаточно. Параллельно необходимо помочь малому бизнесу
с финансированием.
Для решения этой задачи в России должен получить развитие
широкий спектр финансовых услуг, оказываемых субъектам малого
предпринимательства. Потребность в таких услугах превышает
предложение.
Коммерческие банки не всегда могут (или хотят) удовлетворить
спрос малого бизнеса на кредитные ресурсы, так как зачастую
выдача займов связана с повышенными рисками и дополнительными
издержками. С другой стороны, малые предприниматели имеют
ограниченный доступ к банковским кредитным ресурсам в силу
недостаточного обеспечения и отсутствия кредитной истории.
Государственные фонды поддержки малого предпринимательства
также пока не готовы полностью удовлетворить спрос субъектов
малого бизнеса на кредитные ресурсы. Между тем эта потребность
велика. По данным различных исследований, результаты которых
были оглашены на прошедшей в конце 2002 года в Москве конференции
"Микрофинансирование в России: перспективы развития",
потенциальный рынок микрофинансирования в стране составляет
от 2 до 3 млн субъектов в предпринимательском секторе. Общий
объем востребованных средств может быть оценен в 7 млрд
долларов.
Помочь в решении проблемы кредитования малого бизнеса могут
микрофинансовые организации (МФО), к которым относятся организации,
предоставляющие займы предпринимательскому сектору, не охватываемому
банковским кредитованием. В России институты подобного рода
начали интенсивно развиваться примерно с конца 90-х годов,
постепенно вытесняя нелегальное ростовщичество, возникшее
одновременно с появлением в нашей стране малого бизнеса.
К МФО в России можно отнести такие формы организаций, как
кооперативы, специализированные микрофинансовые банки, фонды
поддержки малого бизнеса и некоммерческие организации (с
российским и иностранным участием).
Следует отметить, что МФО не являются формой организации,
характерной исключительно для переходных или развивающихся
экономик. Они широко распространены по всему миру. По данным
Российского микрофинансового центра, 135 ведущих МФО в мире
обслуживают более 8,5 млн клиентов, портфель займов превышает
2 млрд долларов. В странах Восточной Европы и странах СНГ
работают 136 некоммерческих фондов, 9 микрофинансовых банков,
21 коммерческий банк, 5600 кредитных кооперативов и союзов.
МФО работают с малым бизнесом, используя альтернативные
способы обеспечения займа: низкие требования к залогу, механизмы
группового займа, солидарную ответственность заемщиков,
а также договоры поручительства. Займы используются в основном
на пополнение оборотного капитала, но вместе с тем и для
формирования (или пополнения) основных средств. При этом
для малых 135 ведущих микрофинансовых организаций в мире
обслуживают более 8,5 млн клиентов.
предпринимателей микрокредиты привлекательны тем, что процедура
оформления заявки очень проста, а срок между подачей заявления
и фактическим получением средств невелик. МФО работают с
клиентами, которым необходимы небольшие суммы. Например,
по данным МФО "Женская микрофинансовая сеть",
предоставляются займы даже на 30 и 50 долларов.
Интересно отметить, что МФО не являются конкурентами банковского
сектора. Напротив, они в значительной степени дополняют
его работу, так как предоставляют свои услуги в населенных
пунктах и регионах, где коммерческие банки практически не
работают. С другой стороны, можно сказать, что МФО готовят
будущую клиентуру для банков, так как являются эффективным
средством для формирования будущими банковскими заемщиками
кредитной истории.
И, наконец, МФО выполняют в России не только экономическую,
но и важную социальную функцию. Это форма борьбы с бедностью
и безработицей, способ декриминализации бизнеса, помощь
социально незащищенным слоям. Особо следует отметить использование
МФО для решения задач, связанных с масштабной миграцией
населения, с которой столкнулась Россия. Например, по данным
специального исследования, подготовленного МФО "Фонд
поддержки малого предпринимательства "ФОРА", 20%
от общего числа активных клиентов фонда составляли мигранты.
Представляется, что органы государственной власти должны
уделять гораздо большее внимание развитию МФО. Нельзя сказать,
что в этом направлении ничего не делается. Например, при
обсуждении главы 25 Налогового кодекса ("Налог на прибыль")
депутаты "Яблока" провели поправку, в соответствии
с которой была решена проблема отнесения к расходам процентов
по кредитам, хотя и с некоторыми ограничениями.
Актуальной задачей остается снижение административных барьеров,
препятствующих деятельности МФО. Например, для реализации
программ поддержки российского малого бизнеса многие МФО
получают безвозмездные безвозвратные средства от иностранных
и международных коммерческих организаций. Для оформления
удостоверения о принадлежности средств к безвозмездной помощи
и получения освобождения от налога на прибыль МФО приходится
проходить долгую и громоздкую процедуру. Несомненно, что
этот процесс нуждается в дебюрократизации при условии, что
получаемые средства направляются в некоммерческие организации
и используются исключительно на решение уставных целей —
предоставление займов субъектам малого бизнеса.
Между прочим, "цена вопроса" не такая маленькая
— по существующим оценкам, Россия может привлекать по линии
МФО в страну до 200 млн долларов ежегодно.
|