Сеню
распознали в год с небольшим. Ни папа, музыковед и пианист,
ни мама, преподающая скрипку в училище при консерватории,
ни старший брат-скрипач в младенчестве таких способностей
не выказывали. А Сеня, еще не умея разговаривать, как-то
забрался на колени к сидевшему за пианино отцу и начал листать
музыкальный сборник. Перевернув в очередной раз страничку,
требовательно ткнул пальцем: играй вот это. Папа сыграл.
Сеня полистал и ткнул еще раз - вот это. Папа опять сыграл...
"Трюк" демонстрировали всем знакомым. Те верили
и не верили, и тогда Сеня проделал все с точностью до наоборот.
Папа играл, а сын показывал, что именно сейчас звучит. Сомнений
не осталось ни у кого. Теперь тот красный "Альбом для
домашнего музицирования" - семейная реликвия. Во время
пересказа легенды Сеня то и дело встревает с поправками,
хотя историю эту сам помнить не может. Впрочем, кто их,
вундеркиндов, разберет. Шпарит же 12-летний мальчик со сцены
по памяти вещи, исполняя которые даже взрослые и довольно
известные скрипачи заглядывают в ноты.
Роман с "итальянкой"
Не потратив на поиск в семейном архиве и трех минут, Владимир
Абрамович достает голубые листки, вырванные из ежедневника.
"31 марта 1992 года. Не писает в штаны второй день
подряд, просится. Первый раз дали подержать скрипочку. Ловит
кайф, когда мама водит смычком".
Прежде чем Семен окончательно выбрал скрипку, мама в 5
лет поговорила с ним, как со взрослым. Теперь музыкант сам
уверенно рассуждает о том, что дает ему любимый инструмент:
"Что-то в музыке - не в скрипичной игре, а в мелодии,
в гармонии - меня задевало. Я что-то чувствовал, и скрипка
помогла мне выразить то, что я чувствую". Скрипок у
Сени две, но особенно любима купленная мамой по случаю еще
в советские времена и внезапно оказавшаяся "итальянкой"
XIX века. Правда, она короче обычной и звук имеет слишком
камерный. Чтобы играть в больших залах или солировать для
больших оркестров, нужно что-то посильнее.
Больших залов, больших оркестров и сцены вообще Сеня не
боится. Дело не в победах на пяти международных конкурсах,
в одном из которых он поделил первое место со взрослой скрипачкой
и к тому же маминой ученицей, а в том самом драйве. "Восторг.
Удовольствие. Непередаваемое ощущение. Выходить на сцену
для меня как..." Наверное, хотел сказать "наркотик",
но осекся. Сравнение и избитое, и неточное (ведь на самом
деле не пробовал). Неточность для скрипача - фальшивая нота,
а мальчик их даже в младенчестве терпеть не мог и поправлял
старшего на 15 лет брата: "Фальсивись, Миса!"
Секунду подумав, Сеня переделывает фразу и выдает безукоризненно
чистое: "Слушатели дают мне то, чего я не получаю больше
ни от чего в жизни. На сцене я чувствую свою особенность".
Критикуя Хейфеца
Если б знаменитые скрипачи в 12 лет записывались на магнитные
ленты или пластинки, Сенин талант было б с чем соотнести.
Поскольку ни Хейфец, ни Ойстрах, ни Менухин, не говоря уже
о людях из более давних времен, такого не делали, критериев
остается немного. Отзывы лично слышавших записи великих
в более взрослом возрасте и сложность произведений.
Со сложностью все в порядке. Что играли великие, то играет
и Гуревич-младший. В 9 лет ученик Ларисы Александровны Барановой
в Большом зале питерской филармонии прошел тест на виртуозность,
исполнив "Скерцо-тарантеллу" Венявского. Сравнение
с сохранившимися записями, как самокритично признает Семен
под сдержанные смешки родителей, пока в пользу предшественников.
"Это естественно, потому что все они были более или
менее талантливы, имели какие-то выдающиеся качества. Кто-то
играл более технично, у кого-то был более красивый звук.
Думаю, и я когда-нибудь добьюсь такого же качества".
Понимая, что так же, как Хейфец, играть невозможно, Сеня
абсолютно серьезно говорит, что играть можно только хуже
или лучше. И снова потрясает точностью: хуже или лучше записей
Хейфеца. "Если придираться к его игре, можно найти
помарки. Некоторые моменты, не связанные с техникой, я бы
мог исполнить просто поинтереснее. Нюансами, динамикой".
Детство в наследство
Устав отвечать на вопросы, критик Хейфeца достает мяч и
начинает жонглировать им ногой прямо в гостиной. За стекла
серванта и книжных шкафов никто не опасается. В отличие
от персонажа "Покровских ворот", днями напролет
мучившего на балконе скрипку и с завистью глядевшего на
сверстников с мячом, Сеня отлично играет в футбол, лучше
всех в школе. Правда, ни у Екатерининского канала, куда
выходят окна Гуревичей, ни в окрестностях их старого, еще
дореволюционной постройки дома особо не поиграешь. К счастью,
есть школьный спортзал, из которого Сеню и его друзей никто
не выгоняет. И есть время, чтобы играть. Разрушая традиционный
образ пиликалки-заучки и торопясь насладиться остатками
невзрослой жизни, Сеня проводит со скрипкой в руках всего
три часа в день.
Дискуссия о том, сколько детства должно быть у их ребенка
- самая сложная для Сениных папы и мамы. В понимании Владимира
Абрамовича сын живет нормальной жизнью, потому что у него
самого была похожая. "По крышам гулять? Хвосты кошкам
крутить? Какое там! Сидишь и долбаешь по клавишам...
Я был счастлив, только когда болел, потому что мог в это
время спокойно почитать. Но так уж судьба распорядилась".
Мама, Людмила Наумовна, переживает больше, потому что родилась
не в музыкальной семье и жила другой жизнью. Но времени
дать сыну то, чего он заслуживает, ей не хватает. Хотелось
бы расширить кругозор, куда-то сводить, дать сыну что-то
кроме серьезной музыки, чаще вывозить за город. Еще мама
переживает, что Сеня освобожден от обязанностей по дому:
в ее понимании это неправильно.
Но как только речь заходит о главном, об успехах, когда
в руки попадают фотографии и дипломы сына, тревога в голосе
пропадает. Вот он с Мстиславом Ростроповичем. Маэстро дал
мальчику рекомендацию на первый в жизни международный конкурс.
Вот он с Александром Ширвиндтом - на фестивале "Золотой
Остап". Популярный артист, занимавшийся в детстве скрипкой,
попросил у Семена инструмент и даже что-то простенькое исполнил.
Отдушина или альтернатива?
Что совсем не пугает родителей, учившихся на "5",
- так это двойки и тройки младшего сына по наукам немузыкальным.
"Эта традиция в школе при консерватории существовала
всегда, - вспоминает окончивший ее Владимир Абрамович. -
Учившиеся в ней ныне знаменитые артисты, такие, как Владимир
Спиваков, Михаил Боярский, Михаил Гантварг, Михаил Безверхний,
мягко говоря, никогда отличниками не были. Обычно те, кому
многое дано в музыке, не вкладывают в общеобразовательные
предметы того, что могли бы".
А у Семена, по мнению отца, много времени еще и утекает.
Каждую свободную минуту он бежит к компьютеру, на оснащение
которого пошли все заработанные на конкурсах деньги. Сейчас
"запасной инструмент" музыканта имеет процессор
Pentium-4, оперативную память 256 мегабайт, крутую видеокарту,
хороший сканер и даже CD-рекордер. От игр в "Doom"
и "Half-Life" быстро перебрался в глубины операционных
систем и микшерных программ по созданию музыки. Сейчас о
"петлях" и "сэмплах" говорит с горящими
глазами. И даже родители скрепя сердце вынуждены признать,
что танцевальные композиции получаются отменные. Хотя маме
больше нравились Сенины вариации на темы оперы "Пер
Гюнт", с которыми сын выступал на конкурсе памяти Ойстраха.
Приятель отца, композитор Станислав Пучков, преподающий
в питерском гуманитарном университете профсоюзов, послушав
Сенины опусы, сказал: "Очень интересно. Намного интереснее
творчества моих студентов". Сейчас Гуревич-младший
заканчивает запись сольного альбома. Продавать не собирается
- даст послушать друзьям по музыкальной школе.
С ними идет соревнование, кто лучше электронную музыку
напишет.
Брон сказал: "Поехали"
Семен уверен, что скрипка у него "отдельно" и
что никакие увлечения на "роман с итальянкой"
повлиять не могут. Родители, само собой, мечтают увидеть
младшего звездой мировой величины. На примере своих знакомых
и старшего сына, который сейчас учится и работает в Германии,
они знают, насколько тяжел хлеб музыканта - если только
не быть лучшим из лучших.
И вместе с тем Сеню не оттаскивают от компьютера за волосы,
не прокалывают его футбольный мяч и даже не выпихивают на
балкон шлифовать мастерство. "У него нормальная голова
на плечах. Ни одна дорога для него не закрыта. Если в один
прекрасный день он скажет, что скрипка перестала быть для
него главным делом в жизни, - мы смиримся, в конце концов,
это его собственный выбор, - качает головой отец. - Но Семен
брал уроки мастерства у знаменитого учителя многих скрипичных
звезд профессора Захара Брона, общался с Эдуардом Грачом,
ездил к декану оркестрового факультета Московской консерватории
Владимиру Иванову. Все они общались с ним на равных, а Брон
сказал: "Неограниченные возможности". Вы не знаете
Брона - от него немногие слышали похвалу".
--------------------------------------------------------------------------------
"Родительское собрание" и партия "Яблоко"
продолжают акцию "Вундеркинд". Мы ищем в российской
провинции особо одаренных детей. И рассказываем о них. Но
не только рассказываем. Нетрудно предположить, что у российских
вундеркиндов уйма проблем - нет компьютера, не хватает средств
на Интернет, нет нужных книг... Надо помогать. Наши партнеры
из партии "Яблоко" это уже делают. Нашим первым
героем стал двенадцатилетний Эрнесто-Евгений Санчес-Шайда
из алтайского Рубцовска (см. последний номер "Московских
новостей" за прошлый год). Мы рассказали о 12-летнем
чемпионе мира по шахматам Яне Непомнящем из Брянска ("Родительское
собрание" N1-2 с.г.), а также о 15-летнем студенте
факультета прикладной математики Вологодского университета
Евгении БЕЛОВЕ ("Родительское собрание" N 3 с.г.).
12-летний виртуоз Семен Гуревич разрывается между любимым
инструментом и компьютерной музыкой, между исполнением и
сочинительством. Оставил бы и то и другое, но бывает ли
так во взрослой жизни?
|