Запланированного на 1 октября
2003 года старта реформы системы оплаты труда бюджетников
не будет. По данным "Известий", правительство ограничится
индексацией окладов в рамках действующей единой тарифной сетки
(ЕТС), а введение отраслевых систем оплаты труда отложит до
лучших времен. В срыве реформы, по мнению правительства, виновато
Министерство труда, которое не смогло объяснить ее смысл депутатам
и профсоюзам.
Руководитель департамента социального развития аппарата
правительства Евгений Гонтмахер сообщил "Известиям",
что изменения системы оплаты труда бюджетников в этом году,
очевидно, не произойдет. Минтруда, по его данным, приостановило
работу над концепцией реформы и готовит законопроект об
обычной индексации окладов (с 1 октября на 33%).
Представитель Минтруда сказал "Известиям", что
трудовую реформу не удастся осуществить в этом году "даже
по техническим причинам". Предполагалось, что повышение
окладов 1 октября будет проводиться уже в рамках отраслевых
систем оплаты труда. "У нас до сих пор нет данных о
том, сколько отраслей существует в бюджетной сфере. Предварительные
варианты систем оплаты разработаны для 5-6 отраслей, но
очевидно, что потребуется не менее 30. С такой работой мы
опоздали", - объясняют в министерстве.
Но главной причиной срыва реформы в правительстве и Минтруда
называют противодействие со стороны депутатов и профсоюзов.
В феврале Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной
сферы организовала крупнейшую за время президентства Владимира
Путина акцию протеста. Митинги и пикеты бюджетников прошли
в 80 регионах и нанесли самый мощный удар по правительственному
плану трудовой реформы. С протестующими пытались договориться
министр труда Александр Починок и бывший вице-премьер Валентина
Матвиенко. "Взаимопонимания найти не удалось",
- констатировал представитель Минтруда.
Евгений Гонтмахер считает, что в этом виновато само министерство,
которое подготовило "достойный и качественный материал",
но не смогло объяснить смысл реформы профсоюзам и депутатам.
Профсоюзы же вместо того, чтобы рассеять свои опасения в
диалоге с правительством, вывели на улицу людей, большинство
из которых в принципе не понимало, против чего протестует.
"В итоге реформа остановлена по политическим причинам.
По сути это означает консервацию ЕТС и мизерных зарплат",
- говорит Гонтмахер.
Депутаты и представители профсоюзов не спорят с тем, что
ЕТС, которая не делает различий между трудом врача и научного
сотрудника, безнадежна устарела. Отраслевые системы позволяют
повышать зарплаты с учетом специфики профессии, стажа работника
и качества его труда. Основных претензий к правительственной
концепции было две. Первая: индексация в 1,33 раза недостаточна,
а с учетом того, что повышение будет дифференцированным,
работники низшего и среднего звена ее вообще не почувствуют.
Вторая: стремление правительства переложить ответственность
за выплату и назначение зарплат на регионы и муниципалитеты.
Для школ и больниц, которые финансируются из региональных
или муниципальных бюджетов, отраслевые системы по замыслу
Минтруда должны носить рекомендательный характер. Выплачивать
и определять реальные размеры окладов будут местные власти.
Единственная федеральная гарантия - минимум в 600 рублей.
Депутаты утверждают, что 80% регионов и муниципалитетов
являются дотационными и требуют от правительства гарантировать
равномерное повышение окладов всем бюджетникам страны. Правительство
на такой шаг пойти не могло - на это просто нет денег.
Чиновник Минтруда предположил, что реформа ЕТС в дальнейшем
будет синхронизирована с реформой местного самоуправления,
которая должна передать регионам вместе с дополнительными
полномочиями дополнительные источники доходов.
"Затягивать введение отраслевых систем оплаты труда,
связывая его с административной реформой, неправильно. Это
медвежья услуга для бюджетников", - считает председатель
комитета Госдумы по образованию и науке Александр
Шишлов (фракция "Яблоко"). Шишлов рассказал,
что впервые услышал о возможном переносе реформы от лидера
группы "Народный депутат" Геннадия Райкова, который
две недели назад заявил, что введение отраслевых систем
надо отложить. А 2 апреля проправительственные фракции заблокировали
создание трехсторонней комиссии по доработке концепции реформы.
Дальнейшая судьба трудовой реформы туманна. Евгений Гонтмахер
говорит, что вводить отраслевые системы нужно одновременно
с индексацией зарплат и не на 10%, а существенно больше.
Когда произойдет такое повышение, пока неизвестно. Профсоюзы
и депутаты настаивают на двукратной индексации и предлагают
провести ее одновременно с реформой в 2004 году и при финансовых
гарантиях федерального центра.
По словам Александра Шишлова, чтобы реформа началась в
следующем году, законопроект об отраслевых системах должен
быть внесен в Думу уже в весеннюю сессию. Но в правительство
такой законопроект пока не поступал. И вряд ли в ближайшее
время поступит. Двукратное повышение зарплат, которого требуют
парламентарии, будет стоить сотни миллиардов рублей. Правительство
при непредсказуемых ценах на нефть, планах снижения налогов
и сокращения непроцентных расходов вряд ли согласится записать
такие траты в проект бюджета-2004. А регионы утверждают,
что у них не хватит денег даже на то, чтобы в октябре- декабре
обеспечить выплату зарплат с учетом 30-процентной индексации.
|