Комиссия по городскому хозяйству,
градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания
Санкт-Петербурга приступила к своей работе. Прошло первое
рабочее заседание, на котором был принят план работы.
Председатель комиссии Михаил Амосов («Яблоко») рассказал корреспонденту
ИА «Росбалт» о том, какие городские проблемы собирается решать
эта депутатская комиссия. А также прокомментировал недавнее
высказывание В. Яковлева в ТВ-программе «Час губернатора»,
суть которого свелась к тому, что в градостроительную тему
«мы депутатов не пустим»:
- Если Владимир Анатольевич думает, что администрации удастся
самостоятельно утвердить новый генеральный план и правила
застройки, то он ошибается. Как бы ни было ему противно
работать с депутатами Законодательного собрания, федеральные
законы диктуют определенную процедуру утверждения основных
градостроительных документов. Так, в частности, генплан
и правила застройки должны утверждаться на уровне местных
законов. Так что придется администрации работать вместе
с депутатами.
Как рассказал Михаил Амосов, возглавляемая им комиссия
планирует вплотную заняться пятью основными направлениями
(блоками) работы.
Первый блок: проблемы градостроительства и землепользования
Эта тема волнует как бизнес, который работает в сфере строительства,
так и бизнес вообще: развивать производства без расширения,
строек часто невозможно. «Популярна» эта тема и у народа,
особенно жителей домов, расположенных в зоне влияния строек.
Необходимо разработать новые правила землепользования и
застройки. Наличие таких правил вытекает из Земельного кодекса.
Важнейшей частью этих правил является правовое зонирование
территорий: применительно к каждому земельному участку нужно
четко оговорить его функциональное назначение, высотный
регламент, плотность застройки и множество других характеристик.
«Правила игры» на этом поле должны быть прозрачны и доступны
всем участникам строительного процесса и просто желающим.
Они должны утверждаться на уровне городских законов, а не
задаваться чиновниками.
Если записана на этой территории зеленая зона, то ни губернатор,
ни кто другой не может самопроизвольно изменить ее функциональное
назначение (и другие регламенты). Любые изменения в зонировании
должны проходить на уровне принятия соответствующих законов
(поправок).
Несомненно, в городе есть силы, которые устраивает сложившийся
порядок вещей, когда можно в коридорах власти договориться
о чем угодно. Например, строить в историческом центре города
здания, выбивающиеся по высоте (Дом Дидро около Исаакиевской
площади, гостиница возле Капеллы с «видовой площадкой» на
Дворцовую площадь).
Очень много проблем накопилось в связи с последствиями
уплотнительной застройки и реконструкции зданий (помещений).
Исходя из этого в планах депутатов обозначена проблема страхования
в пользу третьих лиц при строительстве (реконструкции).
Этой теме будут посвящены и депутатские слушания.
Планируют депутаты в рамках градостроительной темы заняться
вопросами налогообложения и городской политики оборота земли.
Сегодня, с одной стороны, выкуп земельного участка федеральным
законом допускается. С другой, в городе отсутствуют правила
и практика, которые бы позволяли выкупить земельный участок,
а затем заложить его под кредиты в банке на дальнейшее строительство.
Тем самым мы лишили застройщиков возможности пользоваться
цивилизованным механизмом и породили асоциальную схему кредитования
— «долёвку».
Мы должны способствовать передаче земли в частные руки.
С одной стороны, это товар, который с собой в кармане не
увезешь, с другой, его нужно ввести в оборот, чтобы он активно
работал на город в виде налоговых поступлений. При этом
необходимо четко оговорить права и обязанности владельца
участка.
Новый Генеральный план города появится в 2005 году. Таким
образом, правила застройки и зонирование территорий (разрабатываемые
на основе генплана) могут появиться только через несколько
лет. Между тем какие-то отдельные главы можно принять до
принятия генплана — в начале 2004 года.
Поступают предложения на переходный период (до утверждения
нового геплана) ограничить возможности по застройке в каких-то
частях города. В ближайших планах депутатов — принятие закона
о структуре генплана. Необходимо узаконить, какие разделы
этого документа и на каком уровне (городского закона или
решения губернатора) утверждаются. Эту работу депутаты планируют
провести до летних каникул.
Второй блок — ЖКХ
Это самые большие и больные проблемы в Санкт-Петербурге,
и для нашей комиссии важно определить, как можно в будущем
бюджете помочь ЖКХ. Мы имеем очень «тяжелый» жилой фонд,
и есть вещи, которые должны делаться за счет бюджета.
В планах депутатов — вопросы реформирования системы обслуживания
жилого фонда. Для развития конкуренции в этой сфере нужна
правовая база, над которой мы и планируем поработать.
Также депутаты планируют исследовать возможности по изменению
системы оплаты. В том числе вернуться к нашумевшей теме
«безадресной строчки» капремонта в счетах граждан. Как известно,
в прошлом году городская администрация протащила через закон
о бюджете пока чисто теоретическое право на сбор с населения
платы за капремонт. Между тем, чиновники не представили
расчетов, как будут расходовать средства, собираемые с граждан.
Это тревожит.
Аналогичная ситуация сложилась и с санитарной уборкой территорий:
деньги собираются, а результатов не видно. И собираются,
по нашим подсчетам, деньги немалые — где-то порядка 1 тыс.
долларов в месяц. Думаю, на эти деньги немало можно сделать,
если их расходовать по назначению. Может быть, мы в своих
расчетах не очень точны. Поэтому и нужно детально изучить
этот вопрос, всё просчитать.
Третий блок — проблемы инфраструктуры (дороги, мосты,
транспортная, инженерная инфраструктура)
В последнее время в действиях городской администрации в
этом направлении наметилась некоторая «импровизационность».
Нет утвержденного на уровне закона плана строительства мостов,
например. Развитие метрополитена сегодня идет по плану,
утвержденному еще в советское время. Между тем, за это время
принципиально изменились технологии, транспортные потоки.
Существенные изменения в транспортную структуру Санкт-Петербурга
вносит строительство КАД. На май-июнь намечено выездное
заседание депутатской комиссии на КАД.
Четвертый блок — городской общественный транспорт
Транспортники постоянно жалуются, что им не хватает денег,
а кто-то проверял, насколько разумна, оптимальна их структура
управления?. Кроме того, складывается тенденция, когда перевозчики
объединяются в крупные парки и выдавливают более мелких
конкурентов, монополизируя рынок. Это неминуемо приведет
к высоким тарифам на пассажирские перевозки. Очень большие
претензии у населения к качеству транспортных услуг.
Вместе с тем, в администрации есть свежие идеи по поводу
реструктуризации Комитета по транспорту. На заседаниях нашей
комиссии мы планируем обсудить возможность регулирования
городскими законами тарифов в общественном транспорте. Сейчас
тарифы утверждаются администрацией, и за очередным повышением
цен обещанного улучшения обслуживания населения не наблюдается.
Пятый блок — благоустройство
Новый Административный кодекс эти вопросы относит к ведению
субъектов Федерации. Ныне действующие правила благоустройства
были приняты еще в советское время. Сегодня нет правовой
базы, чтобы оштрафовать водителя за парковку машины на газонах.
Некоторые законы в сфере благоустройства депутатами прошлого
созыва уже внесены и находятся на «выходе». Эти полумеры
какое-то время поработают, но нужны новые правила благоустройства.
К концу года хотелось бы иметь «каркас» правил, и в следующем
году начать их обсуждение на заседаниях Законодательного
собрания.
Помимо перечисленных основных тем, на заседаниях Комиссии
ЗакСа по городскому хозяйству планируется поднять тему проведения
тендеров в городе. На сегодня многие их них проводятся формально:
победитель известен заранее. Должен быть закон, регламентирующий
конкурсную процедуру. Пока же «правила игры» задает администрация
города.
|