В № 2 за этот год «Новая газета» опубликовала депутатский
запрос мэру Москвы Ю.М. Лужкову депутата Мосгордумы, нашего
обозревателя Евгения Бунимовича «И Булгакова испортил квартирный
вопрос», в котором Е. Бунимович предлагал отказаться от
идеи грандиозной многофигурной скульптурной композиции,
посвященной М. Булгакову, и ограничиться фигурой писателя,
сидящего на сломанной скамейке, а вместо сомнительного переустройства
ограничиться очисткой и благоустройством Патриарших прудов,
сохранив их особую хрупкую, столь любимую москвичами ауру.
Мы напечатали ответ мэра, в котором скорее не в строках,
а между строк внимательный читатель мог обнаружить готовность
градоначальника к диалогу и разумному компромиссу. И вот
во вторник 25 марта состоялось заседание Градостроительного
совета при мэре Москвы, посвященное Патриаршим, с участием
всех заинтересованных сторон, включая наиболее активных
окрестных жителей. После детального обсуждения на совете
мэр Москвы Ю. М . Лужков принял решение отказаться от первоначальных
грандиозных планов, осуществить очистку пруда, восстановить
утраченные деревья, фрагменты оград, фонари и скамейки,
а фигуру писателя на скамейке установить на одной из аллей
— то есть практически то, что и предлагалось в запросе.
Евгений БУНИМОВИЧ, выступивший на совете, так прокомментировал
это решение:
— Замечательно, что нам, кажется, удастся не только сохранить
Патриаршие пруды, но и привести их в порядок, сохранить
естественный водоем, восстановить утраченные части декора,
газоны и зеленые откосы. Отказ от грандиозной композиции
— это, несомненно, достойный и мужественный шаг авторов,
выигравших в свое время непростой конкурс.
Еще, наверное, замечательнее, что интеллигентные жители
Патриарших смогли достойно, мужественно и последовательно
защитить этот сокровенный уголок Москвы.
Но, может, самое поразительное в этой истории то, что городские
власти, имея все необходимые документы и согласования, пошли
в конце концов на долгий, открытый и уважительный разговор
с москвичами, жителями Патриарших, деятелями культуры и
искусства, публично признав ошибку в том, что этого открытого
и уважительного диалога не было с самого начала.
Как на хрестоматийном сеансе магии в театре-варьете, с
Патриарших каким-то чудом слезали все эти примусы, шутихи,
фонтаны, насосные станции, и в результате проявляется с
детства любимый пруд и самый старый в столице каток...
Это уже не «хотели как лучше, а получилось как всегда»,
на Патриарших начали, увы, как всегда, но получиться в конце
концов может куда лучше.
|