ДАЖЕ в Минобороны не найдется человека, готового заявить,
что с армией у нас все в порядке. До недавнего времени главным
объектом критики оставалось ведомство Сергея Иванова. Однако
регулярные побеги рядовых из расположения воинской части
в ближайшее отделение Комитета солдатских матерей свидетельствуют,
что работой военной юстиции в обществе недовольны еще больше.
Лишний раз этот факт подтвердило сообщение, согласно которому
военная прокуратура только с третьей проверки все же вынуждена
была признать случаи жестокого обращения с воспитанниками
Нахимовского училища в Питере. Так, может, вообще не нужны
судьи и прокуроры в погонах, которых легко заподозрить в
большей верности ведомственным интересам, чем положениям
закона? Вот какие мысли на этот счет высказали собеседники
"РГ".
ЗА
Николай Петухов зампредседателя верховного суда - председатель
военной коллегии ВС РФ, генерал-полковник
- Если смотреть пояснительную записку к законопроекту,
то многие моменты, изложенные в ней, не соответствуют действительности.
Не берусь судить, сделано это умышленно или из-за недостаточного
знания действующего законодательства о военных судах. После
принятия в 1999 году соответствующего закона военные суды
полностью выведены из состава Вооруженных Сил. Судьи и работники
аппарата из числа военнослужащих прикомандированы к Верховному
Суду и судебному департаменту. Таким образом, никакого подчинения
судей военных судов органам военного управления нет и быть
не может.
Деятельность военных судов финансируется из федерального
бюджета, но не через Минобороны, а через судебный департамент,
как и деятельность иных судов общей юрисдикции. Иными словами,
ни к денежному содержанию судей военных судов, ни к материально-техническому
обеспечению их деятельности, ни к приобретению жилья Минобороны
не имеет никакого отношения. И вмешаться каким-либо образом
в процесс присвоения воинских званий судьями органы военного
управления не могут. Высшие воинские звания присваивает
Президент по представлению председателя Верховного Суда
и Высшей квалификационной коллегии. На должности судей военных
судов граждане назначаются Президентом, и нет никаких оснований
говорить о реальной или формальной зависимости военных судов
от органов военного управления. Далее. Военные суды руководствуются
тем же законодательством, что и гражданские. Необходимость
же сохранения военных судов в РФ как разновидности судов
общей юрисдикции обусловлена прежде всего спецификой организации
наших Вооруженных Сил, выполняемых ими задач и географическими
особенностями страны. Авторы законопроекта забывают, что
военные суды создаются по территориальному принципу по месту
дислокации войск. И во многих регионах, где расположены
войска, просто не существует других судов, кроме военных.
Ликвидация военных судов чрезвычайно затруднит доступ к
правосудию военнослужащих, проходящих службу в отдаленных
местностях. Не задумались авторы законопроекта и о том,
что в случае его принятия военнослужащие, проходящие службу
за пределами РФ, были бы попросту лишены возможности отстаивать
свои права и законные интересы в суде.
В прошлом году в военные суды обратились свыше 157 тысяч
военнослужащих с требованиями о защите своих нарушенных
прав. Примерно 90% жалоб удовлетворяется военными судами,
и права военнослужащих восстанавливаются. Если бы военнослужащие
не видели в военных судах реального защитника своих прав
и законных интересов, разве обращения были бы столь многочисленными?
В настоящее время уголовные дела о преступлениях, совершенных
военнослужащими, составляют примерно четверть от всего объема
дел, рассматриваемых военными судами, а три четверти - гражданские
дела по обжалованию военнослужащими действий командования.
Это ли не показатель независимости и беспристрастности военных
судов?
Если военные суды будут ликвидированы, то многие военнослужащие
из-за занятости по службе и невозможности выехать в другие
населенные пункты, где располагаются гражданские суды, просто
не смогут лично подать в суд свои жалобы, а на ведение дел
через представителей у военнослужащих средств нет. Должен
сказать, что общие разговоры о необъективности военных судов
беспредметны. Каждое уголовное и гражданское дело индивидуально,
и если заинтересованные стороны усматривают основания для
подачи жалоб по состоявшимся судебным решениям, то они подают
их в порядке, установленном процессуальным законодательством.
ПРОТИВ
Алексей Арбатов, депутат
Госдумы
- Законопроект об упразднении военной прокуратуры обсуждался
в Комитете Госдумы по обороне. Было принято решение вернуть
его авторам, то есть Иваненко, Артемьеву и Арбатову, в связи
с отсутствием финансового обоснования, подтвержденного Правительством.
Мы полагали, что такое обоснование и не нужно, потому что
военные прокуроры не будут увольняться в запас, они просто
станут гражданскими, останутся в системе гражданской прокуратуры
и будут заниматься в принципе теми же самыми вопросами.
После того как мы тщательно разберем вопрос с финансовым
обоснованием, собираемся вновь вносить законопроект. Существующие
в Вооруженных Силах беспорядки и преступления не стоит относить
на счет плохой работы органов военной юстиции. Мы выступаем
за упразднение военных судов и военной прокуратуры по принципиальным
соображениям. Военная юстиция - это архаизм, такие органы
в демократическом государстве не только не нужны, но и создают
проблемы. В демократическом обществе специализация юстиции
обеспечивается за счет создания соответствующих экспертиз.
Нельзя дальше идти этим совершенно абсурдным путем, когда
в рамках системы юстиции воссоздается государственная отраслевая
система юстиции, так каждому министерству захочется иметь
свой собственный суд и прокуратуру. С этой точки зрения
можно создавать суды и прокуратуру в системе Минатома, он
охватывает в настоящий момент гораздо больше людей, чем
Вооруженные Силы, а специфика ядерной физики еще похлеще,
чем в военной области. Если следовать этой логике, почему
бы судьям и прокурорам в подобной системе не оканчивать
МФТИ и начинать специализироваться на ядерной физике? Что
касается соблюдения гостайны в ходе судебных слушаний, то,
если интересы государственной безопасности требуют этого,
проводится закрытое заседание суда. Перед нами прошло несколько
подобных дел - и Сутягина, и Пасько, и Никитина, и Кузнецова.
И на их примере видно, что закрытые суды и специализированные
органы правосудия зачастую привлекаются для того, чтобы
создавать преступление там, где его нет, и преследовать
людей в уголовном порядке. Вот Григория Пасько, когда его
судил военный суд, осудили. Как только дело передали гражданскому
суду - все дело тут же развалилось, его освободили условно-досрочно.
Вопросы государственной тайны и военной тайны - это скорее
предлог, нежели реальная причина для того, чтобы проводить
такие специальные суды, которые, кстати говоря, запрещены
и нашей Конституцией.
К сожалению, "РГ" не удалось получить комментария
от представителей Главной военной прокуратуры (ГВП). Хотя,
по мнению юриста, пожелавшего остаться неназванным, многие
тезисы законопроекта выглядят как минимум спорными. ГВП
входит в состав Минобороны, а подчиняется Владимиру Устинову.
Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается
от нее по представлению Устинова Советом Федерации, а порядок
финансирования военных прокуроров детально регламентирован
федеральным законом. Поскольку у военных судей и прокуроров
двойной статус, военный и юридический, то, по мнению юристов,
"такое положение позволяет их направлять для несения
службы в отдаленные районы с неблагоприятными климатическими
условиями, на режимные военные объекты и в районы ведения
военных действий". Конечно, послать за Полярный круг
или в Чечню гражданского юриста будет по существу невозможно.
Наконец, при проведении подобной реформы, безусловно, придется
потратиться: увольнение с военной службы судьи или прокурора
обойдется как минимум в 100 тыс. рублей выходного пособия,
а только военных прокуроров - более 3000 человек.
|