Президент России разделяет
позицию "МН" по вопросу телефонной "повременки".
Чиновники отрасли с главой государства не согласны
Скоро должно состояться второе чтение федерального закона
"О связи", о содержании которого "МН"
рассказывали в минувшем декабре (N 48, 2002 г. "Повременим?"),
после первого чтения проекта. Ключевой вопрос - будет ли
предусмотрено в этом законе право гражданина самому выбирать,
как платить за телефон (по абонентской или повременной системе),
или всем нам в принудительном порядке навяжут "повременку"?
Минсвязи с упорством продолжает настаивать на том, чтобы
форму оплаты - исходя из максимизации своих прибылей - устанавливали
телефонные компании. Но недавно сторонники "права на
выбор" получили серьезное подкрепление: закрепления
этого права в законе потребовал Владимир Путин. Точка зрения
главы государства сформулирована в официальном заключении,
направленном в Государственную думу. Президент полагает
необходимой "существенную доработку" законопроекта,
особо выделяя среди прочих два главных недостатка. Что любопытно
- именно те, которые отмечались в "МН".
Во-первых, Владимир Путин настаивает на включении в законопроект
положений, предусматривающих "право выбора граждан
между фиксированной и повременной системой оплаты услуг
телефонной связи". А во-вторых, президент категорически
возражает против придания всей связи в стране статуса "федеральной".
Что касается первого требования, то оно является абсолютно
естественным для всех, кроме связистов. Понятно, что телефонные
кoмпании крайне заинтересованы в навязывании гражданам выгодной
для себя системы оплаты - как правило, повременной. Также
понятно, что граждане крайне заинтересованы в том, чтобы
решать самим, по какой системе им удобнее платить, исходя
из потребности в разговорах. Если придерживаться либеральных
принципов - соответствующий "конфликт интересов",
конечно же, должен решаться в пользу потребителя услуг.
А не их поставщика.
Как ни удивительно, воля президента не помешала "телефонному
министерству" остаться на своей позиции. Выступая в
конце февраля в Петербурге на открытии X Международной выставки
систем связи и телекоммуникаций, первый заместитель министра
связи и информатизации Борис Антонюк заявил, что министерство
считает возможность выбора абонентом системы оплаты услуг
связи... "антирыночным механизмом" (!).
После этого Антонюк посетовал, что у министерства давно
уже имеется "техническая возможность выставления счетов,
предусматривающих повременную форму оплаты услуг связи на
всей территории России", но вопрос этот, к сожалению,
"является политическим", хотя "с точки зрения
экономики введение "повременки" - правильно".
Видимо, по мнению первого замминистра, "рыночным"
является исключительно навязывание "повременки"
гражданам. В таком случае почему бы завтра транспортникам
не объявить "антирыночным механизмом" продажу
гражданам единых проездных билетов, являющихся полным аналогом
абонентской оплаты за телефон? Покупайте, граждане, разовые
билеты на каждую поездку в автобусе, трамвае и метро - и
никаких вам "карточек"! Какое-то очень своеобразное
у Минсвязи понимание принципов рыночной экономики...
Если же говорить о втором требовании президента, то региональные
власти от "телефонного" регулирования будут навсегда
отстранены, а различная в разных регионах себестоимость
услуг связи никак не будет учитываться при установлении
тарифов. И не приходится сомневаться, что запланированный
законопроектом "федеральный орган исполнительной власти
в области связи" будет легко идти навстречу связистам
в "тарифном вопросе".
Кстати, этого же вопроса касается и еще одно существенное
замечание Владимира Путина. По его мнению, "дополнительного
обоснования" требует норма законопроекта, согласно
которой государственное регулирование тарифов должно "создавать
операторам связи условия для компенсации экономически обоснованных
затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи,
и обеспечивать развитие сетей связи". Понятно, что
при наличии такой нормы и при отсутствии в законе упоминания
о том, кто будет определять эти "экономически обоснованные
затраты" (и кто будет проверять их обоснованность),
тарифы можно повышать неограниченно...
Что же, второе чтение законопроекта должно ответить на
простой, но принципиальный вопрос: кто - кого? Либо парламент
заставит чиновников Минсвязи действовать в интересах граждан,
которые, собственно, для этого и выбирали депутатов, либо
чиновники по старой привычке будут действовать в своих интересах.
ПОЗИЦИЯ
Новая правозащита
Зампред Комитета Госдумы по информационной политике Александр
ШУБИН считает, что полемика вокруг "Закона о связи"
может помочь становлению гражданского общества
Кроме экономического, у этого закона есть и важнейший правозащитный
аспект: он будет обеспечивать конституционное право граждан
на свободный доступ к информации и ее свободное распространение.
С самого начала надо заложить в закон нормы цивилизованного
отношения к потребителю, являющемуся чуть ли не самым главным
участником рынка. Порой, к сожалению, дискриминируемым.
Права потребителя в одном ряду с конституционными свободами;
именно так сегодня следует ставить вопрос. Я убежден, что
защита потребительских прав является частью правозащитной
деятельности, которую у нас привыкли представлять совсем
по-другому: не столь рутинно, не так обыденно и приниженно.
Но ведь нет более "высоких" и более "низких"
прав человека и гражданина. Или мы защищаем все права, или
мы занимаемся политическим лукавством, от которого наши
сограждане устали и потому перестают верить, что их права
может кто-то защитить. В этом смысле мы можем говорить о
новой правозащите, которой должны заниматься политики. Речь
о готовности постоянно соотносить свою деятельность, свои
поступки и решения с правами граждан. Будь то право на информацию,
на политическую деятельность или более на первый взгляд
приземленные права потребителя.
Сейчас мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: российский
тоталитаризм воспроизводится не властью, а ее радикальными
критиками. Они вооружились устаревшими риторическими инструментами
и словно не хотят замечать двух исходных фактов, на которых
только и может быть построена сегодня ответственная политика.
Факт первый: в России - законно избранный президент и демократическое
правительство. Факт второй: осуществление прав и свобод
граждан - зона совместной компетенции нации и власти. Сфера
продуктивного, хотя временами и тяжелого контакта, а не
взаимного отторжения. Поскольку демократия - это конфликтный,
иногда мучительный процесс, суровый каждодневный труд, а
не награда за честную жизнь и не пенсия за выслугу лет.
Только в таком контакте можно решать и проблемы дискриминации
потребителей в целом, и проблемы информационной безопасности,
состоящие в обеспечении доступа граждан к информации, необходимой
для любой их деятельности, не запрещенной законом. Ведь
в стране нет правовой базы для защиты персональных данных
и сведений, касающихся частной жизни граждан. Последний
скандал с продажей баз данных одной сотовой компании заставляет
очень жестко поставить вопрос о необходимости взаимодействия
бизнес-сообщества, правозащитных организаций, гражданских
ведомств, правоохранительных органов и спецслужб в защите
наших прав. Такое взаимодействие и есть новая правозащита.
Неблагодарная, не всегда заметная, но регулярная и, главное,
высококвалифицированная работа.
|